С 1 июля 2021 года начал работу Единый реестр контрольных мероприятий на сайте Генпрокуратуры

Возможности: доступ бизнеса к информации об обязательных требованиях и планируемых контрольно-надзорных мероприятиях позволит снизить количество нарушений и повысить уровень осведомленности о предъявляемых требованиях.

На сайте Генпрокуратуры России 01.07.2021 сообщается, что введена в эксплуатацию главная информационная система в сфере контрольно-надзорной деятельности «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».  В системе содержится вся информация о проверке: кто и когда ее проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.
Она создана для обеспечения гласности контрольной деятельности, так как в рамках реформы контроля и надзора любой визит проверяющего возможен лишь после внесения сведений об этом в данный Реестр. Но есть исключения: например, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. В этом случае информацию в Реестр внесут постфактум.

Для оперативного разрешения возникающих у пользователей Реестра вопросов начала свою работу служба техподдержки. Ее телефон: 8 (800) 200-31-25, электронная почта erp_support@genproc.gov.ru.

О работе другого, не менее важного Реестра сообщается также 01.07.2021 на сайте Минцифры России. Ведомство информирует о функционировании в тестовом режиме Портала обязательных требований, представляющего вместе с одноименным Реестром единую систему.

На данном Портале можно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми ведомствами к бизнесу в рамках госконтроля и предоставления разрешений. Найти интересующую информацию помогут фильтры: по виду деятельности, проверяющему ведомству, объекту требования и т.д.
Среди прочего с помощью Реестра можно будет узнать:
– в чем суть обязательного требования;
– действует оно или нет;
– на кого или на что оно распространяется;
– как будут оценивать соблюдение требования;
– какие документы или сведения подтверждают его выполнение;
– ответственность за нарушение.

По состоянию на 9 июля 2021 года уже доступна информация о более чем 4,5 тыс. требований по линии Роспотребнадзора и МЧС, и наполнение сервиса продолжается.

 

С 1 июля 2021 года вступили в силу новые положения о проведении проверок во многих сферах деятельности

Риски: с 1 июля 2021 года при проведении контрольных мероприятий будут применяться обновленные положения о госконтроле в сфере рекламы, обработки персданных, экологического контроля, санитарно-эпидемического контроля и многих других.

С 1 июля 2021 года обновлены положения о госконтроле в различных сферах деятельности. Данные поправки связаны с вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подробнее о котором  можно узнать в Обзоре «Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года» (КонсультантПлюс, 2021).  

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ предусматривает несколько видов контрольных и профилактических мероприятий:

Мероприятия
Контрольные Профилактические
Контактные Бесконтактные (без взаимодействия) 1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

1) контрольная закупка;

2) мониторинговая закупка;

3) выборочный контроль;

4) инспекционный визит;

5) рейдовый осмотр;

6) документарная проверка;

7) выездная проверка.

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

Положением о виде контроля устанавливаются конкретные контактные контрольные мероприятия, проводимые в рамках конкретного вида контроля, и перечень допустимых контрольных действий в составе каждого контрольного мероприятия (осмотр, досмотр и другие). Контрольные мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение. Виды проводимых профилактических мероприятий тоже определяются положением о виде контроля (некоторые из них являются обязательными).

Помимо этих сведений, положениями о виде контроля также определяются:

1) контрольные органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;
2) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда;
3) перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;
4) виды и периодичность проведения плановых контрольных мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска;
5) особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;
6) иные вопросы.

С 1 июля 2021 года, например, обновлены положения о госконтроле для следующих сфер:

– рекламы (Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1073);
– обработки персональных данных (Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1046);
– экологического контроля (Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096);
– санитарно-эпидемиологического контроля (Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100);
– в области защиты прав потребителей (Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005);
– в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1063);
– в области гражданской обороны (Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007).

 

ФНС: налогоплательщик может запретить принимать декларации по НДС, подписанные по доверенности

Возможности: ФНС разработала форму уведомления о запрете приема налоговых деклараций по НДС от уполномоченных лиц.

Представлять интересы организации, подписывать первичные документы, налоговую отчетность и иные документы могут уполномоченные лица. Таким лицам организации выдают доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
ФНС России в Письме от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9014@ направила рекомендуемую форму уведомления о запрете (об отмене запрета) приема деклараций по НДС, подписанных уполномоченными лицами.

