Росреестр рассказал, как уберечь свою недвижимость от мошенников

Возможности: использовать методы защиты от мошенничества, предусмотренные законодательством, при покупке или продаже жилой недвижимости, рекомендованные Росреестром.

В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр опубликовал материал, посвященный основным методам защиты от мошенничества при покупке или продаже жилой недвижимости (Информация Росреестра от 23.09.2021).

Самый простой способ защиты – подать заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие лицу объекты недвижимости без его личного участия. Такое заявление можно подать:

— в отделениях МФЦ,
— в личном кабинете на сайте Росреестра (в этом случае нужно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись),
— в офисах Федеральной кадастровой палаты (если заявление подается экстерриториально).
— по почте – тогда подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариально.

В ЕГРН будет внесена запись о таком заявлении, и документы, поданные без личного участия собственника (например, по доверенности), рассматриваться не будут.

Росреестр обращает внимание, что при электронной регистрации сделки с помощью УКЭП нужно письменное согласие собственника недвижимости, которое он предварительно направил в Росреестр. Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов с использованием УКЭП можно подать как в отношении всех принадлежащих собственнику объектов недвижимости, так и какого-то одного из них. Об этом будет внесена соответствующая запись в ЕГРН. Без разрешения правообладателя зарегистрировать переход права собственности на основании электронных документов (например, на основании электронного договора купли-продажи) невозможно.

При этом есть исключения, например, когда документы в Росреестр направляет банк. В настоящее время так происходит в рамках проекта «Электронная ипотека за один день»: покупатель оформляет в банке ипотеку, подписывает договор с помощью УКЭП, и кредитная организация в электронном виде самостоятельно направляет документы на регистрацию. В этих случаях отсутствие письменного заявления от собственника не станет препятствием для оформления сделки. Ведомство обращает внимание, что Росреестр всегда уведомляет собственников (по почте или по электронной почте) в случае поступления на регистрацию электронных документов в отношении их объектов недвижимости.

Так же Россреестр дал советы, что нужно проверить при покупке жилья.