Правительство поддержало идею объединения ПФР и ФСС и введения единого тарифа страховых взносов

Риски: с начала 2023 года с выплат работникам по ГПД, скорее всего, придется платить страховые взносы на ВНиМ.
Возможности: на подачу единой ежемесячной формы отчетности по страховым взносам отведут на 5 дней больше времени ‒ до 20-го числа месяца (ранее планировали до 15-го числа).

В конце января 2022 года Минтруд сообщил, что с 1 января 2023 года запланировано:

‒ объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в Единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Социальный фонд России);

‒ сокращение количества форм отчетности в ПФР и ФСС за счет их объединения и введения единых форм отчетности;

‒ возможность платить страховые взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ единым платежом;

‒ увеличение предельной базы взносов по ВНиМ до размеров предельной базы взносов на ОПС.

В Информации Минтруда России от 19.05.2022 сообщается, что Правительство РФ поддержало законопроекты о введении «единого тарифа» и объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в Социальный фонд России. В ближайшее время законопроекты будут внесены в Государственную думу для рассмотрения (Проект Федерального закона N 127389-8).

По сравнению с планами, анонсированными в конце января, изменилось следующее:

‒ дату подачи единой формы отчетности решили установить до 20-го числа месяца (ранее ‒ до 15-го числа). Речь, например, идет о формах СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД. Те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы;

‒ установлено, что после перехода к единому тарифу платеж составит 30% с взносооблагаемой базы и 15,1% сверх взносооблагаемой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам, то есть придется платить страховые взносы на ВНиМ с выплат исполнителям по ГПД.

 

ФНС перенесла срок введения ответственности в сфере прослеживаемости товаров

Возможности: ответственность за нарушения в сфере прослеживаемости установят только с 1 января 2024 года, а не с 1 июля 2022 года, как планировалось ранее.

С 1 июля 2021 года организации и ИП, совершая операции с прослеживаемыми товарами, должны соблюдать дополнительные требования к оформлению счетов-фактур и иных документов, сопровождающих сделку, а также подавать отчеты об операциях с этими товарами и уведомления об остатках, ввозе и перемещении таких товаров.

Планировалось, что нормы, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о национальной системе прослеживаемости, начнут применяться с 1 июля 2022 года – ФНС подготовила поправки в КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере прослеживаемости, в том числе за несвоевременное представление в налоговый орган отчета и соответствующих уведомлений  (п. 3 Письма Минфина России от 11.08.2021 N 27-01-22/64473, Письмо ФНС России от 20.01.2022 N ЕА-4-15/527@, Письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@).

Теперь же в связи со сложной экономической ситуацией и в целях поддержки бизнеса ФНС совместно с Минфином предложили перенести срок вступления в силу Проекта федерального закона об установлении ответственности участников оборота прослеживаемых товаров на 1 января 2024 года (Информация ФНС России от 19.05.2022).

В связи с этим Проект исключен из плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год и вошел в его редакцию на 2023 год. Ознакомиться с положениями Проекта можно на сайте ФНС России в разделе «Национальная система прослеживаемости импортных товаров».

 

ФСС рекомендовал работодателям не затягивать с подачей документов на возмещение расходов на предупредительные меры

Возможности: не откладывая, обратиться с необходимыми документами в Фонд для своевременного принятия решения о возмещении и перечислении денежных средств, потраченных на предупредительные меры и специальную оценку условий труда в текущем финансовом году.

ФСС может возместить часть расходов на спецоценку, медосмотры, покупку спецодежды, других СИЗ и аптечек, санаторно-курортное лечение «вредников» и предпенсионеров и другие предупредительные меры по сокращению травматизма. Для этого нужно направить в территориальный орган ФСС:

 до 1 августа заявление о финансировании. К нему нужно приложить план финансового обеспечения, перечень мероприятий по результатам спецоценки или выписку из коллективного договора и документы, обосновывающие расходы;

– при положительном решении ФСС до 15 декабря нужно подать заявление о возмещении расходов на проведение согласованных мероприятий вместе с подтверждающими документами.

ФСС РФ в Письме от 29.04.2022 N 02-09-11/06-10-12152 рекомендует представить документы как можно раньше с целью своевременного принятия решения о возмещении за счет средств ФСС расходов страхователей и перечисления им денежных средств на расчетный счет в текущем финансовом году. Если Фонд досрочно распределит все деньги между другими заявителями, в финансировании будет отказано (п. 4, подп. «в» п. 12 Правил финансового обеспечения предупредительных мер, утв. Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н).

На заметку: пошаговый порядок действий с образцами документов для финансирования предупредительных мер смотрите в Готовом решении: Как возместить расходы на предупредительные меры (КонсультантПлюс, 2022)

 

Минфин разъяснил, когда применять новый лимит 120 млн рублей по контролируемым сделкам

Риски: новый лимит в 120 млн руб. применяется в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль начиная с 2022 года.

Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ данный порог увеличен в два раза – до 120 млн руб. (изменение введено на бессрочной основе).

В Письме от 26.04.2022 N 03-12-12/1/37761 Минфин России разъяснил, с какого момента применяется новый суммовой порог.

Ведомство сообщило, что в отношении сделок, совершенных в 2021 году, новый лимит не применяется. Соответственно, уведомлять налоговый орган о контролируемых сделках 2021 года до 20 мая 2022 года нужно было при превышении суммы 60 млн руб.

Новый лимит в 120 млн руб. применяется в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль начиная с 2022 года, независимо от даты заключения соответствующего договора.

Узнать подробнее о контролируемых сделках можно в Готовом решении: Какие сделки признаются контролируемыми (КонсультантПлюс, 2022).

 

Нужно ли оплачивать простой работнику, временно переведенному к другому работодателю

Возможности: у работодателя, приостановившего работу из-за санкций, не возникает обязанности оплачивать простой работнику, временно переведенному к другому работодателю.

С 4 апреля по 31 декабря 2022 года работодатели, которые приостановили деятельность, могут перевести сотрудников в другие организации (Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 N 511). 

Специалисты сайта «Онлайнинспекция.рф» ответили, нужно ли работодателю, приостановившему деятельность из-за санкций, оплачивать простой работника, который временно переведен к другому работодателю согласно Постановлению Правительства РФ N 511.

Эксперты отмечают, что в 2022 году при временном переводе работника на работу к другому работодателю по предложению центра занятости населения возможно заключение с новым работодателем срочного трудового договора с возможностью его продления по соглашению сторон не позднее чем до 31.12.2022 при наличии согласия работодателя, с которым первоначально заключен трудовой договор (пп. 1, 3 Особенностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.03.2022 N 511).

Исходя из этого, эксперты ГИТ полагают, что в таком случае простой не оплачивается, поскольку на период работы у временного работодателя действие трудового договора у основного работодателя приостанавливается.

 

Новые правила ведения реестра НВОС: Росприроднадзор рассказал об изменениях с 1 сентября 2022 года

Возможности: с 1 сентября 2022 года срок постановки/снятия объекта НВОС с учета сократится до пяти рабочих дней.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), – это единая информационная система учета таких объектов. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 N 830 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (далее – Правила N 830). Одновременно с вступлением в силу Правил N 830 прежние Правила, утв. Постановлением Правительства РФ  от 23.06.2016 N 572 (далее – Правила N 572), с 1 сентября 2022 года утратят силу.

Росприроднадзор в Информации от 18.05.2022 разъяснил основные отличия новых Правил N 830 от прежних Правил N 572:

1) Росприроднадзор как оператор государственного реестра осуществляет мониторинг за ведением органами исполнительной власти субъектов РФ региональных государственных реестров;

2) сроки предоставления госуслуги по государственному учету объектов НВОС (постановки объектов НВОС на государственный учет, актуализации сведений об объектах НВОС, снятия объектов НВОС с государственного учета) сократились до пяти рабочих дней (ранее – 10 дней);

3) результатом предоставления госуслуги по государственному учету объектов НВОС является соответствующее свидетельство (о постановке объекта НВОС на государственный учет, об актуализации сведений об объекте НВОС, о снятии объекта НВОС с государственного учета), подготовленное в форме выписки из государственного реестра (ранее – свидетельство в электронном или бумажном виде);

4) появилась возможность корректировки учетных сведений об объектах НВОС по инициативе уполномоченного органа или по заявлению юрлица или ИП.

На заметку: какие сведения включает государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, читайте в Готовом решении: Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (КонсультантПлюс, 2022).
Как актуализировать учетные сведения об объектах НВОС, читайте в Готовом решении: Порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (КонсультантПлюс, 2022)

 

Налог на имущество организаций: ФНС представила обзор правовых позиций ВС РФ за I квартал 2022 года

Возможности: ознакомиться с выводами ВС РФ в части исчисления налога на имущество (по разграничению движимого и недвижимого имущества, по доначислению налога из-за неправильно определенного СПИ, по недопустимости корректировки кадастровой стоимости объекта на сумму НДС), которые обязаны применять в работе налоговые органы.

