С 30 августа 2020 года действует обновленный единый порядок направления и получения налоговых документов в электронном виде

Риски: проверять поступление электронных документов нужно не реже раза в сутки.
Возможности: направлять электронные документы можно в формате отсканированного бумажного документа с сохранением его реквизитов по формату ФНС.

Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ утвержден Порядок направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по ТКС.

В связи с этим, утратил силу ряд нормативных правовых актов, которые ранее устанавливали порядок представления тех или иных документов в электронном виде, например: порядок передачи акта совместной сверки расчетов; порядок направления требования о представлении документов; порядок представления заявлений, уведомлений и запросов в налоговые органы и другие.

Новый Порядок определяет общие положения организации электронного взаимодействия по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — УКЭП):

  • при направлении и получении документов, предусмотренных НК РФ, а также при направлении уведомления в случае неправильного заполнения резидентом отчета о движении средств по счетам в зарубежных банках;
  • при представлении документов по требованиям налоговых органов;
  • при подаче в налоговые органы — сообщения об участии в российских организациях; сообщения о создании обособленного подразделения; сообщения о наличии у физлица неучтенного в уведомлении объекта налогообложения; сообщения о наделении ОП полномочиями по начислению выплат физлицам; уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях; согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну;  уведомления о контролируемых сделках и многих других документов.

Порядком установлено следующее:

— В процессе электронного взаимодействия используются технологические электронные документы по утвержденным форматам: 1) подтверждение даты отправки; 2) квитанция о приеме; 3) уведомление об отказе в приеме; 4) извещение о получении; 5) информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях.

— Участники электронного взаимодействия (к ним относятся и налогоплательщики) должны обеспечить хранение всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении) с УКЭП и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

— Участники электронного взаимодействия не реже одного раза в сутки должны проверять поступление документов.

— Направление документов в электронной форме по ТКС осуществляется в зашифрованном виде.

— Датой направления документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки документа.

— При получении участником электронного взаимодействия квитанции о приеме документа датой его получения считается дата принятия, указанная в квитанции.

В Порядке подробно описан и сам процесс направления документа в электронном виде, отметим в нем следующее:

— Налогоплательщик направляет документ либо по формату ФНС, либо путем сканирования документа на бумаге с сохранением его реквизитов по формату, утвержденному ФНС.

— Квитанцию о приеме документа получатель направляет отправителю по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документа отправителем. Если отправитель не получил от получателя квитанцию о приеме, он направляет получателю документ на бумажном носителе, за исключением установленных случаев.

— Основания для отказа в приеме получателем документа: ошибочное направление получателю; отсутствие (несоответствие) УКЭП отправителя; направление документа не по утвержденному формату.

Порядок вступает в силу с 30 августа 2020 года.

 

ФНС дала разъяснения об изменениях КоАП РФ в сфере ответственности за нарушения валютного законодательства

Возможности: разъяснения ФНС РФ позволят подробнее ознакомиться с нововведениями в части ответственности за валютные правонарушения, а также разобраться в ситуациях, когда за них исключено привлечение к ответственности.

В Письме от 10.08.2020 N ВД-4-17/12881@ ФНС дала разъяснения по применению Федерального закона от 20.07.2020 N 218-ФЗ, которым вносятся изменения в КоАП РФ, вступившие в силу 31 июля 2020 года.

В частности сообщается, что указанным Федеральным законом:

1. Расширены составы административных правонарушений, предусмотренные диспозициями частей 122.166.1 — 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, в части ответственности за нарушения, связанные с представлением резидентами уведомлений по счетам (вкладам) в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, и отчетов по указанным счетам (вкладам).

2. Изменена административная ответственность за нарушение требования о репатриации денежных средств:

— введена ответственность для физических лиц за невыполнение обязанности по репатриации денег (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ);

— снижены и дифференцированы в зависимости от валюты (рубли или иностранная валюта) внешнеторгового договора (контракта) размеры административных штрафов, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

— введена новая ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ, согласно которой невыполнение резидентами, в том числе профессиональными участниками ВЭД, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговым договорам способами, разрешенными законодательством РФ, образует самостоятельный состав административного правонарушения.

3. В примечаниях к ст. 15.25 КоАП РФ установлены случаи неприменения административной ответственности за нарушения валютного законодательства РФ.

4. Изменена ответственность за нарушения, связанные с представлением форм учета и отчетности по валютным операциям:

— изменена диспозиция ч. 66.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в части исключения ответственности за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации по валютным операциям, правил оформления паспортов сделок и за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

— введена новая ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, согласно которой ответственность наступает, если формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информация при осуществлении валютных операций не представлены в уполномоченный банк по истечении 90 дней после окончания установленного срока их представления.

Также ФНС РФ обращает внимание на то, что согласно положениям п. 1.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И  к подтверждающим документам и информации относятся указанные в ч. 4 ст. 23 и ч. 1.11.2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ документы и информация, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним.

 

Уточнены правила расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Возможности: правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду приведены в соответствие с действующим законодательством об охране окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 N 1250 внесены изменения в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в части уточнения порядка внесения квартальных авансовых платежей. Поправки распространяют свое действие на правоотношения начиная с 2020 отчетного года.

Изменения потребовались, поскольку с 1 января 2020 года изменился порядок исчисления квартальных авансовых платежей за НВОС. Плательщики могут выбрать один из следующих способов расчета:

— 1/4 суммы платы за НВОС за предыдущий год с учетом корректировки;

— 1/4 платы за НВОС, при расчете которой базу определяют исходя из объемов или массы выбросов и сбросов в пределах нормативов, лимитов на размещение отходов, а также из временно разрешенных уровней выбросов и сбросов;

— произведение платежной базы, определенной по данным экоконтроля в предыдущем квартале, и ставки с учетом коэффициентов.

