Какие нововведения ожидаются в сфере поддержки субъектов МСП

Возможности: планируется предоставление новых грантов, льготных кредитов и иных мер для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На Совещании Президента с членами Правительства РФ 21.07.2021 было предложено предусмотреть предоставление краткосрочных безвозмездных грантов субъектам малого и среднего бизнеса (МСП), а также социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), которые временно приостанавливают деятельность в случае ужесточения регионами ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией.

По  Информации с официального сайта Президента РФ от 21.07.2021, предполагается, что размер гранта на выплату зарплаты и поддержку занятости будет рассчитываться исходя из 50% МРОТ на каждого сотрудника за две недели ограничений, а если сроки ограничений будут продлены, то, соответственно, размер гранта будет увеличиваться пропорционально вплоть до 100% МРОТ на сотрудника.

МСП и СОНКО, чья деятельность приостановлена, будут обращаться за грантом в налоговую службу через личный кабинет налогоплательщика, оператора электронного документооборота или по почте. Грант будет зачисляться на счет субъекта МСП или СОНКО не позднее семи рабочих дней с момента подачи заявления.

Помимо этого, Минэкономразвития России планирует скорректировать программу льготного кредитования субъектов МСП. Согласно Информации Минэкономразвития России от 20.07.2021 приоритет будет отдаваться числу компаний, которых охватывает поддержка, а не объему предоставленных заемных средств. Ведомство провело подробный анализ программ ФОТ 2.0, ФОТ 3.0 и 1764 и пришло к выводу о необходимости расширения доступа для начинающих и небольших компаний к льготной кредитной программе для субъектов МСП.

На заметку: по Информации Банка России от 19.07.2021, субъекты МСП в новом разделе сайта ЦБ РФ могут ознакомиться с разъяснениями о способах финансирования бизнеса на различных стадиях его развития, обучающих мероприятиях и других инициативах и мерах регулятора, направленных на поддержку предпринимателей.

 

КС РФ разъяснил вопрос взыскания судебных расходов с органов власти

Возможности: в случае отсутствия у органа госвласти лицевого счета в органах Федерального казначейства взыскание судебных расходов по судебному решению может быть произведено с вышестоящего по отношению к должнику органа государственной власти.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.07.2021 N 37-П признал подп. 1 п. 3 ст. 158 и п. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 358 КАС РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они исключают возможность исполнения судебного решения о возмещении судебных расходов, присужденных решением суда в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти, у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства.

При рассмотрении дела КС РФ пришел к выводу, что гражданин не может реализовать в полном объеме свое конституционное право на судебную защиту и на возмещение судебных расходов в связи с признанием незаконными действий органа государственной власти, так как ему не гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, которым установлено нарушение его прав. Правоприменительная практика сложилась таким образом, что от гражданина требуется обратиться с заявлением о пересмотре решения о возмещении судебных расходов по вновь открывшимся обстоятельствам с привлечением надлежащего ответчика, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства. Подобное требование, как считает КС РФ, приводит к дополнительным неоправданным расходам частного лица, а также неоправданному расходованию бюджетных средств на отправление правосудия.

В связи с этим в действующее законодательство надлежит внести изменения, а до этого момента суды должны по заявлению взыскателя привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящий госорган, у которого есть лицевой счет в органах Федерального казначейства.

 

У нотариусов стало возможным хранить электронные документы и файлы

Возможности: создание своего цифрового архива у нотариуса гарантирует сохранность и неизменность файлов, а также их защиту от доступа третьих лиц.

Федеральная нотариальная палата (далее – ФНП) сообщила, что в практику нотариусов вводится новое нотариальное действие – принятие на хранение и выдача электронного документа. По Информации ФНП от 14.07.2021 теперь, помимо документов на бумажных носителях, нотариусу могут быть переданы электронные документы, аудио- и видеофайлы, программные коды, базы данных и проч. Например, передача файлов на хранение нотариусу может использоваться как эффективный инструмент защиты авторских прав, так как нотариус может удостоверить время предъявления файлов.

Воспользоваться данной услугой можно онлайн через специальный сервис на портале ФНП (раздел «Удаленные нотариальные действия»). Для этого заявителю понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.

Электронные файлы по защищенным каналам будут направлены на хранение в Единую информационную систему (ЕИС) нотариата. Документ, загруженный в ЕИС нотариата, будет храниться в том виде, в котором заявитель его передал. При этом никто не сможет увидеть его содержание, даже нотариус, поскольку документы и файлы будут зашифрованы.

В качестве подтверждения того, что документы и файлы приняли на хранение, нотариус выдаст свидетельство, содержащее идентификатор хранилища электронного документа. Срок хранения определяет владелец документов. Получить их обратно можно у любого нотариуса в любое удобное время.

 

С 1 сентября 2021 года организации, подконтрольные Росфинмониторингу, будут отказывать в обслуживании неидентифицированным клиентам

Риски: в случае если организация или ИП, поднадзорные Росфинмониторингу (например, лизинговая компания, оператор связи, риелтор, оператор по приему платежей, адвокат, нотариус, бухгалтерская и юридическая конторы), не смогут собрать все необходимые сведения о клиенте, то с 1 сентября 2021 года они будут обязаны отказать ему в обслуживании.

Приказом Росфинмониторинга от 15.06.2021 N 134 внесены изменения в Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366. Данные изменения приняты в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2021 года изменений, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Федеральным законом от 30.12.2020 N 536-ФЗ.

Установлено, что с 1 сентября 2021 года в случае непроведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, неустановления информации, указанной в подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации и ИП обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание. На данный момент предусмотрено лишь право организаций и ИП на отказ в проведении операции в случае непредставления клиентом документов, необходимых для идентификации, а равно для обновления сведений.

Напомним, что подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ предписывает организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, выяснять, в частности:

– цель обращения клиента,
– цели его финансово-хозяйственной деятельности,
– финансовое положение и деловую репутацию клиента,
– источники происхождения денежных средств или иного имущества клиентов.

Организации, ИП, адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, при идентификации клиентов устанавливают сведения согласно утвержденным перечням в отношении физических и юридических лиц и ИП.

На заметку: рассмотренные изменения  потребуют от организаций и ИП, поднадзорных Росфинмониторингу, разработки новых редакций правил внутреннего контроля. На данный момент Правительство РФ уже приняло ряд нормативных актов в этой сфере:

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188 установлены требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, разрабатываемым в сфере оказания юридических, бухгалтерских и аудиторских услуг,
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2021 N 1187 скорректированы требования к обязательным программам правил внутреннего контроля, разрабатываемым организациями и ИП в целях ПОД/ФТ,
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183 актуализирован состав информации и порядок ее представления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и ИП в Росфинмониторинг.