Обязательный аудит бухотчетности ООО и АО: изучаем изменения законодательства с 1 января 2023 года

Возможности: непубличные АО должны проходить обязательный аудит только в случае соответствия критериям обязательного аудита (например, по размеру доходов или активов) или по требованиям, установленным федеральными законами.
Риски: для проведения обязательного аудита АО и ООО могут привлекать только аудиторскую организацию (не вправе привлечь индивидуального аудитора).

Федеральными законами от 16.04.2022 N 99-ФЗ и N 114-ФЗ внесены изменения в ГК РФ, а также в Федеральные законы об аудиторской деятельности, об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах в части изменения требований к проведению обязательного аудита.

Так, с 1 января 2023 года установлены следующие правила:

  • для АО

ПАО, а в случаях, предусмотренных законодательством, и непубличное АО для проведения аудита бухотчетности обязаны ежегодно привлекать только независимую аудиторскую организацию, то есть не вправе привлекать для этих целей индивидуального аудитора.

Таким образом, непубличные АО с 2023 года должны проходить аудит отчетности только при соответствии общеустановленным критериям обязательного аудита (например, по размеру доходов или активов) или в случаях, установленных федеральными законами (например, такая обязанность предусмотрена для застройщиков). ПАО, как и прежде, проходят аудит годовой бухотчетности в обязательном порядке.

Отметим, что до внесения изменений все акционерные общества обязаны проходить обязательный аудит (ст. 67.1 ГК РФ).

Также аудит может быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля участия которых в уставном капитале общества составляет 10% и более:

– в отношении ПАО аудит может провести только аудиторская организация,

– непубличное АО может привлечь аудиторскую организацию или индивидуального аудитора.

Отметим: в случае проведения обязательного аудита непубличное АО может привлечь только аудиторскую организацию.

Если проведение аудита годовой бухотчетности обязательно, то общее собрание акционеров назначает аудиторскую организацию. При отсутствии обязанности по проведению аудита годовой бухотчетности совет директоров (наблюдательный совет) непубличного АО вправе принять решение о проведении аудита годовой бухотчетности и в этом случае включить в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора).

Кроме того, установлен обязательный аудит бухотчетности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ и/или муниципального образования.

  • для ООО

ООО предоставлено право привлекать для проведения аудита бухотчетности как аудиторскую организацию, так и индивидуального аудитора. Если в соответствии с законодательством годовая бухотчетность ООО подлежит обязательному аудиту, общество обязано привлечь для его проведения аудиторскую организацию.

При учреждении ООО учредители или учредитель могут назначить аудиторскую организацию (индивидуального аудитора), а в случаях, если годовая бухотчетность общества подлежит обязательному аудиту, учредители или учредитель должны принять решение о назначении аудиторской организации.

 

С 17 мая 2022 года обновлены требования к установке рекламных конструкций на МКД

Возможности: в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции откажут, а ранее выданное разрешение аннулируют, если не будет оформлено согласие собственников помещений в многоквартирном доме, к которому осуществляется присоединение рекламной конструкции.

Ст. 19 «Наружная реклама и установка рекламных конструкций» Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» изложена в новой редакции. Изменения внесены Федеральным законом от 16.04.2022 N 106-ФЗ и начнут действовать с 17 мая 2022 года.
Поправки приняты в целях исключения нарушения прав собственников помещений в многоквартирных домах, к которым крепится рекламная конструкция.
Положения п. 6 ч. 15, п. 5 ч. 18  и ч. 9.2 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», определяющие основания для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и об его аннулировании, дополнены таким основанием, как нарушение требований, установленных ч. 5 ст. 19 рассматриваемого закона. Данной нормой определено, что в случае, если при установке и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в установленном ЖК РФ порядке.

 

С 1 июля 2022 года банки не смогут взимать заградительные комиссии в рамках борьбы с отмыванием доходов и в других случаях

Возможности: c 1 июля 2022 года банки не смогут взимать с юрлиц, ИП и физлиц повышенные комиссии за денежные переводы, связанные с изменением или расторжением, в частности, договора банковского счета.

Федеральным законом от 16.04.2022 N 112-ФЗ внесены изменения в ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», которые вступят в силу с 1 июля 2022 года.

Согласно данным поправкам:

  • Не допускается взимание банком комиссионного вознаграждения при осуществлении операций по переводу денежных средств с банковских счетов физических и юридических лиц, а также ИП в связи с изменением или расторжением договоров банковского счета или иных договоров, регулирующих обслуживание этих лиц в банке, в размере, превышающем размер комиссионного вознаграждения, взимаемого при осуществлении аналогичных операций по переводу денежных средств с банковских счетов этих лиц при иных условиях. Правило распространяется в том числе на отношения с клиентами, которых на 1 июля 2022 года обслуживают в банках по договорам, заключенным до этой даты.
  • К мерам, направленным на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, не относится установление дополнительных (повышенных размеров) комиссионных вознаграждений, сборов и иных вознаграждений, взимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, при осуществлении их клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, кредитные и другие финансовые организации с 1 июля 2022 года не смогут взимать дополнительные или повышенные комиссии и подобные клиентские сборы, обосновывая это борьбой с легализацией преступных доходов и финансированию терроризма. В частности, должны быть исключены случаи, когда с клиентов взимают большие комиссии при расторжении договоров по антиотмывочному закону. Законодатели отмечают, что существует практика применения банками заградительных тарифов (достигающих 30%) на выводимые средства со счета клиента при реализации указанного права банков в одностороннем порядке расторгать договоры банковского счета.