На что может повлиять условие о месте работы в трудовом договоре с дистанционным работником

Риски: от этого условия трудового договора может зависеть порядок оформления поездок дистанционного работника в офис организации. Для дистанционных работников командировкой считается поездка к месту нахождения работодателя в другую местность или на другую территорию (например, в другой город).

Минтруд России в Письме от 07.07.2022 N 14-2/ООГ-4542 ответил, как оформлять дистанционному работнику поездки в офис в следующей ситуации: Сотрудница проживает в городе Клин и устроилась на работу с удаленным (дистанционным) режимом (работает на дому). Впоследствии ее периодически стали вызывать для выполнения отдельных задач в офис организации, которая расположена в Москве. При этом поездки в офис не входят в условия ее работы по трудовому договору.

Ведомство напоминает, что при дистанционной работе сотрудник выполняет трудовую функцию вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ).

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных главой 49.1 ТК РФ.

Так, из ч.  3 ст. 312.6 ТК РФ следует, что на дистанционного работника действие статей 166168 ТК РФ распространяется в случае его направления работодателем для выполнения служебного поручения в другую местность (на другую территорию), отличную от местности (территории) выполнения трудовой функции. А эти статьи обязывают работодателя оформлять командировку и оплачивать командировочные траты сотрудников.

Поэтому важно обратить внимание на условие трудового договора о месте работы, которое является обязательным (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, обязательным условием трудового договора будет являться место работы сотрудника с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Ведомство предупреждает, что  менять такое условие трудового договора в одностороннем порядке работодатель не вправе. Это можно делать только по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ).

Ведомство полагает, что в случае одностороннего изменения работодателем места работы соответствующее условие трудового договора, исполняться не будет (если соответствующее место работы не было заранее предусмотрено трудовым договором). Таким образом, если в трудовом договоре не менялось место работы, а нужно ехать в другой город, можно говорить о служебной командировке.

На заметку: ранее Роструд уточнял, что местом работы дистанционного работника является место его нахождения (место исполнения трудовых обязанностей). С учетом подхода ВС РФ достаточно конкретизировать место работы до населенного пункта.

 

Как быть, если работник просит выплачивать зарплату на пару дней раньше для своевременного погашения ипотеки

Возможности: с работником можно заключить дополнительное соглашение, которым будут установлены индивидуальные сроки выплаты зарплаты. Главное, чтобы соблюдались требования о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца, а также о максимально допустимом промежутке времени после окончания отработанного периода, в который должна быть выплачена часть заработной платы за этот период.

Московский инспектор ГИТ в Письме от 06.07.2022 N ПГ/15819/10-24237-ОБ/1426 рассмотрел ситуацию, когда сотрудник для погашения ипотеки просит работодателя выплачивать ему зарплату на пару дней раньше установленного срока, чтобы вовремя погашать кредит.

Ведомство напоминает, что платить зарплату нужно не реже, чем каждые полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Конкретные даты выплаты устанавливаются в трудовом или коллективном договоре либо в ЛНА, например в Положении об оплате труда. Трудовое законодательство не запрещает выплачивать заработную плату за отработанное время раньше установленного срока, поскольку это не ухудшает положение работников и установленные трудовым законодательством гарантии прав работников на своевременное получение заработной платы. При этом инспектор ГИТ предупреждает, что досрочная выплата зарплаты может быть расценена ГИТ как нарушение условия о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца, а именно ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Ведь если работодатель выплатит заработную плату за первую половину месяца раньше срока, а за вторую – в срок, то интервал между выплатами составит более половины месяца.

Поэтому инспектор рекомендует заключить с работником-ипотечником дополнительное соглашение (на определенное время) с установлением иных сроков выплаты заработной платы.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Можно ли отдать ведение воинского учета сторонней организации?

Риски: действующим законодательством не предусмотрено привлечение по договору ГПХ сторонней организации для оформления отчетных документов по воинскому учету работников. За отсутствие приказа об организации воинского учета граждан работодателю грозит штраф.

Организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять воинский учет работников. Это следует из следующих норм:

подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»,

подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»,

п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,

‒  пп. 1, 9 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее ‒ Положение N 719),

п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее ‒ Рекомендации)).

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения N 719).

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, ‒ это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, в том числе по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях (п. 17 Рекомендаций).

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя по установленной форме (п. 22 Рекомендаций).

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Таким образом, поскольку в отношении работника сторонней организации издание приказа по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, законом не предусмотрено, учитывая вышеприведенные положения, привлечение по договору ГПХ сторонней организации для оформления отчетных документов по воинскому учету работников не представляется возможным.

При этом действующее законодательство не содержит прямого запрета на передачу на основании договора ГПХ сторонней организации функций по оформлению отчетных документов по воинскому учету работников.

Дополнительно отметим, что контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами субъектов РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (п. 33 Положения N 719).

В ходе оценки деятельности организаций по осуществлению воинского учета проводятся соответствующие проверки (п. 54 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее ‒ Инструкция N 700)).

Так, военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных ‒ не реже одного раза в три года (п. 57 Инструкции N 700).

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 40 Рекомендаций).

Ответственность за правонарушения в области воинского учета регламентирована гл. 21 КоАП РФ.

При этом эксперт ГИТ отмечает, что ответственности для работодателя за передачу на основании договора сторонней организации функций по оформлению отчетных документов по воинскому учету работников в указанной главе нет.

Вместе с тем работодатель может быть привлечен к административной ответственности, в частности, за отсутствие приказа, определяющего персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан.

Так, работодатель и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, в частности, за непредоставление или несвоевременное предоставление информации по запросу государственного органа (ст. 19.7 КоАП РФ). Например, если работодатель не предоставит по запросу военного комиссариата приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе, которым определяются персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан.