Изучаем выводы Верховного Суда РФ по налоговым спорам из Обзора судебной практики N 2 2021 года

Возможности: изучить выводы ВС РФ по применению вычетов по НДС при закупке товаров или работ у реальных поставщиков в ситуации, когда их контрагенты были «техническими» организациями; по определению налоговой базы по налогу на прибыль застройщиками МКД; по применению лизинговыми организациями специальных правил определения коэффициента капитализации.

В Обзоре судебной практики N 2 (2021) ВС РФ сделал следующие выводы по применению налогового законодательства:

– применение вычетов НДС не допускается, если налогоплательщик участвовал в согласованных с иными лицами действиях, направленных на неправомерное уменьшение налоговой обязанности за счет искусственного наращивания стоимости без формирования источника вычета, или если ему было известно о действиях иных лиц, уклоняющихся от уплаты НДС в процессе обращения товаров (работ, услуг).

Речь идет о ситуации, когда организация заявила к вычету «входной» НДС по приобретенному товару и выполненным работам. При этом ее продавец получал товар от поставщиков, некоторые из которых (то есть контрагенты второго звена) были «техническими» компаниями. Они перечисляли деньги другим юрлицам, от которых организация получала средства как займы. Аналогичная схема была при выполнении работ подрядчиком и субподрядчиками;

– застройщик, который строит МКД в рамках договора участия в долевом строительстве, вправе определять налоговую базу по налогу на прибыль исходя из итоговой величины финансового результата от использования средств дольщиков по целевому назначению, который рассчитывается в целом по объекту строительства (а не по каждому договору ДДУ);
– лизинговой компании не могут произвольно отказать в применении специальных правил определения коэффициента капитализации только по той причине, что, помимо лизинговых платежей, она получает иные доходы. То есть лизинговая компания не сможет применять специальные правила определения коэффициента капитализации, который используется для исчисления предельной величины процентов, учитываемых по налогу на прибыль, только если будет доказано, что доходы не связаны с лизингом и получены от ведения иной экономической деятельности.

 

Малому и среднему бизнесу возместят банковские комиссии в системе быстрых платежей

Возможности: субъектам МСП возместят расходы по оплате банковских комиссий, уплаченных ими с 1 июля по 31 декабря 2021 года за совершение физлицами операций по оплате их товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1103 утверждены Правила предоставления российским банкам субсидий для возмещения затрат субъектам МСП на оплату банковских комиссий при осуществлении перевода денежных средств физлицами в пользу субъектов МСП в оплату товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей (СБП).
Напомним, что СБП – сервис Банка России, который в том числе позволяет оплачивать товары и услуги с помощью мобильных приложений банков-участников.
Возмещению подлежат расходы субъектов МСП по оплате банковских комиссий, уплаченных ими с 1 июля по 31 декабря 2021 года за совершение физлицами операций по оплате их товаров (работ, услуг) в СБП.

Порядок выплат:

  • в течение 7 рабочих дней каждого нового месяца банк, подключенный к СБП, будет передавать в Минэкономразвития данные о количестве операций МСП и уплаченной комиссии;
  • в течение  10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии деньги на компенсации поступают в банк;
  • в течение 5 рабочих дней банк должен перечислить их предпринимателям.

На сайте Минэкономразвития России опубликована Информация от 13.07.2021 о начале приема заявок от банков на получение данных субсидий. Результаты отбора будут опубликованы на официальном сайте Минэкономразвития России 20 августа 2021 года. Кроме того, согласно Распоряжению Правительства РФ от 09.07.2021 № 1867-р на возмещение субъектам МСП стоимости банковской комиссии за пользование СБП уже выделено 500 млн рублей.

 

ФСС компенсирует предупредительные меры на профтравматизм: как это влияет на расчет налога на прибыль

Риски: расходы на обеспечение предупредительных мер, компенсированные ФСС РФ в виде возврата денежных средств на расчетный счет, учитываются в составе внереализационных доходов.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусматривает в том числе обеспечение предупредительных мер (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). За счет средств бюджета ФСС РФ можно возместить расходы на предупредительные меры, указанные в п. 3 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.
Минфин России в Письме от 15.06.2021 N 03-03-06/1/46643 напомнил, что возмещение расходов страхователя производится путем уменьшения сумм взносов на травматизм, подлежащих перечислению в ФСС в текущем финансовом году.
Таким образом, если финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в счет уплаты страховых взносов, то такая операция не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В случае если произведенные организацией расходы на обеспечение предупредительных мер компенсированы ФСС путем перечисления средств на расчетный счет организации, то полученные средства учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.

На заметку: перечисление средств от ФСС на финансирование предупредительных мер на счет страхователя предусмотрено Положением об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры в 2021 году (ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ, п. п. 4, 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375).

 

ФНС рассказала, кому и как уведомлять об остатках прослеживаемых товаров

Риски: уведомлять об остатках прослеживаемых товаров нужно не только импортерам и продавцам, но и всем, кто использует прослеживаемые товары в основной деятельности, если с такими товарами будут совершаться какие-либо операции (например, перед утилизацией или безвозмездной передачей основных средств и малоценного имущества, используемых в деятельности организации, если они имеют соответствующие коды по ТН ВЭД ЕАЭС).

Участники оборота обязаны уведомить ФНС России об остатках прослеживаемых товаров по состоянию на 8 июля 2021 года.

ФНС России в Письме от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9015@ разъяснила особенности исполнения обязанности по уведомлению налогового органа об остатках прослеживаемых товаров.

  • Представить Уведомление об остатках для присвоения регистрационного номера партии товара (далее – РНТП) нужно начиная с 8 июля 2021 года, но не позднее дня совершения операций (например, продажа, безвозмездная передача, утилизация) с прослеживаемыми товарами. Срок представления Уведомления об остатках не ограничен.
    • Товар подлежит прослеживаемости, если находится в собственности у участника оборота и имеет код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, указанный в Перечне товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110. Поэтому новые обязанности по представлению Уведомлений распространяются на основные средства и малоценное имущество, используемые в деятельности организации (ИП), если они имеют соответствующие коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
    • Уведомление об остатках заполняется на основании первичного документа, например, инвентаризационной описи либо бухгалтерской справки.
    • В отношении товаров, имеющих разные коды ТН ВЭД ЕАЭС, нужно заполнить отдельные Уведомления.
    • Самостоятельно сформировать РНПТ и указать его в Уведомлении об остатках можно в отношении товаров, ввезенных в РФ (не из ЕАЭС) с 1 января 2018 года по 1 июля 2021 года, если есть номера деклараций на эти товары. РНПТ формируется из номера декларации и порядкового номера товара в ней. Налоговый орган проверит РНПТ и передаст квитанцию, после чего можно указывать этот РНПТ при совершении операций с прослеживаемыми товарами в электронных счетах-фактурах (универсальных передаточных документах), сведения из которых включаются в налоговую декларацию по НДС либо в ежеквартальный отчет об операциях с прослеживаемыми товарами.
    • Если товары объединяют в набор (например, монитор включают в готовый к продаже комплект АРМ), прослеживаемость не прекращается, так как в этом случае товар не перерабатывается, его физические характеристики не изменяются, он не становится неотъемлемой частью другого имущества. То есть включение прослеживаемого товара в набор или комплект не отменяет требования к оформлению документов на него. Например, при реализации такого набора (комплекта), в состав которого входит прослеживаемый товар, в счете-фактуре нужно отразить реквизиты этого товара в отдельной подстроке к строке с набором (комплектом).

На заметку: изучить все аспекты системы прослеживаемости и новые обязанности участников оборота прослеживаемых товаров поможет Путеводитель. Что нужно знать о прослеживаемости товаров  в СПС КонсультантПлюс.

 

Как считать НДФЛ, если у физлица несколько работодателей и общий доход превысил 5 млн руб.: отвечает Минфин

Возможности: при исчислении НДФЛ не нужно брать в расчет доходы физлица от других работодателей. НДФЛ по прогрессивной ставке организация считает только со своей части выплачиваемых физлицу доходов.

​С 1 января 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в НК РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 млн руб. за год. С этой даты основная налоговая ставка по НДФЛ установлена в следующих размерах:

  • 13% – если сумма налоговых баз за год составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;
  • 650 тыс. руб. и 15% суммы налоговых баз, превышающей 5 млн руб., – если сумма налоговых баз за налоговый период составляет более 5 млн руб.

В Письме от 11.06.2021 N 03-04-05/46440 Минфин России разъяснил, что согласно п. 3 ст. 226 НК РФ работодатель – налоговый агент исчисляет НДФЛ без учета доходов, полученных физлицом от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога. Поэтому, например, если у физлица есть доход, полученный на другом месте работы, то работодатель исчисляет и удерживает НДФЛ только со своей части доходов, источником которых он является, не учитывая совокупность налоговых баз, полученных налогоплательщиком с начала года у всех налоговых агентов.
Общую сумму НДФЛ рассчитывает налоговый орган по итогам года. В случае, когда общая сумма НДФЛ, исчисленная ИФНС, превысит сумму, удержанную налоговыми агентами, физлицу будет направлено уведомление об уплате налога. Заплатить недостающую сумму нужно до 1 декабря следующего года (п. 6 ст. 228 НК РФ).

 

Получать РНТП по остаткам прослеживаемых товаров нужно с 8 июля 2021 года

Возможности: тем, кто получил РНПТ с 1 по 7 июля 2021 года, повторная отправка уведомлений не требуется, РНТП остаются действительными.

ФНС России в Письме от 09.07.2021 N ЕА-4-15/9627@ сообщает, что с 8 июля 2021 года на территории России введена национальная система прослеживаемости товаров. Таким образом, прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, операции по которым совершаются с 08.07.2021.

Вместе с тем согласно Перечню товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110, срок начала прослеживаемости указан 1 июля 2021 года. При этом п. 28 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108, предусмотрена обязанность участников оборота товаров уведомлять ФНС России об имеющихся на дату вступления в силу Перечня остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее – Уведомление об остатках).

Таким образом, Уведомления об остатках представляются участником оборота товаров в отношении остатков товаров, подлежащих прослеживаемости, имеющихся в собственности на момент вступления в силу Перечня товаров (по состоянию на 08.07.2021) в электронной форме через оператора ЭДО по ТКС.

Срок представления Уведомления об остатках – не позднее совершения с товаром таких операций как:

– реализация (в том числе на экспорт),
– передача товаров комитентом для реализации комиссионеру, действующему от своего имени,
– безвозмездная передача товара,
– прекращение прослеживаемости (например, утилизация),
– передача товара в качестве вклада в уставный капитал.

Вместе с тем регистрационные номера партии товаров (РНПТ), полученных на основании Уведомлений об остатках, Уведомлений о ввозе прослеживаемого товара, представленных с 1 по 7 июля 2021 года, могут использоваться в электронных счетах-фактурах (универсальных передаточных документах) при совершении операций с прослеживаемым товаром, а также в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости. В случае ошибочного направления Уведомления об остатках участником оборота товаров формируется корректировочное уведомление с указанием количества товара равным нулю.

 

Как предоставить стандартный вычет по НДФЛ на ребенка, если второй родитель лишен родительских прав

Риски: при лишении одного из родителей ребенка родительских прав второй родитель не вправе получать вычет в двойном размере, так как он не является единственным.
Возможности: если второй родитель напишет заявление на отказ от вычета, то работник имеет право на двойной детский вычет.

По общему правилу стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Право на такой вычет действует до вступления сотрудника в брак (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

В Письме от 21.06.2021 N 03-04-05/48650 Минфин России разъяснил, что понятие «единственный родитель» означает отсутствие второго родителя, в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим. Лишение одного из родителей родительских прав не означает отсутствия у ребенка второго родителя, то есть что у ребенка имеется единственный родитель. Поэтому в случае лишения одного из родителей родительских прав другой родитель не вправе получить вычет на ребенка в двойном размере, поскольку он не является единственным родителем.
Ведомство отмечает, что работник может получить двойной налоговый вычет на ребенка на основании заявления второго родителя об отказе на получение вычета.

На заметку: в каких случаях родитель считается единственным для получения двойного вычета и чем это подтвердить, рассказано в Готовом решении: Как предоставить работникам стандартные вычеты на детей в различных ситуациях  в СПС КонсультантПлюс.

 

Для тех, кто сдавал бухотчетность в профильные госорганы, эта обязанность отменена с 1 января 2022 года

Возможности: с 1 января 2022 года сдавать бухотчетность в другие госорганы (кроме налоговой инспекции и некоторым организациям в органы статистики) не нужно.

В Информационном сообщении Минфина России от 05.07.2021 N ИС-учет-34 разъяснены положения Федерального закона от 02.07.2021 N 352-ФЗ, которым с 1 января 2022 года отменена обязанность организаций представлять годовую бухотчетность в соответствующие государственные органы, если отчетность содержится в государственном информационном ресурсе бухотчетности (ГИРБО). Аналогично отменена обязанность представлять аудиторское заключение о такой отчетности, если отчетность подлежит обязательному аудиту и аудиторское заключение о ней имеется в ГИРБО.

Минфин привел перечень таких организаций. Например, в него вошли:
– унитарные предприятия;
– застройщики;
– организации, осуществлявшие эксплуатацию имущества, передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению (в случае проведения конкурса на заключение концессионного соглашения);
– организации, исполняющие обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (декларанты);
– туроператоры.

Также рассматриваемым Федеральным законом в обновлены требования к главным бухгалтерам кредитных и некредитных финансовых организаций.

На заметку: все организации (за некоторыми исключениями) по-прежнему сдают годовую бухотчетность в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения. В органы статистики бухотчетность сдают, например, если она содержит сведения, отнесенные к гостайне. Подробнее об этом можно узнать в Готовом решении: Как сдать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган и орган статистики (КонсультантПлюс, 2021).