С 13 сентября 2021 года значение ключевой ставки повышено до 6,75%

Возможности: своевременно учесть в расчетах изменение значения ключевой ставки.

С 13 сентября 2021 года значение ключевой ставки повышено с 6,5% до 6,75% годовых. Такое решение принял Совет директоров Банка России (Информация Банка России от 10.09.2021). Это пятое в 2021 году повышение ключевой ставки.

Принятое решение по ключевой ставке направлено на ограничение проинфляционных рисков и возвращение инфляции к 4%.

Банк России допускает возможность дальнейших повышений ключевой ставки на ближайших заседаниях. Следующее заседание, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 22 октября 2021 года.

На заметку: изменение ключевой ставки (ставки рефинансирования) нужно учесть при расчете:

– НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах по займу;
компенсации за задержку работникам зарплаты;
процентов, которые должна вернуть инспекция или Фонд за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога (страхового взноса);
пеней за неуплату налогов и страховых взносов в срок;
процентов по договору займа;
– законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ);
процентов за неисполнение обязательств по договору (ст. 395 ГК РФ).

 

Минтруд обновил правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний

Возможности: профинансировать в 2021 году предупредительные меры по мониторингу состояния здоровья работника на рабочем месте и по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратившись в ФСС РФ с заявлением и подтверждающими расходы документами до 1 октября 2021 года.

Приказом Минтруда РФ от 14.07.2021 N 467н утверждены новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер взамен прежних, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н. Новые Правила вступают в силу с 19 сентября 2021 года и в целом не отличаются от прежних, за исключением следующих новшеств:

В 2021 году продлен до 1 октября 2021 года срок подачи страхователем заявлений о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ.

Расширен перечень предупредительных мер, расходы на которые страхователь может возместить за счет средств ФСС РФ. В перечень включили предупредительные меры по мониторингу состояния здоровья работника-вредника на рабочем месте, а также продлили на 2021 год возможность профинансировать предупредительные меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При этом ФСС РФ больше не будет финансировать расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников при размещении в номерах высшей категории.

Расширен перечень оборудования и работ, расходы на которые страхователь может возместить за счет средств ФСС РФ. В перечень оборудования вошли медицинские изделия для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также для определения наличия психоактивных веществ в моче в ходе медосмотров.

Актуализирован перечень документов, обосновывающих необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Например, копия документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение, заменяется на указание страхователем СНИЛС работника в подаваемом в ФСС РФ списке работников, направляемых на санаторно-курортное лечение. При подаче заявления на финансовое обеспечение новых предупредительных мер по мониторингу состояния здоровья работника-вредника страхователь должен будет приложить к заявлению предусмотренный новыми Правилами пакет документов. Для финансирования обязательных периодических медосмотров нужно среди прочего подавать расчет стоимости услуг, если его нет в договоре с медорганизацией. Кроме того, форма плана финансирования предупредительных мер становится рекомендуемой.

Установлены возможность и сроки обращения страхователя за изменением расчетного объема средств, направляемых на финансирование предупредительных мер и плана финансового обеспечения. Так, если сначала страхователь попросил меньше средств, чем расчетная сумма финансирования, то до 1 августа (или 1 октября в 2021 году) он может дополнительно обратиться за деньгами. А уточнить согласованный план финансового обеспечения можно до 20 ноября.

На заметку: как возместить расходы на предупредительные меры в 2021 году, читайте в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

С 2022 года вводится новый порядок предоставления льгот по налогу на имущество организаций

Риски: начиная с налогового периода 2022 года заявлять о льготе по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, нужно путем подачи заявления по утвержденной форме.

ФНС России информирует, что с 2022 года вводится заявительный порядок предоставления льгот по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости (Информация от 07.09.2021). Такой порядок вводится из-за отмены с 2023 года обязанности включать в декларацию по налогу на имущество организаций недвижимость, по которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость. Подробнее об этом читайте в обзоре «Имущественные налоги организаций и граждан: что поменялось в НК РФ» на нашем сайте.

С начала 2022 года российские организации, имеющие право на налоговые льготы по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, могут подать в налоговый орган по своему выбору заявление о льготе и подтверждающие документы. Форма указанного заявления, порядок ее заполнения и формат представления утверждены Приказом ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@. Форма заявления предусматривает заполнение информации о налогоплательщике, кадастровом номере объекта налогообложения, сроке предоставления льготы, ее коде из списка, реквизитах закона, по которому положена льгота, а также реквизитах документа, подтверждающего право на льготу. Лист с данными о льготе заполняется по каждому объекту отдельно, если их несколько.

По результатам рассмотрения представленного заявления налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении льготы либо мотивированное сообщение об отказе в этом способом, указанным в заявлении.