В целях обеспечения контроля своевременности и полноты уплаты налога на имущество организаций ФНС России направила налоговым органам для использования в работе Обзор определяющих правовых позиций Верховного Суда РФ за I квартал 2022 года (Письмо ФНС России от 11.05.2022 N СД-4-21/5629@).

В Обзоре, например, сделаны следующие выводы:

правомерно доначисление налога на имущество в отношении необоснованно исключенных из объектов налогообложения блочно-модульной газовой паро-, водогрейной котельной (БМК), эстакады (опорной конструкции для прокладки трубопроводов от котельной до производственных цехов) и системы энергоснабжения БМК, являющихся объектами недвижимого имущества;

– налог на имущество организаций и пени могут быть правомерно доначислены в связи с тем, что налогоплательщиком была занижена налоговая база из-за неправильно рассчитанной амортизации (неверно определен срок полезного использования объекта ОС);

– при определении базы по налогу на имущество нельзя самостоятельно корректировать кадастровую стоимость объекта, в том числе уменьшать ее на сумму НДС, так как это не предусмотрено НК РФ.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Безвозмездно полученное имущество: когда доход, а когда нет

Возможности: при соблюдении установленных условий безвозмездно полученное имущество (имущественные права) не учитывается в доходах при расчете налога на прибыль, даже если оно получено от иностранной компании.

В налоговом учете стоимость безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав включается во внереализационные доходы, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Минфин России в Письме от 06.04.2022 N 03-03-07/28975 напомнил о таких случаях. Например, исключаются из базы по налогу на прибыль имущество и имущественные права, полученные:

– российской организацией безвозмездно от организации, если она прямо или косвенно участвует в уставном капитале получающей стороны с долей не менее 50%;

– российской организацией безвозмездно от организации, если получающая имущество организация прямо или косвенно участвует в уставном (складочном) капитале передающей имущество организации и доля такого участия составляет не менее 50%. Если передающая имущество организация иностранная, то указанные доходы не учитываются только в том случае, если государство постоянного местонахождения такой иностранной компании не включено в перечень офшоров, утверждаемый Минфином России;

– российской организацией безвозмездно от физического лица, если такое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале составляет не менее 50%.

Ведомство обращает внимание также на следующие моменты:

  • безвозмездно полученное имущество и имущественные права нельзя передавать третьим лицам в течение одного года с момента его получения. В противном случае имущество и права облагаются налогом на прибыль в общем порядке;
  • имущество (работы, услуги, имущественные права) будет считаться полученным безвозмездно, если при его получении не возникает встречного обязательства перед передающей стороной.

На заметку: как получателю учесть безвозмездно переданное имущество для целей налога на прибыль, читайте в Готовом решении: Как учитываются безвозмездные операции для целей налогообложения прибыли (КонсультантПлюс, 2022).

 

Как учитывать курсовые разницы по новым правилам в случае частичного погашения обязательств

Риски: при частичном погашении обязательств в 2022 – 2024 годах доходы в виде положительной курсовой разницы учитываются на дату частичного погашения таких обязательств. Аналогично для отрицательных курсовых разниц, возникших в 2023 – 2024 годах.

С 1 января 2022 года для положительной курсовой разницы по обязательствам и требованиям в иностранной валюте установили особый порядок. Ее признают в доходах только на дату прекращения или исполнения требования либо обязательства, то есть по мере погашения требований или обязательств (подп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ). Правило касается разниц, которые возникли в 2022 – 2024 годах.

Аналогичное изменение есть для отрицательных разниц. Оно вступит в силу только 1 января 2023 года и будет действовать в отношении разниц, возникших в 2023 – 2024 годах (подп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Отрицательная курсовая разница, возникшая в 2022 году, учитывается в прежнем порядке, то есть на дату исполнения обязательств и/или на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

В Письме от 20.04.2022 N 03-03-06/1/35198 Минфин России разъяснил, что в случае частичного погашения в 2022 – 2024 годах обязательств доходы в виде соответствующей положительной курсовой разницы подлежат учету на дату частичного погашения таких обязательств. Отрицательные курсовые разницы в случае частичного погашения в 2022 году требований (обязательств) учитываются в общем порядке, а в 2023 – 2024 годах – на дату частичного погашения таких требований (обязательств).

Подробнее об учете курсовых разниц рассказано в Готовом решении: Как отражать в бухгалтерском и налоговом учете положительные и отрицательные курсовые разницы (КонсультантПлюс, 2022).

 

Работодатель вручает победителям конкурса профмастерства подарки: что с НДС

Возможности: можно заявить вычет НДС с приобретенных призов для работников, победивших в конкурсе профессионального мастерства, но только в том случае, если НДС был исчислен при передаче работникам этих подарков.