С 1 июля 2021 года законный представитель (то есть лицо, имеющее право действовать без доверенности) может направить в ИФНС такое уведомление в электронном виде по ТКС, подписав его УКЭП. В уведомлении можно указать дату, с которой ИФНС не должна принимать от налогоплательщика декларации по НДС, подписанные уполномоченными лицами.

На заметку: в зависимости от конкретной ситуации полномочия законного представителя юрлица могут подтверждаться разными документами. Подробнее об этом можно узнать в Готовом решении: Чем подтверждаются полномочия законного представителя юридического лица (КонсультантПлюс, 2021).

 

Расширен перечень оснований, по которым банки могут отказать юрлицу в обслуживании

Риски: с 13 июля 2021 года банк не примет на обслуживание клиента, если его деятельность лицензируется, а лицензии у него нет. Откажут и тому, чей сайт включен в реестр запрещенных.

Федеральным законом от 02.07.2021 N 355-ФЗ внесены изменения в антиотмывочное законодательство. Согласно данным поправкам с 13 июля 2021 года организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента или выгодоприобретателя, установив в отношении юрлиц, помимо установленных ранее, следующие дополнительные сведения:

– об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;
– доменное имя, указатель страницы сайта в сети Интернет, с использованием которых юрлицом оказываются услуги (при их наличии).

  • не могут принимать на обслуживание и осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом лиц:

– осуществляющих деятельность на территории РФ без лицензии, если законодательство РФ в отношении такой деятельности предусматривает ее наличие;
– оказывающих услуги с использованием сайта в сети Интерне», в случае если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре запрещенных к распространению на территории РФ.

Кроме того, внесены изменения в законодательство о проведении лотерей и азартных игр, согласно которым устанавливаются ограничения на переводы денежных средств в установленных случаях. Например, банк должен отказать в проведении операции по переводу денежных средств в пользу иностранного поставщика платежных услуг, включенного в запрещенный перечень.

 

Какие операции с деньгами и имуществом Росфинмониторинг будет контролировать с 1 октября 2021 года

Риски: с 1 октября 2021 года обязательному контролю подлежат все операции НКО по получению или расходованию денег и другого имущества, а также денежные переводы в адрес физических и юридических лиц, поступающие из стран, находящихся в утвержденном перечне.

Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ введены новые требования об обязательном контроле, вступающие в силу с 1 октября 2021 года:

  • получение любых сумм физическим или юридическим лицом (кроме банков), иностранной структурой без образования юрлица подлежит обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга, если эти денежные средства поступают из определенных стран либо с некоторых территорий из определенных стран, находящихся в утвержденном перечне. Данный перечень относится к информации ограниченного доступа и будет доступен банкам в личном кабинете. Информация о таких операциях передается банком в Росфинмониторинг;
  • обязательному контролю подлежат все операции (независимо от суммы) некоммерческих организаций по получению или расходованию денег и другого имущества. При этом данные требования не распространяются, например, на госкомпании, потребительские кооперативы, ТСН, ТСЖ, СНТ, объединения работодателей. Сведения о таких операциях в Росфинмониторинг должны передаваться банками, профучастниками рынка ценных бумаг, МФО, лизинговыми компаниями и др.

Также Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ определено, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации может быть признана нежелательной на территории РФ в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ. Факт признания организации нежелательной на территории РФ влечет за собой в числе прочего запрет на участие в ее деятельности за пределами территории РФ российских граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, и российских юрлиц. Данные положения Федерального закона вступили в силу 9 июля 2021 года.

На заметку: с 13 июля 2021 года банки также обязаны предоставлять по запросу Минюста  информацию об операциях и счетах НКО. Третьим лицам эти сведения могут передать только в установленных законами случаях. Данная обязанность закреплена Федеральным законом от 02.07.2021 N 323-ФЗ.

 

УК РФ: с 12 июля 2021 года за преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве будут наказывать строже

Риски: в отношении отдельных лиц усилена уголовная ответственность за преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве.
Возможности: определены условия освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступление, связанное с преднамеренным банкротством или неправомерными действиями при банкротстве.