Если заявление не подавалось или налогоплательщик не сообщил об отказе от применения льготы, она будет предоставлена на основании сведений, которые есть у инспекции (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Разъяснения по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления льгот по налогу на имущество организаций направлены Письмом ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/12421@.

В частности, ФНС пояснила, можно ли с 2022 года применять льготы при уплате авансовых платежей по налогу на имущество в течение года, если заявление о льготе не было подано. Ведомство отмечает, что глава 30 НК РФ не связывает уплату авансовых платежей по налогу, рассчитанных с учетом льготы, с обязательным представлением заявления о льготе. Поэтому авансовые платежи можно перечислять с учетом льготы без заявления. Но стоит учитывать, что если налоговый орган не располагает сведениями о праве на льготу, то в сообщении о сумме налога будет отражен рассчитанный инспекцией налог без применения налоговой льготы. Тогда, чтобы исключить недоимку по налогу, организации необходимо будет подать заявление о льготе. Однако если налоговым органом на основе полученных документов не будет предоставлена льгота, то организация несет риски последствий неуплаты (не полной уплаты) в бюджет авансовых платежей по налогу, включая пени.

Также в Письме ФНС России отметила:

– заявление о льготе можно подавать начиная с налогового периода 2022 года;
– если организацию в 2022 году ликвидируют, действует прежний порядок, т.е. сообщить о льготе нужно в декларации, а не путем подачи заявления;
предельного срока для представления в налоговый орган заявления о льготе нет;
– налоговый орган может предоставить льготу лишь на часть указанного в заявлении срока, если у него не будет подтверждения о праве на льготу за весь заявленный период. Поэтому ФНС рекомендует не торопиться подавать заявление на весь год и последующие периоды в начале 2022 года, ведь документов, которые подтверждают период льготы, может не быть.
– заявление нельзя подать через личный кабинет налогоплательщика.

 

Минцифры РФ подготовило для IT-компаний разъяснения по применению льгот, введенных в рамках «налогового маневра»

Возможности: воспользоваться разъяснением Минцифры по профессиональной терминологии в IT-сфере для целей применения IT-компаниями льгот по страховым взносам и налогу на прибыль.

Минцифры опубликовало Разъяснение, раскрывающее значения терминов, которые используются для описания деятельности IT-компаний в целях применения льгот, введенных в рамках «налогового маневра» (Информация от 07.09.2021).

Напомним, в рамках «налогового маневра» IT-компаниям предоставлены льготы по страховым взносам, налогу на прибыль и НДС. Подробнее о льготах для IT-компаний читайте в Типовой ситуации: Налоговые льготы для IT-компаний (Издательство «Главная книга», 2021) в СПС КонсультантПлюс.

Разъяснение раскрывает содержание терминов «разработка», «адаптация», «модификация», «установка», «тестирование», «сопровождение», «программа для ЭВМ», «база данных (программное средство и информационный продукт вычислительной техники)» и других терминов, упоминаемых в НК РФ, для применения налоговых льгот IT-компаниями.

Минцифры отмечает, что организации часто используют в договорах, первичных учетных и иных документах термины и выражения (в том числе их версии на иностранных языках), которые не упоминаются в действующих нормативных правовых актах или нормативно-технической документации, но аналогичны им по своему смыслу и содержанию. Например: программный комплекс, приложение, банк данных, информационная система, веб-сайт, внедрение, модернизация, переработка, конфигурирование, настройка, испытание, интеграция, поддержка и др.

Ведомство считает, что при определении последствий использования таких терминов и выражений следует исходить не из их формы, а из смыслового значения, определяемого с учетом подготовленного Разъяснения, в том числе в целях применения положений п. 1.15 ст. 284 (пониженная ставка по налогу на прибыль для IT-компаний) и подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ (пониженный тариф страховых взносов для IT-компаний).

 

ФНС предупреждает: электронный чек не может быть безадресным

Риски: отсутствие в электронном чеке абонентского номера или адреса электронной почты покупателя грозит для продавца предупреждением или штрафом до 10 000 рублей.

Электронный кассовый чек представляется покупателю (клиенту), если он до момента расчета сообщил пользователю ККТ абонентский номер или адрес электронной почты (ч. 2 и 3 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении ККТ  при осуществлении расчетов в РФ»).

ФНС России в Письме от 25.08.2021 N АБ-4-20/11987 напоминает, что электронный чек должен содержать те же обязательные реквизиты, что и бумажный, а также абонентский номер или адрес электронной почты покупателя либо адрес сайта для получения чека в интернете (абз. 17 ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ).

ФНС  предупреждает, что отсутствие в кассовом чеке абонентского номера либо адреса электронной почты покупателя (клиента) является нарушением порядка применения ККТ. Наказанием за такие нарушения может стать предупреждение или штраф (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • для должностных лиц (ИП) – от 1 500 до 3 000 руб.

