На данный момент никаких изменений в действующее законодательство или документы Торгово-промышленной палаты относительно применения норм об обстоятельствах непреодолимой силы не внесено, в связи с чем актуальными являются позиции, сформированные ранее по данному вопросу.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ:

если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

 Согласно п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)» (ред. от 26.01.2022) не являются обстоятельствами непреодолимой силы:

предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.

Таким образом, получить в торгово-промышленной палате РФ или региона сертификат о форс-мажоре только на основании резкого роста курса иностранной валюты относительно рубля скорее всего не получится.

Между тем, заключение торгово-промышленной палаты не является обязательным документом, получение которого строго необходимо для решения судом вопроса о наличии или отсутствии обстоятельств непреодолимой силы в конкретном деле, если только стороны в договоре прямо не предусмотрели такую необходимость.

На это указано в Письме ТПП РФ от 17.04.2020 N 04в/0088.

Исходя из содержания п. 3 ст. 401 ГК РФ, с учетом сложившейся практики необходимыми критериями отнесения того или иного обстоятельства к обстоятельствам непреодолимой силы являются его чрезвычайность и непредотвратимость.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

(п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»)

Кроме того, в ситуации с пандемией коронавируса Верховный Суд Российской Федерации разъяснял, что:

признание обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

То есть, помимо чрезвычайности и неотвратимости события заинтересованное лицо должно доказать причинно-следственную связь между его наступлением и невозможностью исполнить обязательство по договору в конкретной ситуации.

Таким образом, в отсутствие официальных разъяснений о форс-мажоре применительно к экономической ситуации, складывающейся на сегодня, опираясь на сложившуюся практику, полагаем, что резкое изменение курса валюты может быть признано судом в конкретном деле обстоятельством непреодолимой силы только по совокупности с иными событиями, объективно создающими непредотвратимые препятствия для исполнения договора.

Кроме того, Торгово-промышленная палата РФ в настоящее время ведет активную работу по формированию единых актуальных подходов к установлению обстоятельств непреодолимой силы (подробнее – по ссылке https://news.tpprf.ru/ru/news/3058941/), в связи с чем в ближайшее время вполне вероятно появление новых актуальных рекомендаций.

 

Линия консультаций группы компаний «ЭДВАЙЗЕР»

10 марта 2022 г.