ВАЖНО ЗНАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

Полномочия контрольно-счетных органов: что изменилось в новой редакции

Возможности: ознакомиться с усовершенствованием организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также уточнением их основных полномочий.

Федеральным законом от 01.07.2021 N 255-ФЗ с 30 сентября 2021 года закреплена обязанность учреждений и других организаций  предоставлять контролерам оборудованное рабочее место с доступом к справочным правовым системам и интернету.

Полномочия контролеров

Закреплено право контролеров привлекать к проводимым мероприятиям контрольные, правоохранительные и иные органы, аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и другие организации, а также отдельных специалистов, экспертов и переводчиков.

Представления и предписания

Выполнить представление и уведомить об этом контролеров надо в срок, который указан в этом документе.

Если в нем нет срока, уведомление нужно направить в течение 30 дней после получения представления. Сейчас такой период всегда составляет один месяц.

Контролеры могут продлить срок выполнения представления и предписания, но не более одного раза.

Штат контрольно-счетных органов

Штатную численность определяют только по представлению председателя контрольно-счетного органа.

Должности председателя, заместителей председателя и аудиторов всегда относятся к госдолжностям субъекта РФ или муниципальным должностям. Чтобы их занять, опыт работы претендента должен составлять не менее пяти лет.

В региональном законе или муниципальном акте предусматривают должности государственной или муниципальной службы, которые считаются инспекторами.

Гарантии должностных лиц контрольно-счетных органов

Должностным лицам гарантировали:

‒ денежное содержание (вознаграждение);

‒ ежегодные оплачиваемые отпуска (основной и дополнительные);

‒ профессиональное развитие, в т.ч. получение дополнительного профобразования;

другие меры обеспечения, которые установлены для госдолжностей и должностей госслужбы субъекта РФ, муниципальных должностей и должностей муниципальной службы.

 

Объем закупок у СМП увеличат до 25%

Возможности: с 1 января 2022 года увеличивается доля закупок, которые заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства, СОНКО. Доля таких закупок составит не менее 25% совокупного годового объема закупок.

Опубликован Федеральный закон от 01.07.2021 N 277-ФЗ об увеличении обязательной доли закупок у СМП и СОНКО. С 1 января 2022 года она составит не менее 25% совокупного годового объема закупок вместо 15%, как сейчас.

Кроме того, сократят сроки оплаты по всем контрактам. Если закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок составит:

не более 10 рабочих дней ‒ при закупке у СМП и СОНКО;

не более 15 рабочих дней ‒ при других закупках.

С 1 января 2023 года предельные сроки такие:

не более 7 рабочих дней ‒ при закупке у СМП и СОНКО;

не более 10 рабочих дней ‒ при остальных закупках.

Срок по-прежнему отсчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Рассматриваемый Федеральный закон вступит в силу 12 июля 2021 года (за исключением отдельных положений).

 

Минфин напомнил, что считать неэффективным использованием бюджетных средств

Возможности: конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Минфин России в Письме от 07.06.2021 N 02-09-08/44537 напомнил, что в законодательстве нет определения термина «неэффективное использование бюджетных средств».

В БК РФ установлен принцип эффективности. Он определяет для участников бюджетного процесса такие обязанности:

‒ достигнуть заданного результата с использованием наименьшего объема средств;

‒ получить наилучший результат с использованием объема средств, определенного бюджетом.

Исходя из этого принципа, Пленум ВАС РФ еще в 2006 году указал, в каком случае контролеры могут признать расходы неэффективными. Такое возможно, только если они докажут одно из двух обстоятельств:

1) задачу можно было выполнить с использованием меньшего объема средств;

2) можно было достигнуть лучшего результата, используя объем средств, определенный бюджетом.

Ведомство отметило: указанные нормы распространяются только на участников бюджетного процесса.

Минфин обратил внимание на сходные разъяснения: см. Письмо Минфина России от 17.03.2020 N 02-09-09/20248 «О признании нецелевым (неэффективным) использованием средств субсидии, предоставленной муниципальному образованию для нужд жилищно-коммунального хозяйства».

 

ВАЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Введены новые формы электронных первичных документов и регистров бухучета для учреждений

Риски: всем органам и госучреждениям нужно применять новые формы с 1 января 2023 года; при желании перейти на них можно и раньше, закрепив такое решение в учетной политике. Федеральные органы и казенные учреждения, которые по решению Правительства передали ведение бюджетного учета Казначейству, должны применять новые документы с 1 января 2022 года.

Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н введены новые формы электронных первичных документов и регистров бухучета в целях установления единого порядка ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений.

Органы и учреждения должны применять 12 новых форм электронной первички:

0510431 ‒ ведомость группового начисления доходов;

0510433 ‒ акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств;

0510434 ‒ акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование;

0510436 ‒ акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам;

0510437 ‒ решение о списании задолженности, не востребованной кредиторами, со счета__;

0510439 ‒ решение о проведении инвентаризации;

0510440 ‒ решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов;

0510442 ‒ решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы;

0510445 ‒ решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам;

0510446 ‒ решение о восстановлении кредиторской задолженности;

0510836 ‒ акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств;

0510838 ‒ ведомость выпадающих доходов.

Для администраторов доходов бюджета также предусмотрели ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837).

Установили две формы электронных регистров: журнал операций по забалансовому счету (ф. 0509213) и ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0509095).

Всем органам и учреждениям нужно применять новые формы с 1 января 2023 года. Можно перейти на них и раньше, закрепив такое решение в учетной политике.

Исключение: федеральные органы и казенные учреждения, которые по решению Правительства передали ведение бюджетного учета Казначейству. Они должны применять новые документы с 1 января 2022 года.

Приказ вступает в силу 10 июля 2021 года.

 

Когда учреждение может сформировать единый инвентарный объект: знакомимся с разъяснениями Минфина

Возможности: определение инвентарного объекта, его состава при принятии к учету основных средств находится в компетенции постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, при этом по бухучету предусматривают несколько условий для формирования единого инвентарного объекта.

Минфин России в Письме от 27.05.2021 N 02-06-10/40969 выделил несколько условий для принятия объекта к учету в качестве отдельного инвентарного объекта или комплекса конструктивно-сочлененных предметов.
Одно условие ‒ учреждение не планирует использовать предметы по отдельности, они будут обеспечивать выполнение объектом единой функции. Определение инвентарного объекта как единицы учета, его состава находится в компетенции субъекта учета, напомнил Минфин. Именно оно устанавливает, какую функцию будут выполнять предметы. Фиксирует решение комиссия по поступлению и выбытию активов.

Другое условие ‒ учреждение не планирует в обозримом будущем распоряжаться предметами по отдельности.

Речь идет о таком распоряжении, при котором предмет начинает выполнять самостоятельную функцию или же выбывает из учета. К примеру, если передается часть имущества в операционную аренду, выделять ее в учете необязательно. Если же это неоперационная аренда, часть надо обособить.

Минфин также отметил: объекты недвижимости не всегда нужно отражать по отдельности, даже если их так учли в ЕГРН.

 

Расчетный период для отпуска федеральных госслужащих нельзя заменять: знакомимся с позицией суда

Риски: расчет денежного содержания на период отпуска регламентируется правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Волгоградский областной суд в Определении от 13.04.2021 по делу N 2-80/2021 поддержал нанимателя. Согласно ТК РФ общие нормы трудового права распространяются на госслужащих, только если вопрос не урегулирован специальными актами. В федеральных органах правила расчета денежного содержания на период отпуска регламентирует Постановление N 562. Общие для всех работников положения не имеют силы.

При увольнении служащей выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск. Сумму рассчитали в том же порядке, что предусмотрен для отпускных.

По правилам в расчет отпускных включают 1/12 суммы материальной помощи и премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Учитывают фактические выплаты за последние 12 календарных месяцев. В этом периоде служащая такие суммы не получала, поскольку находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Она посчитала, что должно действовать общее для всех работников Постановление N 922. В нем предусмотрена замена расчетного периода на случай, если за последний год у сотрудника нет фактически начисленных сумм. Госорган не стал применять этот подход, и спор пришлось решать в суде.

Судьи поддержали нанимателя. По ТК РФ общие нормы трудового права распространяются на госслужащих, только если вопрос не урегулирован специальными актами. В федеральных органах правила расчета денежного содержания на период отпуска регламентирует Постановление N 562. Общие для всех работников положения не имеют силы.

 

Минфин уточнил, как учредителю и учреждению закрывать в учете расчеты по субсидии на госзадание

Возможности: применить перечень типовых корреспонденций для отражения учредителем и учреждению операций по предоставлению субсидий на выполнение задания

Минфин России в Письме от 26.05.2021 N 02-06-10/44098 дал бюджетным и автономным учреждениям следующие рекомендации: если отчет о выполнении задания учреждение формирует до составления бухотчетности, проводки следует отражать на его основании. Если же учреждение формирует этот отчет позднее, записи делаются на основании извещения (ф. 0504805).
Когда учредитель проверит отчет, он может пересмотреть суммы расчетов. Если это произойдет после принятия бухотчетности, корректирующие проводки записывают на текущую дату. Случай относится к изменению оценочного значения, поэтому принятую бухотчетность не исправляют.

По пересмотренным суммам учредитель оформляет новое извещение (ф. 0504805). В учете отражают записи:

учредитель ‒ по дебету счета 1 205 36 562 и кредиту счета 1 401 10 136;

учреждение ‒ по дебету счета 4 401 10 131 и кредиту счета 4 303 05 731.

Минфин рекомендовал избегать таких ситуаций и определять окончательные суммы расчетов до принятия бухотчетности.

Ранее Минфин России уже приводил корреспонденции, которые надо отражать на последний день отчетного периода.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

На каком счете отразить взыскание с бывшего сотрудника учреждения денежных средств и возмещение ущерба по решению суда?

В Готовом решении «Как учреждению отразить в учете расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба (счет 0 209 40 000)» в СПС КонсультантПлюс разъяснены основные моменты: доходы от возмещения ущерба отражаются в учете на дату возникновения требований к их плательщикам (п. 16 Федерального стандарта N 256н, п. 34 Федерального стандарта N 32н).

Учет операций по счету 0 209 40 000 необходимо вести в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) (п. 223 Инструкции N 157н, разд. 3 Методических указаний).

Аналитический учет по счету ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе:

‒ лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба;

‒ правовых оснований;

‒ уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии).

Основание ‒ п. 222 Инструкции N 157н, разд. 3 Методических указаний.

Для отражения в учете расчетов по иным суммам принудительного изъятия необходимо оформить бухгалтерские записи. В рассматриваемом Готовом решении представлена корреспонденция счетов.