ВАЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Бюджетные учреждения обязаны представить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2021 год в налоговый орган по месту своего нахождения

Риски: срок представления в налоговый орган форм годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год для бюджетных автономных и казенных учреждений не позднее 31 марта 2022 года.

В Готовом решении «Как казенному, бюджетному, автономному учреждению составить и представить бухгалтерскую (бюджетную) отчетность» в СПС КонсультантПлюс разъясняется, какие формы годовой бухгалтерской отчетности обязаны представлять бюджетные учреждения в налоговый орган по месту своего нахождения.

Учитывая наличие в указанных формах бухгалтерской (финансовой) отчетности показателей, отражающих в основном информацию о выполнении организациями сектора государственного управления государственных функций, представление отчетности в налоговые органы организациями-налогоплательщиками (получателями бюджетных средств, государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями) следует осуществлять в составе следующих форм.

Для бюджетных учреждений, автономных учреждений:

‒ Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

‒ Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

‒ Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

‒ Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);

‒ Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).

Представление в налоговые органы казенными учреждениями бухгалтерской отчетности следует осуществлять в форме Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Как учреждению заполнить форму ТЗВ-бюджет за 2021 год

Риски: форму N ТЗВ-бюджет «Сведения о расходах бюджетного, автономного и казенного учреждения за 2021 год» представляют государственные (муниципальные) учреждения всех видов экономической деятельности единовременно.

В Готовом решении «Как учреждению заполнить форму N ТЗВ-бюджет за 2021 г.» в СПС КонсультантПлюс разъясняется, какие учреждения бюджетной сферы с 1 марта по 15 апреля 2022 года должны представить в территориальный орган Росстата по месту фактической деятельности форму N ТЗВ-бюджет и каков порядок ее заполнения.

Форма федерального статистического наблюдения N ТЗВ-бюджет «Сведения о расходах бюджетного, автономного и казенного учреждения за 2021 год» и Указания по ее заполнению утверждены Приказами Росстата от 15.07.2021 N 420, от 07.07.2021 N 392.

Сведения заполняют единовременно (за 2021 год) бюджетные, автономные и казенные учреждения всех видов экономической деятельности (п. 1 Указаний N 420).

Форма заполняется в целом по учреждению (с учетом обособленных подразделений независимо от их местонахождения) (п. 3 Указаний N 420).

И в срок с 1 марта по 15 апреля 2022 года сведения представляются в территориальный орган Росстата по месту фактической деятельности учереждения в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ, Приложение к Приказу Росстата от 17.12.2021 N 925, п. 2 Указаний N 420).

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Скорректированы положения о расширенном казначейском сопровождении

Риски: с 22 февраля 2022 года необходимо применять измененные положения о расширенном казначейском сопровождении.

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 N 216 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024, касающиеся порядка ведения и использования лицевого счета (режима лицевого счета).

Кроме того, до 1 апреля 2022 года приостановлено действие под. «а» и «б» п. 3 Правил расширенного казначейского сопровождения, а также действие Правил экономического обоснования затрат:

‒ расчетов по государственным контрактам, начальная (максимальная) цена которых составляет 1 млрд рублей и более, договорам (соглашениям), заключаемым на сумму 1 млрд рублей и более, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предметом которых является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов, договоров (соглашений) на сумму более 600 тыс. рублей;

‒ расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях обеспечения федеральных нужд с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным в соответствии с пп. 2, 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ, начальная (максимальная) цена которых составляет 1 млрд рублей и более, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600 тыс. рублей.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Перевод материалов на другой КФО не подтверждает нецелевое использование средств

Возможности: если перечисленные учреждению в качестве субсидии денежные средства направлены и израсходованы на оговоренные соглашением о предоставлении субсидии цели, ущерб бюджету не причинен, значит, и основания для вывода о нецелевом либо ином незаконном характере использования средств отсутствуют.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 25.01.2022 N Ф04-8280/2021 по делу N А03-5287/2021 не поддержал проверяющих и встал на сторону бюджетного учреждения.

Учреждение получило субсидию на капремонт и приобрело материалы. По производственным причинам часть из них пришлось заменить. Излишки остались у учреждения. В бухучете их списали с КФО 5 и отразили по кодам 2 и 4.

Материалы еще не использовали. Операция в бухучете не подтверждает расходы. Например, учреждение могло изменить КФО по ошибке. Ремонт выполнили. В этой ситуации нельзя говорить о нецелевом использовании субсидии или об ущербе бюджету.

