Получение электронной подписи по новым правилам: сроки сдвинули и ввели переходный период

Возможности: сотрудники организации смогут до 1 марта 2022 года (ранее до 1 января 2022 года) получать электронные подписи юрлица. Положения об использовании подписей физлиц с машиночитаемой доверенностью от юрлица станут применяться с 1 марта 2022 года (ранее с 1 января 2022 года), а окончательный переход на новый порядок применения электронных подписей предусмотрен с 1 января 2023 года.

Федеральным законом от 30.12.2021 N 443-Ф предусмотрена отсрочка по переходу на новый порядок работы с электронными подписями, закрепленный Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ (ред. от 24.03.2021).

Ранее предусматривалось, что с 2022 года от имени организации (ИП) электронную подпись можно оформить только в ФНС или у доверенного лица УЦ ФНС России. Владельцем сертификата ключа проверки могла быть указана организация (ИП) и тот, кто действует от ее имени (от имени ИП) без доверенности. Как правило, это генеральный директор (сам ИП). А обычные работники не могли владеть сертификатом подписи юрлица (ИП). Они подписывают документы личными электронными подписями по доверенности от организации (ИП).

Благодаря внесенным поправкам работники организации (не гендиректор) смогут получить электронную подпись юрлица в коммерческих УЦ до 1 марта 2022 года. Это относится и к работникам ИП. Максимальный срок действия такой подписи – до конца 2022 года. Для ее использования машиночитаемая доверенность не нужна.

С 1 марта 2022 года коммерческие УЦ будут оформлять для сотрудников только подпись физлица, которая должна использоваться с машиночитаемой доверенностью.

С 1 января 2023 года работникам организаций нужно будет применять только подписи физлиц с машиночитаемой доверенностью, подписанной ИП или руководителем юрлица.

На заметку: разобраться в правилах получения и применения электронных подписей с учетом поправок поможет Обзор «Электронная подпись: какие нюансы учесть в 2022 году» (КонсультантПлюс, 2021).

 

Чего ожидать малому и среднему бизнесу от эксперимента по цифровизации предоставления услуг и поддержки

Возможности: проводимый с 1 февраля 2022 года по 1 февраля 2025 года эксперимент направлен на упрощение открытия, ведения и развития малого и среднего бизнеса.

С 1 февраля 2022 года по 1 февраля 2025 года будет проводиться эксперимент по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего бизнеса.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2021 N 2371 утверждено Положение о проведении данного эксперимента. Эксперимент на базе цифровой платформы МСП ориентирован не только на представителей малого и среднего бизнеса, но и на самозанятых, а также на граждан, которые только собираются начать свое дело. Документом определен состав участников эксперимента (в т.ч. Минцифры России, ФНС России, Банк России и другие), которые будут обеспечивать его реализацию.

Цель эксперимента – обеспечение качества и доступности предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства в объеме, определенном для эксперимента, за счет формирования и апробации:

  • механизма предоставления услуг, мер поддержки и сервисов, используемых в процессе осуществления (развития) предпринимательской деятельности, обеспечивающего в том числе возможность получения их в режиме одного окна;
  • инструментов получения и обработки информации о пользователях из различных источников (государственных, негосударственных, от пользователей) в целях обеспечения информационного взаимодействия с пользователями по адресному подбору и дистанционному получению ими услуг, мер поддержки и сервисов, отвечающих их потребностям.

По Информации с сайта Правительства РФ от 29.12.2021 года в рамках рассматриваемого эксперимента сервисы для МСП будут объединены в новой экосистеме на базе цифровой платформы, разработанной Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП. Она обеспечит адресный подбор и проактивное одобрение мер поддержки, а также предоставление услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса. Предполагается, что у каждого пользователя платформы будет свой цифровой профиль. В зависимости от стадии развития и потребностей предпринимателя ему будут предлагаться те или иные федеральные и региональные инструменты поддержки и сервисы, такие как «Старт бизнеса», «Налоговые услуги», «Получение кредита», «Конструктор документов» и «Законодательный бизнес-дайджест». Всего к 2024 году на цифровой платформе планируется реализовать более 20 различных сервисов, верифицированных бизнесом.

