Во избежание штрафа главбух учреждения должен запрашивать данные об операциях, которые совершены до его трудоустройства

Риски: ответственность за нарушение правил бухучета лежит на главном бухгалтере, даже если ошибка была допущена его предшественником.

Кировский районный суд города Ярославля в Решении от 11.03.2021 по делу № 12-170/2021 постановил, что за нарушение требований к бухучету и искажение отчетности отвечает действующий главный бухгалтер.

Контрольно-счетная палата обвинила главбуха в искажении отчетности. Тот возразил, что на момент оформления неучтенной операции еще не работал в учреждении и его не уведомили о необходимости отразить по ней проводки. Операцию должны были учесть до него.

Суд подтвердил вину главбуха и оштрафовал его за ошибку в учете. Именно главный бухгалтер составил и подписал искаженную отчетность, поэтому он и будет отвечать за нарушение.

 

ВАЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

В БК РФ закреплены особенности заключения договора (соглашения) о предоставлении субсидии юрлицу, являющемуся стороной СЗПК

Риски: соглашение о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого является муниципальное образование, с 30 апреля 2021 года осуществляется в соответствии с новым порядком.

Предоставление субсидий юридическому лицу является одной из форм государственной поддержки. Федеральным законом от 30.04.2021 № 108-ФЗ  установлено, что заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии государственной корпорации (компании), публично-правовой компании, являющейся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного в порядке, установленном Федеральным законом «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в пределах сроков и объемов возмещения затрат, определяемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Кроме того, БК РФ дополняется положением, согласно которому повторное распределение между субъектами Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых было осуществлено в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем пятым пункта 4 статьи 94 БК РФ, не осуществляется.
Поправки вступили в силу с 30 апреля 2021 года.

 

Планируется внести изменения в порядок применения бюджетной классификации

Возможности: ознакомиться с поправками, которые в случае их принятия внесут изменения  в порядок применения бюджетной классификации.

Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 60н уточняются отдельные положения Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденных Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2021 год.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Минздрав уточнил порядок направления медорганизациями документов для оплаты помощи по ОМС

Риски: направление документов для оплаты помощи по ОМС с 1 июля 2021 года будет осуществляться по новому порядку.

Минздрав России Приказом от 26.03.2021 № 254н внес изменения в правила обязательного медицинского страхования. Изменения вступают в силу 1 июля 2021 года.

Приказом определены предельные сроки ежемесячной подачи документов по договору на оказание и оплату медпомощи по ОМС. Заявку в страховую организацию на авансирование медпомощи нужно представлять не позднее второго рабочего дня месяца. Счет на оплату и реестр счета в территориальный фонд ОМС следует подавать не позднее пятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

В заявке на авансирование  надо будет указывать, в частности, наименование организации, период и сумму авансирования. Последняя не может быть больше 50% с января по ноябрь и 95% в декабре от среднемесячного объема средств, которые медорганизация получила с начала действия договора на оказание и оплату помощи по ОМС, но не более чем за последние три месяца. В условиях ЧС и (или) при угрозе распространения опасных для окружающих заболеваний сумма может достигать 100%.

Счет понадобится формировать по новым требованиям: указывать вид, стоимость медпомощи, способ ее оплаты и др.

Документы подписывают главный бухгалтер и руководитель медорганизации и заверяют печатью организации при направлении на бумажном носителе.

При оказании помощи застрахованным лицам вне территории страхования медорганизация станет направлять счета и реестры на оплату в свой территориальный фонд ОМС не позднее пяти рабочих дней месяца, следующего за месяцем завершения лечения. Сейчас нужно уложиться в десять рабочих дней.

Напомним, с 1 июля изменятся правила включения медорганизаций – участников ОМС в реестр таких организаций.

 

О применении организациями госсектора электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, в том числе при отсутствии технической возможности их формирования и хранения

Возможности: электронные первичные учетные документы и электронные регистры бухгалтерского учета могут применяться субъектами учета согласно принятой ими учетной политике.

Минфин России в Письме от 18.03.2021 № 02-07-10/19776 рассмотрел запрос о порядке применения электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета и сообщил следующее. При отсутствии технической возможности формирования и хранения в виде электронных документов первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, но при наличии необходимости представления в бухгалтерскую службу копии документа в электронном виде в целях обеспечения интеграции информационных систем и реализации принципа однократного ввода данных положениями Приказа № 52н предусмотрено право субъекта учета в соответствии с правилами документооборота, утвержденными в рамках его учетной политики, формировать на бумажном носителе первичные учетные документы по унифицированным формам, установленным для электронных документов.

 

Минфин разъяснил, при каких условиях учреждение может вести бухучет по группам плательщиков

Возможности: ведение бюджетного учета по счету 20500 «Расчеты по доходам» по группе плательщиков допустимо на основании сверки персонифицированных данных управленческого учета и данных об объектах учета, отраженных на балансовых счетах учета.

Минфин России в Письме от 26.03.2021 № 02-06-10/22274 разъяснил особенности ведения бюджетного учета по счету 205 00 «Расчеты по доходам» по группе плательщиков. Условия для ведения группового учета в прошлом году предусмотрели в Инструкции № 157н. Их три:

– учреждение ведет персонифицированный учет по каждому контрагенту вне счетов бухучета;

– учреждение формирует на основе такой информации персонифицированные регистры;

– учреждение сверяет сведения из этих регистров с данными по счетам бухучета не реже чем на каждую отчетную дату.