Любой из этих способов можно выбрать для каждого вида НВОС, за который нужно платить. Выбранный способ требуется указать в декларации.

Комментируемым Постановлением утверждены формулы для каждого из 3-х способов.

Кроме того, в Правила добавлена ссылка на новый коэффициент, который нужно применять к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) на 2020 год.

 

ФНС дала рекомендации, касающиеся нового порядка применения кадастровой стоимости

Возможности: ознакомиться с разъяснениями о том, с какого момента применять сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения в переходный период.

ФНС России в Письме от 07.08.2020 N БС-4-21/12820@ рассказала, как буду применяться сведения о кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимости после вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ.

— Со дня вступления в силу Федерального закона N 269-ФЗ применение сведений о кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимости осуществляется в соответствии с нормами ст. 378.2391 и 403 НК РФ, а в части не урегулированной НК РФ — в соответствии с Федеральным законом N 269-ФЗ.

— Для целей налогообложения объектов недвижимости, применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в ЕГРН. Порядком ведения ЕГРН предусмотрено, что в сведениях ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка и иных объектов недвижимости указывается дата начала применения кадастровой стоимости.

Таким образом, для целей налогообложения объектов недвижимости дата начала применения кадастровой стоимости должна определяться в соответствии со сведениями ЕГРН, за исключением случаев, когда НК РФ определен иной порядок. Например, для случая изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Но с 2023 года такой порядок рассмотрения споров утратит силу и будет применяться новая ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ (введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ).

Переходный период предусматривает, что до 1 января 2023 года органом власти субъекта РФ может быть принято решение об установлении по заявлению заинтересованных лиц кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости соответствующим бюджетным учреждением. Норма об оспаривании кадастровой стоимости по решению комиссии в этом случае не применяются.

При этом НК РФ пока не предусмотрен порядок применения сведений о кадастровой стоимости в случае установления уполномоченным бюджетным учреждением субъекта РФ кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

ФНС России полагает, что в переходный период со дня, указанного в решении региональных властей о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, если кадастровая стоимость определена решением об установлении рыночной стоимости, то она применяется с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано соответствующее заявление, на основании которого принято решение, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

 

Работник потерял статус налогового резидента РФ: ФНС на примере показала, как заполнить 6-НДФЛ

Возможности: ознакомиться с порядком заполнения 6-НДФЛ при утрате работником статуса налогового резидента.

По общему правилу, если работник на дату получения дохода стал нерезидентом, удержанный ранее в текущем году налог нужно пересчитать по ставке 30%. Соответственно возникает недоудержанный налог, который нужно удерживать из последующих выплат. При этом общая сумма удержаний из оплаты труда работника (после вычета НДФЛ) не может превышать 20% (ст. 138 ТК РФ).

В Письме от 29.06.2020 N БС-4-11/10498@ ФНС рассмотрела подобную ситуацию на примере: сотрудник организации в январе имел статус налогового резидента, 31.01.2020 ему была выплачена зарплата за январь в размере 10 тыс. руб. В феврале 2020 года сотрудник утратил статус налогового резидента, и при выплате зарплаты за февраль в размере 10 тыс. руб. с его дохода был удержан НДФЛ по ставке 30% с зачетом ранее удержанной суммы налога.

Строки 130 «Сумма фактически полученного дохода» и 140 «Сумма удержанного налога» 6-НДЛФ за I квартал по этим операциям будут заполняться так:

заработная плата за январь по строке 130 — 10 000

по строке 140 — 1 300 (НДФЛ с зарплаты за январь по ставке 13%)

заработная плата за февраль по строке 130 — 10 000;

по строке 140 — 4 400 (3 000 руб. – НДФЛ с зарплаты за февраль; 1400 руб. – недоудержанный с января НДФЛ с учетом ограничения удержаний, считается так: (10 000 руб. – 3 000 руб) х 20%)).

заработная плата за март по строке 130 — 10 000;

по строке 140 – 3 300 (3 000 руб. – НДФЛ с зарплаты за февраль; 300 руб. – недоудержанный остаток НДФЛ за январь).

На заметку: в 2020 году налоговыми резидентами будут также признаваться физлица, которые в период с 1 января по 31 декабря 2020 года находились в России от 90 до 182 календарных дней включительно, при условии своевременной подачи ими заявления в налоговый орган.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Проведена модернизация полностью самортизированного ОС: начислять ли амортизацию

Риски: в случае, когда к моменту модернизации основное средство было уже полностью самортизировано, после проведения модернизации амортизационные начисления по нему возобновляются.

Первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п.2 ст.257 НК РФ).

В Письме от 13.07.2020 N 03-03-06/1/60600 Минфин отметил, что эта норма распространяется и на случаи, когда ОС полностью самортизировано.

Таким образом, если ОС полностью самортизировано и после этого проведена его модернизация, то первоначальная стоимость данного ОС в целях налога на прибыль увеличится на стоимость проведенной модернизации и организация вправе продолжить начисление амортизации на эту сумму.

При этом после модернизации налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования ОС и пересчитать норму амортизации, исходя из нового СПИ (п. 1 ст. 258 НК РФ). Если СПИ не был увеличен, то амортизация начисляется по прежней норме, которая была определена при вводе ОС в эксплуатацию.

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.