Однако если учреждение потребит или продаст материалы, оно получит выгоду за счет бюджета. Ее можно приравнять к экономии субсидии. Учреждению рекомендовали согласовать с учредителем порядок расчетов за такие остатки.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Может ли заказчик, у которого закончились денежные средства, оплатить услуги, оказанные по госконтракту, не полностью

Риски: отсутствие дополнительного финансирования для исполнения государственного контракта не является основанием для прекращения или приостановления выполнения государственно и социально значимых функций и не освобождает ответчика от оплаты фактически оказанных услуг.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 04.02.2022 N Ф02-7787/2021 по делу N А78-5418/2021 вслед за судами трех инстанций поддержал исполнителя госуслуг и взыскал с заказчика основной долг и неустойку за просрочку оплаты.

Стороны заключили контракт на услуги по приготовлению и поставке горячего питания в спецприемник по цене исходя из его среднесуточной наполняемости. Обязательства выполняли по заявкам.

Заказчик не оплатил часть услуг, поэтому исполнитель обратился в суд.

Суды трех инстанций его поддержали, аргументируя свое решение следующим:

‒ наполняемость приемника оказалась больше, чем определили в контракте, поэтому деньги на оплату потратили до окончания срока его действия. Несмотря на это, заказчик продолжал направлять заявки на услуги, а исполнитель их оказывать;

‒ факт оказания услуг доказали. Претензий по объему и качеству заказчик не заявил;

социально значимые услуги оказывают бесперебойно. Недостаток финансирования не должен на это влиять. Отсутствие денежных средств – не повод не оплачивать фактически оказанные услуги.

С заказчика взыскали основной долг и неустойку за просрочку оплаты.

Схожую позицию недавно высказывал, в частности, ВС РФ.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Можно ли с уволившегося работника взыскать излишне выплаченные денежные средства: знакомимся с позицией суда

Риски: если сотрудник, достоверно знающий о дате своего увольнения и дате расчета, подает заявление о переводе на должность в последний день до предполагаемого увольнения, произведенные ему  выплаты считаются неправомерными и подлежат взысканию.

Третий кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 15.12.2021 N 2-6487/2020 встал на сторону работодателя и взыскал выходное пособие с работника, который знал о дате увольнения и дате расчета, но написал заявление о переводе на должность в последний до предполагаемого увольнения.

Организация издала приказ о сокращении работника, перечислила ему выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск. За день до предполагаемого увольнения сотрудник написал заявление о переводе. С ним заключили допсоглашение. Деньги он не вернул, поэтому работодатель обратился в суд.

Первая инстанция не увидела оснований для взыскания выплаченных сумм. Счетной ошибки и недобросовестности в действиях работника не было.

Апелляционный и кассационный суды с этим не согласились. Организация вовремя выплатила деньги при сокращении. Работник знал дату увольнения и дату расчета с ним. С просьбой о переводе сотрудник обратился только за день до сокращения. Так как работник действовал недобросовестно, он должен вернуть выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Отметим, что вопрос о возврате выплат при сокращении ранее уже рассматривал ВС РФ. Сотрудник взял больничный перед увольнением и написал заявление уже после того, как часть выплат перечислили. Работодатель не смог доказать, что сотрудник действовал недобросовестно, и деньги с работника не взыскали.

 

Для возврата и зачета переплаты по налогам, сборам и другим обязательным платежам применяются обновленные форматы заявлений

Риски: для возврата и зачета переплаты по налогам, сборам и другим обязательным платежам необходимо применять обновленные форматы заявлений.

Приказом ФНС России от 17.02.2022 N ЕД-7-8/137@ в целях организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками утверждены форматы:

заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа);

заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).

Одновременно признан утратившим силу Приказ ФНС России от 18.03.2019 N ММВ-7-8/137@, содержащий ранее действовавшие форматы заявлений.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Сотрудник приходил на работу раньше и уходил позже положенного времени. Можно ли считать это сверхурочной работой?

Риски: сам по себе факт нахождения сотрудника на работе сверх установленной продолжительности рабочего времени не означает, что его привлекали к сверхурочной работе, и не свидетельствует о том, что данная работа не учтена вследствие ненадлежащего учета работодателем рабочего времени.

Третий кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 20.12.2021 по делу N 88-20199/2021 встал на сторону организации.

После увольнения сотрудник обратился в суд, считая, что ему не оплатили переработку. В качестве доказательств он представил в том числе ведомости с отметками о приходе и уходе персонала.

Первая инстанция решила, что сотрудник работал сверхурочно и взыскала с работодателя деньги.

Апелляционный и кассационный суды встали на сторону организации. Зарплату начисляли по табелям. Распорядительный акт о сверхурочной работе сотрудника не издавали. Нет доказательств того, что он с ведома и по заданию работодателя трудился дольше смены.

То, что сотрудник находился в организации за пределами установленного времени, не значит, что его привлекали к сверхурочной работе.

С дополнительной информацией по этому вопросу можно ознакомиться в материалах СПС КонсультантПлюс.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс