Минприроды напомнило порядок подачи уточненной декларации о плате за НВОС

Возможности: уточненную декларацию о плате за НВОС можно представить в течение 3 лет после подачи первичной декларации.

В Письме от 09.07.2021 N 19-50/9527-ОГ Минприроды напоминает, что если организация (ИП) обнаружила в поданной декларации о плате за НВОС недостоверные или неполные сведения, либо ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы платы за НВОС, то она вправе представить уточненную декларацию за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации.

Также ведомство отметило, что законодательством не предусмотрен пересчет суммы квартальных авансовых платежей, которые уже были уплачены и указаны в первичной декларации, если после подачи уточненной декларации произошло изменение суммы платы за этот период.

При необходимости доплата производится платежными поручениями по установленным для данных платежей КБК. Возврат переплаты или зачет в счет будущих периодов осуществляется в установленном порядке.

В случае если территориальные органы Росприроднадзора установят факт несвоевременного или неполного внесения платы или квартальных авансовых платежей, то доначислят пени.

На заметку: подробнее с подачей уточненной декларации поможет разобраться Готовое решение: Уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (КонсультантПлюс, 2021).

 

С 1 августа 2021 года начинается эксперимент по маркировке кожных антисептиков

Возможности: участники оборота парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук с антимикробным действием, а также кожных антисептиков, могут поучаствовать в эксперименте по маркировке данной продукции с 1 августа 2021 года по 31 августа 2022 года

С 1 августа 2021 года по 31 августа 2022 года на территории РФ будет проводиться эксперимент по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук с антимикробным действием, а также кожных антисептиков — дезинфицирующих средств.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1240 утверждено:

Положение о проведении эксперимента;
Перечень продукции, подлежащей маркировке в рамках эксперимента.

Участники оборота участвуют в данном эксперименте на добровольной основе. Для этого им необходимо подать заявку в соответствии с методическими рекомендациями, которые должен разработать Минпромторг России.
Эксперимент проводится, в том числе, в целях:
— тестирования возможностей использования технологии нанесения средств идентификации на гигиенические средства и антисептики, а также состава содержащейся в них информации;
— организации эффективного взаимодействия органов государственной власти, в том числе контрольных органов, с участниками оборота;
— осуществления участниками оборота первичного наполнения подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы сведениями о товаре, позволяющими однозначно идентифицировать товарную единицу гигиенических средств и антисептиков.

По результатам эксперимента будет принято решение о возможности введения обязательной маркировки гигиенических средств и антисептиков исходя из возможности применения соответствующих технологических решений.

 

ПСН: как пересчитать стоимость патента, если поменялся адрес ведения бизнеса или уменьшилось количество торговых точек (автомобилей, работников и т.д.)

Возможности: если уменьшилось количество физических показателей (например, торговых точек) или изменился адрес осуществления деятельности, ИП нужно обратиться в налоговый орган с заявлением на получение нового патента и заявлением в произвольной форме для перерасчета стоимости прежнего патента.

Минфин России в Письме от 05.07.2021 N 03-11-09/53236 разъяснил порядок перерасчета стоимости патента в случае изменения адреса места осуществления предпринимательской деятельности и (или) его физических показателей, которые учитываются при определении налоговой базы. Эти разъяснения ФНС довела до налоговых органов Письмом от 16.07.2021 N СД-4-3/10084@.

Минфин напоминает, что стоимость патента может зависеть от территории осуществления предпринимательской деятельности и количества физических показателей (например, численности наемных работников; количества автотранспортных средств их грузоподъемности, количества пассажирских мест, площади сдаваемого в аренду помещения, числа объектов торговой сети и общепита). В приложениях к патенту указывается адрес места нахождения объекта, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, и наименование физического показателя.

Минфин считает возможным уточнить стоимость патента в связи с уменьшением количества используемых в предпринимательской деятельности объектов (физических показателей).

Например, если ИП получил патент по виду деятельности «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы» на четыре магазина, а в период действия патента два из них были закрыты, то он может пересчитать сумму налога по патенту.

В такой ситуации ИП вправе получить новый патент взамен прежнего. Для этого нужно подать заявление на его получение за 10 дней до даты начала предпринимательской деятельности с изменением адреса и (или) физических показателей, применяемых при осуществлении предпринимательской деятельности.

При этом ИП вправе обратиться в налоговый орган с заявлением, составленным в произвольной форме, о перерасчете суммы налога, уплаченного по ранее действовавшему патенту. Расчет производится исходя из срока действия данного патента с даты начала до даты прекращения его действия, указанной в заявлении.

 

Может ли работник, зарегистрированный в качестве самозанятого, сдать своему работодателю в аренду автомобиль и применить к этому доходу НПД

Риски: доходы, полученные от оказания услуг своему работодателю, не являются объектом обложения НПД.

По общему правилу, у организации не возникает обязанностей по исчислению и уплате НДФЛ и страховых взносов в отношении дохода, выплаченного самозанятому физлицу — плательщику налога на профессиональный доход. Обязательным условием такого освобождения является отсутствие с самозанятым лицом трудовых отношений либо их прекращение не менее двух лет назад (ч. 8 ст. 2, п. 8 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).

В связи с этим в Письме от 08.07.2021 N 03-11-11/54294 Минфин разъяснил, что если самозанятое физлицо сдаст автомобиль в аренду своему работодателю, с которым состоит в трудовых отношениях, то полученный самозанятым доход не признается объектом налогообложения НПД. Соответственно у работодателя возникают обязанности в части уплаты НДФЛ и страховых взносов.

 

6-НДФЛ при наличии обособленных подразделений: ФНС дала новые разъяснения

Возможности: ознакомиться с примером заполнения 6-НДФЛ в ситуации, когда работник организации работает по совмещению в обособленном подразделении и его общий доход за год превышает 5 млн. руб.
Риски: за ошибки и недостоверные сведения, допущенные при заполнении формы 6-НДФЛ обособленным подразделением, к ответственности привлекут головную организацию.

В Письмах от 11.06.2021 N БС-4-11/8204@ и от 14.07.2021 N БС-4-11/9883@ ФНС дала разъяснения по заполнению формы 6-НДФЛ в ситуации, когда работник головной организации работает по совмещению в обособленном подразделении (далее — ОП) организации и его общий доход превышает 5 млн. руб., а также разъяснила, кого привлекут к ответственности за ошибки в 6-НДФЛ, если их допустило ОП.

Заполнение 6-НДФЛ при совмещении в головном и обособленном подразделении

Ведомство напомнило, что организации, имеющие ОП, представляют расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих ОП в налоговый орган по месту учета ОП.

Например, если работник организации получает доходы по трудовому договору по основному месту работы в головной организации (сумма дохода за 2021 год — 5 млн рублей) и по месту совмещения должности в обособленном подразделении организации (сумма дохода за 2021 год — 500 тыс. рублей), то эти доходы отражаются в разделе 2 формы 6-НДФЛ за 2021 год так:

По головному подразделению По ОП
в поле 100 — 13;

в поле 105 — 182 1 01 02010 01 1000 110;

в поле 110 — 5 000 000;

в поле 112 — 5 000 000;

в поле 120 — 1;

в поле 140 — 650 000;

в поле 160 — 650 000.

в поле 100 — 15;

в поле 105 — 182 1 01 02080 01 1000 110;

в поле 110 — 500 000;

в поле 112 — 500 000;

в поле 120 — 1;

в поле 140 — 75 000;

в поле 160 — 75 000.

Ошибки ОП в 6-НДФЛ

ФНС разъясняет, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица (ст.107 НК РФ), а филиалы и иные ОП организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных ОП (ст.19 НК РФ).

Следовательно, ОП лишь исполняют обязанности в рамках налогового законодательства, а все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц. Поэтому если в форме 6-НДФЛ, представленной ОП, обнаружатся ошибки или недостоверные сведения, то к ответственности привлекут саму организацию. При этом производство по делу о налоговом правонарушении налоговый орган ведет по месту нахождения ОП.

На заметку: за ошибки, недостоверные сведения в расчете по форме 6-НДФЛ могут взыскать штраф в размере 500 руб. (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). По мнению ФНС России, недостоверными сведениями могут быть любые заполненные реквизиты, не соответствующие действительности, некорректные данные (Письма от 20.04.2021 N БС-4-11/5345@, от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515 (п. 3)):

— в персональных данных налогоплательщика;
— в кодах доходов и вычетов;
— в суммовых показателях.

В то же время налоговые органы могут снизить штраф, если ошибки не привели к уменьшению суммы НДФЛ, которую нужно уплатить в бюджет, или нарушению прав граждан (пп. 3 п. 1, п. 4 ст. 112 НК РФ, Письмо ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515 (п. 3)).

При самостоятельном выявлении ошибок и подаче уточненной формы 6-НДФЛ штрафовать по п. 1 ст. 126.1 НК РФ не должны  (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).
Порядок корректировки отличается в зависимости от вида ошибок. Как корректировать ошибки в расчете 6-НДФЛ, рассказано в Готовом решении: Как сдать форму 6-НДФЛ в СПС КонсультантПлюс.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ФНС рассказала, как заполнять счет-фактуру, если нет операций с прослеживаемыми товарами

Возможности: в бумажном счете-фактуре на товары, не подлежащие прослеживаемости, графы 12 — 13 не формируются.

ФНС России в Письме от 01.06.2021 N ЕА-4-15/7550@ пояснила, как заполнять счета-фактуры с 1 июля 2021 года при отсутствии операций купли-продажи товаров, подлежащих прослеживаемости.
ФНС напоминает, что с 1 июля 2021 года форма счета-фактуры дополнена новыми сведениями о:

— реквизитах документа об отгрузке (строка 5а),
— порядковом номере записи в счете-фактуре (графа 1),
— количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (код и условное обозначение) (графа 12),
— количестве товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (графа 13).

Такие новшества предусмотрены Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 N 534.

ФНС обращает внимание, графы 1213 не формируются в счете-фактуре, составляемом в бумажной форме при реализации товаров, не подлежащих прослеживаемости, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав. Это предусмотрено пунктом 2(2) Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2021 N 534).

На заметку: если организация составляет счета-фактуры в электронном виде, то в них не нужно формировать показатели, которые не заполняются или в которых проставляются прочерки, а также показатель «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» (п. 8 Правил заполнения счета-фактуры).

Материалы в СПС КонсультантПлюс помогут правильно заполнить новый бланк счета-фактуры с 1 июля 2021 года:

Форма: Счет-фактура при реализации товаров (образец заполнения) (КонсультантПлюс, 2021)
Типовая ситуация: Как заполнить счет-фактуру (Издательство «Главная книга», 2021)

 

Может ли подрядчик учесть в расходах суммы пеней и штрафов за неисполнение договорных обязательств

Возможности: в целях налога на прибыль можно учесть признанные суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций, предусмотренных договором подряда за ненадлежащее исполнение обязательств.

По договору подряда одна сторона — подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны — заказчика определенную работу и сдать заказчику ее результат. Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).

Подрядчик вправе привлечь к исполнению договора других лиц — субподрядчиков. В таком случае он выступает генеральным подрядчиком. Это возможно, если из закона или договора подряда не следует, что подрядчик обязан выполнить работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

При этом согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Минфин России в Письме от 29.06.2021 N 03-03-06/1/51046 сообщает, что признанные суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций, предусмотренные условиями договора за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, подрядчик учитывает в составе внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.