 

Обновлены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда

Риски: с 1 сентября 2022 года будут применяться новые Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
Возможности: документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные до 1 сентября 2022 года, действительны до окончания срока их действия.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, которые будут действовать с 1 сентября 2022 года и до 1 сентября 2026 года (за исключением отдельных положений). Новые Правила обучения вводятся вместо действующих ранее (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).

Важно отметить, что документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные до введения в действие новых Правил, действительны до окончания срока их действия.

Новые Правила устанавливают обязательные требования к обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда у работников, заключивших трудовой договор с работодателем, а также требования к организациям и ИП, оказывающим услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

При переводе работника, прошедшего обучение по охране труда, на другую должность, а также при изменении наименования его рабочего места или структурного подразделения повторное обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда не требуется в случае, если сохраняются его условия труда и идентифицированные ранее источники опасности.

Обучение по охране труда проводится в форме:

  1. инструктажей по охране труда (вводный инструктаж, инструктаж по охране труда на рабочем месте и целевой инструктаж по охране труда);
  2. стажировки на рабочем месте (перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, устанавливается работодателем; обязательно в перечень включаются профессии и должности работников, выполняющих работы повышенной опасности);
  3. обучения по оказанию первой помощи пострадавшим (установлены категории работников, для которых такое обучение обязательно, например работники рабочих профессий);
  4. обучения по использованию средств индивидуальной защиты (обучать нужно работников, использующих СИЗ, применение которых требует практических навыков. Работодатель утверждает перечень таких СИЗ в зависимости от степени риска причинения вреда работникам);
  5. обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации (у ИП), оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (далее – обучение требованиям охраны труда, такое обучение должны проходить работники определенных категорий, например руководитель организации, руководители структурных подразделений организации и их заместители, работники организации, отнесенные к категории «специалисты», специалисты по охране труда, работники рабочих профессий).

Каждому из этих пунктов в Правилах посвящен отдельный раздел с подробным описанием.

Отметим, что для проведения обучения работников требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию СИЗ работодатель должен иметь материально-техническую и учебно-методическую базу и соответствовать другим установленным требованиям (п. 96 Правил).

Отдельный раздел Правил посвящен организации проверки знания требований охраны труда. В нем, в частности, установлено, что проверка знания требований охраны труда работников является неотъемлемой частью проведения инструктажа по охране труда и обучения по охране труда. Работодателю потребуется определить в локальных нормативных актах форму проведения проверки знания требований охраны труда работников при инструктаже по охране труда (п. 69 Правил). Плановое и внеплановое обучение по охране труда завершается соответствующей проверкой знания требований охраны труда (п. 70 Правил).

В разделе об оформлении документов и записей о планировании и регистрации проведения обучения по охране труда указано, что организация планирует обучение работников по охране труда, определяя потребность в таком обучении с указанием профессии и должности работников, подлежащих обучению по охране труда, прохождению стажировки на рабочем месте, инструктажа по охране труда. При этом работодатель сам устанавливает форму и порядок учета работников, подлежащих обучению по охране труда (пп. 80 и 81 Правил). 

Также утверждены перечни сведений, которые должны быть указаны при регистрации проведения разных видов инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте. Результаты проверки знания требований охраны труда работников после завершения обучения требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию СИЗ оформляются протоколом проверки знания требований охраны труда (п. 91 Правил). Установлен перечень сведений, которые должны вносится в такой протокол.

Для работодателей-микропредприятий установлены особенности при организации обучения по охране труда (пп. 100 103 Правил). Например, они вправе совместить проведение с работником вводного инструктажа по охране труда и инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Проверять исполнение требований Правил будут в ходе трудовых проверок (п. 123 Правил). Ответственность за актуальность и полноту программ обучения по охране труда несет руководитель организации или ИП, оказывающие услуги по обучению вопросам охраны труда, или работодатель в случае проведения обучения в организации. Ответственность за определение работников, которым необходимо пройти обучение по охране труда, организацию процесса обучения по охране труда и процедуры проверки знания требований охраны труда несет работодатель. Напомним, штрафы за нарушение требований охраны труда установлены ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Кроме того, с 1 марта 2023 года будут вестись реестры:
– организаций и ИП, оказывающих услуги в области охраны труда;
– работодателей, которые обучают сотрудников самостоятельно;
– обученных.