Например, администраторы доходов бюджета могут вести персонифицированный учет в отдельной информационной системе, которая обеспечивает обмен данными с программой для бухучета.

Разъяснено, что при ведении такого учета необходима сверка персонифицированных данных управленческого учета и данных об объектах учета, отраженных на балансовых счетах учета. Например, при наличии персонифицированного учета по каждому контрагенту в отдельной информационной системе, обеспечивающей интеграцию по загрузке (выгрузке) данных с информационной системой по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета.

 

Как образовательной организации правильно заполнить форму 1-Мониторинг в соответствии с новыми Методическими указаниями

Возможности: ознакомиться с рекомендациями Минобрнауки по вопросам заполнения формы 1-Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2020 год.

Минобрнауки России утвердило Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2020 г. (форма N 1-Мониторинг)» в целях обеспечения реализации Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Респондентами по указанной форме являются юридические лица, осуществляющие подготовку кадров по образовательным программам высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, находящиеся в ведении РФ.

В форме используются данные образовательной организации, представленные за отчетный год в следующих формах федерального статистического наблюдения, в том числе:

– № ВПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Приказ Росстата от 15.08.2017 № 535);

– № ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» (Приказ Росстата от 28.02.2020 № 90) и др.

При наличии у образовательной организации обособленных подразделений (филиалов) форма заполняется как по каждому обособленному подразделению (филиалу) отдельно, так и по образовательной организации без этих обособленных подразделений (филиалов).

 

В связи с введением новых кодов видов расходов вносятся уточнения в план ФХД государственного (муниципального) учреждения

Риски: с 10 мая 2021 года при уточнении плана ФХД учреждениям необходимо руководствоваться новыми требованиями Минфина.

Минфин России Письмом от 02.04.2021 № 53н внес уточнения в приложение к Требованиям к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н.

В частности, в Разделе 1 «Поступления и выплаты» отдельные строки изложены в новой редакции, а также добавлены строки расходов на закупку энергетических ресурсов, на закупку товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем.

 

О предоставлении отчета о результатах деятельности федеральных государственных учреждений

Риски: не позднее 1 июня 2021 года федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства науки и высшего образования РФ, обязаны составить и утвердить отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного имущества за 2020 год.

Минобрнауки России в Письме от 28.04.2021 № МН-18/799-АО информирует бюджетные и автономные учреждения о порядке составления и утверждения отчетов о результатах деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и об использовании закрепленного за ними государственного имущества за 2020 год.

В соответствии с пунктом 10 Приказа Минобрнауки России от 01.03.2021 № 144 «Об утверждении порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и об использовании закрепленного за ними государственного имущества» отчет бюджетных учреждений утверждается руководителем учреждения и представляется в Министерство науки и высшего образования РФ на согласование в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, определенным Министерством науки и высшего образования РФ, в срок не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Отчет автономного учреждения утверждается в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

Отчет необходимо сформировать и разместить в личном кабинете учреждения по установленной форме на Едином портале информационного взаимодействия с учреждениями, подведомственными Минобрнауки России, по адресу http://www.cbias.ru в разделе «ИС сбора и обработки плановых и отчетных показателей» «Отчет о результатах деятельности за 2020 год».

 

ВАЖНО ЗНАТЬ КАДРОВОМУ РАБОТНИКУ

Введен запрет иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для госслужащих, муниципальных служащих и других категорий должностей

Риски: с 1 июля 2021 года наличие иностранного гражданства либо вида на жительство будет являться основанием для увольнения с госслужбы.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 116-ФЗ в ряд законодательных актов внесены уточнения, касающиеся ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы и иных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо права на постоянное проживание в нем.

С 1 июля 2021 года устанавливается запрет замещать указанные должности, его несоблюдение послужит основанием для отказа в приеме на соответствующую службу или назначении на соответствующую должность, а также для расторжения служебного контракта, трудового договора или досрочного прекращения полномочий.

Гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом РФ, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Государственный или муниципальный служащий, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом РФ, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность при условии, что при замещении таких должностей не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Данные положения не распространяются на граждан РФ, претендующих на замещение должности прокурора или руководителя федерального государственного органа либо замещающих указанную должность.

Государственные и муниципальные служащие, должностные лица и работники, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, обязаны сообщить соответствующим должностным лицам такие сведения в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона указанные лица могут продолжить проходить службу (работать) на замещаемых ими должностях при условии представления документов, подтверждающих намерение прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев и при непредставлении документов, подтверждающих прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, они подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы (с работы).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.

 

В Трудовой кодекс внесены изменения, запрещающие ряду лиц замещать должности в государственных органах

Возможности: ознакомиться с ограничениями, введенными на замещение должностей в госорганах и органах местного самоуправления при наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на его территории.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 109-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, согласно которым лица, не имеющие российского гражданства, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Работники государственных органов или органов местного самоуправления, которые не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство на его территории, обязаны сообщить работодателю об этом в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона указанные лица могут продолжить работу на замещаемых ими должностях при условии представления работодателю документов, подтверждающих их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и при непредставлении указанных документов трудовые договоры с работниками государственных органов или органов местного самоуправления, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 ТК РФ, в случае если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 ТК РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.