Эксперт региональной УФНС рассмотрел ситуацию, когда организация проводит конкурс профессионального мастерства и вручает победителям конкурса смартфоны, при этом порядок проведения конкурса и перечень призов установлены приказом руководителя.

Представитель УФНС пришел к выводу, что в такой ситуации организация вправе заявить вычеты НДС по расходам на покупку призов при исчислении сумм НДС со стоимости товаров, безвозмездно передаваемых в качестве призов работникам, победившим в конкурсе профессионального мастерства.

Так, согласно позиции Минфина России, товары, переданные на безвозмездной основе работникам организации в качестве ценных подарков, являются объектом налогообложения по НДС (Письмо Минфина России от 15.10.2021 N 03-01-10/83519). Налоговая база должна быть определена организацией как рыночная цена передаваемых в качестве призов товаров без НДС (абз. 1 п. 2 ст. 154 НК РФ). Суммы «входного» НДС по приобретенным товарам, передаваемым работникам в качестве облагаемых НДС призов, подлежат вычетам на основании выставленных продавцами счетов-фактур, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.08.2019 N 03-07-11/61750). При этом в данном случае, вероятнее всего, сумма НДС, исчисленная от стоимости переданных призов, будет равнозначна сумме заявленных вычетов «входного» НДС при приобретении таких товаров.

Однако имеются судебные решения с иной оценкой необходимости исчисления НДС при передаче приобретенных подарков в качестве поощрения работников в рамках фонда оплаты труда (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 N А05-10210/2007). Также арбитражные суды признали премированием в силу ст. 129, 144 ТК РФ передачу работодателем своим работникам подарков в качестве их поощрения, а не операцией по безвозмездной реализации товаров для целей обложения НДС (Постановления ФАС Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2, ФАС Московского округа от 16.05.2008 N КА-А40/11102-07).

Эксперт считает, что следование позиции об исключении из налогообложения НДС стоимости товаров, переданных в качестве призов участникам конкурса профмастерства, может повлечь налоговые споры с контролирующими органами, поскольку Минфин России придерживается противоположного мнения.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации поощрение победителей конкурса ценными призами не предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) или коллективным договором, по мнению эксперта, для организации наиболее целесообразным является исчисление НДС от стоимости вручаемых работникам призов с заявлением к вычету сумм «входного» НДС, предъявленных поставщиками по приобретенным товарам, передаваемым работникам в качестве облагаемых НДС призов, поскольку в этом случае вследствие равнозначности исчисленной суммы НДС и налоговых вычетов у организации по таким операциям не возникает обязанности по уплате НДС в бюджет.

Следование же в данном случае позиции о непризнании передачи призов объектом налогообложения по НДС исключает возможность предъявления к вычету соответствующих сумм «входного» НДС, а также сопряжено с риском возникновения претензий налоговых органов по вопросам занижения налоговой базы по НДС.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Какие документы нужны для учета расходов на ГСМ?

Возможности: узнать, какие документы нужны для учета расходов на ГСМ при разных вариантах его приобретения и способах контроля использования топлива.

Для учета расходов на ГСМ нужны документы, подтверждающие их приобретение и расход, а также служебный характер поездок. Приобретение ГСМ по топливным картам подтверждает накладная поставщика, покупку за наличные – чек АЗС и авансовый отчет водителя. Расход топлива и служебный характер поездок автомобиля, подключенного к электронной системе контроля, подтверждают отчеты системы.

Путевые листы для списания ГСМ нужны, если нет электронной системы контроля расхода топлива или она не предоставляет все нужные данные. Например, контролирует расход ГСМ, но не отслеживает маршрут автомобиля.

Для тех, кто занимается перевозками пассажиров, багажа и грузов, путевые листы обязательны (ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Подробнее об учете расходов на ГСМ можно узнать в Готовом решении: Как учитывать горюче-смазочные материалы (КонсультантПлюс, 2022).

На заметку: НДС к вычету при приобретении ГСМ за наличный расчет через подотчетных лиц принимается в обычном порядке на основании счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ, Письма Минфина России от 19.07.2021 N 03-07-11/57329, от 26.03.2019 N 03-07-09/20252). Вычет НДС по кассовому чеку без счета-фактуры может вызвать претензии со стороны налоговых органов.

 

В каком случае резидент может заплатить резиденту в иностранной валюте?

Риски: если сторонами при расчетах являются резиденты РФ, то исполнение обязательств должно осуществляться в рублях, за исключением ситуаций, прямо указанных в ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ

К резидентам относятся, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, физические лица, являющиеся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в РФ на основании вида на жительство (п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ).

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением отдельных случаев (ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ).

Расчеты между резидентами допускаются в следующих случаях:

1) стороны являются уполномоченными банками, имеющими лицензию Банка России на осуществление валютных операций. Такие банки от своего имени и за свой счет без ограничений предоставляют друг другу валютные кредиты (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ, п. 1.7 Указания Банка России от 28.04.2004 N 1425-У);

2) сторонами выступают банки, имеющие лицензию Банка России на осуществление валютных операций, и резиденты РФ. В частности, валютные кредиты и займы, а также финансирование участия в кредите (займе) предоставляются без ограничений (пп. 1, 1.1 ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ);

3) расчеты в валюте при оказании услуг или продаже товаров пассажирам международных рейсов, а также продаже товаров в магазинах беспошлинной торговли (п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ);

4) расчеты в валюте между российскими организациями, если одна из них импортер или экспортер, а другая посредник по импортному или экспортному контракту (в этом случае, например, импортер может оплачивать свой импортный контракт через посредника, перечислив ему валюту) (п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ);

5) платежи в валюте российским транспортным компаниям за перевозку экспортных и импортных грузов, а также по договорам страхования указанных грузов (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ);

6) для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных с зарубежной командировкой, при погашении неизрасходованных авансов в связи с зарубежной командировкой, либо если работа носит разъездной зарубежный характер (пп. 1, 9, 14 ч. 1 ст. 9, абз. 10 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ);

7) по переводам иностранной валюты и валюты РФ между счетами резидентов в банках, расположенных на территории РФ и за ее пределами (подп. «ж», «з» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ);

8) совершение резидентами операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ);

9) расчеты и переводы валюты иностранного государства для целей осуществления деятельности диппредставительств, консульств и иных официальных представительств РФ, а также связанных с содержанием их сотрудников (п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ);

10) безналичные переводы между физическими лицами – резидентами, являющимися одновременно супругами либо близкими родственниками, со счетов банков на территории РФ в банки за ее границами (п. 17 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ);

11) выплата заработной платы в иностранной валюте:

– работникам, осуществляющим трудовые обязанности за пределами территории Российской Федерации (п. 26 ч. 1 ст. 9, ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона N 173-ФЗ);

– работникам дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ;

– работникам постоянных представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств РФ и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории РФ;

– представителям федеральных органов исполнительной власти (заместителям представителей федеральных органов исполнительной власти), находящимся за пределами территории РФ;

– работникам расположенных за пределами территории РФ представительств, филиалов государственных учреждений РФ;

– лицам, направленным федеральными органами исполнительной власти за пределы территории РФ для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей (например, военнослужащим) (п. 27 ч. 1 ст. 9, ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона N 173-ФЗ);

12) уплата резидентами страховым организациям – резидентам, за исключением страховых организаций – резидентов, включенных в перечень, указанный в абз. 2 ч. 4.4 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ, страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 32 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ);

13) выплата резидентам страховыми организациями – резидентами, за исключением страховых организаций – резидентов, включенных в перечень, указанный в абз. 2 ч. 4.4 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, страховых возмещений (страховых выплат) по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по вышеуказанным внешнеторговым договорам (контрактам) (п. 33 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ);

14) иные валютные операции, оговоренные в ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ.

Таким образом, допускается осуществлять расчеты в иностранной валюте на территории РФ, только если контрагент является нерезидентом РФ. А если сторонами при расчетах являются резиденты РФ, то исполнение обязательств должно осуществляться в рублях, за исключением ситуаций, прямо указанных в ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ.

Стоит отметить, что до 01.09.2022 обязательства в иностранной валюте по договорам банковского счета (вклада) между кредитными организациями, в отношении которых иностранными государствами, совершающими недружественные действия, введены ограничительные меры, и их клиентами – российскими юридическими лицами (при условии, что обязательства возникли до дня введения таких мер), признаются исполненными надлежащим образом, если эти обязательства исполнены в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте (независимо от того, в какой валюте выражена такая стоимость) и рассчитанной по официальному курсу Банка России, установленному на день исполнения обязательств (п. 5 Указа N 126).

Кроме того, во время действия временного порядка операций с наличной валютой, введенного Банком России, юридические лица – резиденты и индивидуальные предприниматели – резиденты могут получить наличные доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евро в пределах 5 тыс. долл. США и только для оплаты расходов по зарубежным командировкам. В особых случаях по запросу банка к регулятору эта сумма может быть увеличена. Остальные валюты можно получать по законным основаниям без ограничений (Информация Банка России).