 

Кабинет ККТ: что изменится с 1 марта 2022 года

Возможности: новый Порядок предоставления информации организациями и ИП в налоговые органы через кабинет ККТ практически не отличается от прежнего.
Риски: после вступления в силу нового Порядка предоставления информации в налоговые органы через кабинет ККТ документы о регистрации (перерегистрации) ККТ или снятии ККТ с учета нужно будет подавать исключительно в электронной форме через кабинет ККТ.

В рамках реформы контроля и надзора Приказом ФНС России от 19.07.2021 N ЕД-7-20/673@ утвержден новый Порядок предоставления информации организациями и ИП в налоговые органы через кабинет ККТ взамен прежнего, утвержденного Приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@.
Новый Порядок вступает в силу с 1 января 2022 года и не отличается от прежнего, за некоторыми исключениями.
Во-первых, пользователи ККТ обязаны размещать в кабинете ККТ и больше не смогут подать в налоговый орган на бумаге следующие документы и информацию:

  • заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ;
  • заявления о снятии ККТ с учета;
  • отчеты о регистрации, об изменении параметров регистрации, о закрытии фискального накопителя;
  • заявление о соответствии модели контрольно-кассовой техники;
  • заявление о соответствии модели фискального накопителя.

В обновленном Порядке упразднена норма, которая разрешала представлять перечисленные документы не только в электронном виде через кабинет ККТ, но и на бумаге в любой налоговый орган.
Во-вторых, из обновленного Порядка исключена норма, согласно которой иная информация и документы, используемые организациями и ИП, предоставляются при возникновении такой необходимости.

На заметку: кабинет ККТ позволяет организациям и ИП передавать в налоговый орган и получать от него документы, связанные с эксплуатацией ККТ. О том, как пользоваться кабинетом ККТ, читайте в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Организация не получила сообщение о рассчитанной сумме транспортного налога за 2020 год. Что нужно предпринять?

Риски: если сообщение о начисленном налоге по имеющемуся у организации транспортному средству не получено до 2 сентября 2021 года, то нужно уведомить об этом транспортном средстве налоговые органы (исключение ‒ организация подавала в инспекцию заявление о предоставлении льготы в отношении такого транспортного средства), иначе грозит штраф.

Начиная с 2021 года налоговые органы в целях обеспечения полноты уплаты налога направляют налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога (пп. 4, 5 ст. 363 НК РФ).

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе на основе сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (п. 5 ст. 83 НК РФ). В нем указываются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога и сумма исчисленного налога.

Если благодаря льготе сумма налога к уплате равна нулю, инспекция не формирует и не передает сообщение (п. 5 Приказа ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@).

В общем случае сообщение должно быть передано (направлено) налогоплательщику в течение 10 дней с момента его составления, но не позднее шести месяцев с окончания срока уплаты налога за предыдущий год.

Таким образом, если на организацию зарегистрировано транспортное средство, то сообщение об исчисленной сумме транспортного налога за 2020 год должно было быть передано (направлено) организации до 2 сентября 2021 года.

Отметим, что Письмом ФНС России от 10.03.2021 N БС-4-21/3006@ направлена рекомендуемая форма заявления о передаче сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога. При подаче такого заявления сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога передадут организации не позднее пяти дней со дня, когда инспекция получила такое заявление (п. 5 ст. 363 НК РФ).

Если организация не получила сообщение об исчисленной сумме налога за 2020 год в отношении транспортного средства, которое является объектом налогообложения, то необходимо уведомить об этом налоговые органы. Такая обязанность для организаций предусмотрена с 2021 года п. 2.2 ст. 23 НК РФ. Сообщение необходимо подать однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта подается по форме и в соответствии с Порядком заполнения, утвержденными Приказом ФНС России от 25.02.2020 N ЕД-7-21/124@. Этим же Приказом утверждены Формат представления сообщения в электронной форме и Порядок его передачи. К сообщению можно приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортного средства. О результатах его рассмотрения инспекция сообщать не обязана (Письмо ФНС России от 05.02.2021 N БС-4-21/1353@).

Не нужно представлять сообщение о наличии объекта налогообложения, если:

  • организации было передано (направлено) сообщение об исчисленной сумме налога по данному транспортному средству;
  • организация подавала в инспекцию заявление о предоставлении льготы в отношении такого транспортного средства.

Обратите внимание: если сведения об объекте налогообложения не будут поданы организацией в срок, то:

  • за непредставление (несвоевременное представление) сведений о наличии транспортного средства на организацию наложат штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ);

образуется недоимка за прошлые периоды, в течение которых организация владела объектом, но информации в инспекции не было и налог за этот объект не заплачен. Инспекция может взыскать эту недоимку в принудительном порядке. Также организацию могут привлечь к ответственности в виде штрафа и начислить пени за несвоевременную уплату налога (подп. 9 п. 1 ст. 31, пп. 1, 2, 6, 8 ст. 45, п. 1 ст. 46, ст. 75, 122 НК РФ).