Федеральный закон от 01.07.2021 N 241-ФЗ, вступающий в силу с 12 июля 2021 года, принят в целях усиления уголовной ответственности за преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) и неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ).

Повышенная ответственность установлена в отношении лиц:

– совершивших преступление с использованием своего служебного положения;
– контролирующих должника и их руководителей;
– из числа арбитражных управляющих;
– из числа председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторов);
– совершивших преступление по предварительному сговору или организованной группой.

При этом введено правило об освобождении от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, предусмотренное рассматриваемыми статьями (ст. 196 и ст. 195 УК РФ), если в его действиях не содержится иного состава преступления. Указанное лицо должно:
– активно способствовать раскрытию или расследованию преступления,
– добровольно сообщать о лицах, извлекавших выгоду из незаконного или недобросовестного поведения должника,
– раскрывать информацию об имуществе (доходах) таких лиц, объем которого обеспечил реальное возмещение причиненного этим преступлением ущерба.

 

С 12 июля 2021 года у организаций появилась обязанность отвечать на запросы государственных юридических бюро

Риски: организации обязаны письменно отвечать на запросы государственного юридического бюро, а за неправомерный отказ в предоставлении запрошенных сведений, за нарушение сроков их предоставления или предоставление заведомо недостоверных сведений предусмотрен штраф для должностных лиц.

Федеральным законом от 01.07.2021 N 257-ФЗ внесены изменения в ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которые вступают в силу 12 июля 2021 года.
Согласно данным поправкам за государственными юридическими бюро закреплено право направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации запрос по вопросам о предоставлении справок, характеристик и других документов, необходимых для оказания гражданам бесплатной юридической помощи.

Указанные выше органы и организации обязаны в течение 30 дней со дня получения такого запроса дать на него ответ в письменной форме. Срок можно продлить, но не более чем на 30 дней, уведомив об этом бюро. В документе установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении бюро запрошенных сведений (например, организация не располагает запрошенными сведениями).

Неправомерный отказ в предоставлении запрошенных сведений, нарушение сроков их предоставления или предоставление заведомо недостоверных сведений влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. Согласно ст. 5.39 КоАП РФ административный штраф накладывается на должностных лиц организации и может составить от 5 000 до 10 000 рублей.

При этом установлено, что государственное юридическое бюро обязано обеспечивать защиту персональных данных.

 

С 1 июля 2021 года закреплена возможность нотариального заверения решения единственного участника ООО

Возможности: по просьбе единственного участника ООО нотариус удостоверяет факт принятия решения единственным участником, о чем выдает свидетельство.
Риски: с 1 июля 2021 года содержание решения об увеличении уставного капитала ООО с одним участником нужно заверять нотариально.

Федеральным законом от 01.07.2021 N 267-ФЗ по аналогии с нотариальным удостоверением факта принятия решения органом управления юрлица закреплена возможность нотариального удостоверения факта принятия решения единственным участником ООО.
Нотариус должен установить личность участника, его полномочия и право на принятие решения. По результату совершения нотариального действия участник получит свидетельство.
Данные поправки вступили в силу с 1 июля 2021 года. Таким образом, с этой даты увеличение уставного капитала ООО с одним участником нужно заверять другим нотариальным действием – удостоверением данного решения. Ранее решение единственного участника ООО об увеличении уставного капитала подтверждалось его подписью, подлинность которой должна была быть засвидетельствована нотариусом. Однако такое свидетельство не удостоверяло содержание документа.

Также рассматриваемым  Федеральным законом внесены изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1, которые вступят в силу 29 декабря 2021 года. Данные поправки касаются ведения реестра распоряжений об отмене доверенностей, которые не были удостоверены нотариально, в составе единой информационной системы нотариата.

Предусматривается  свободный доступ к сведениям об отмене таких доверенностей, а по просьбе любого лица нотариусом может быть выдана выписка из данного реестра при уплате нотариального тарифа в размере 100 рублей.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Где найти средний по отрасли уровень зарплаты в своем регионе?

Возможности: среднемесячную зарплату в конкретной отрасли региона можно найти на сайтах территориальных органов Росстата, в интернет-сервисе налоговой службы «Прозрачный бизнес» или запросить непосредственно в территориальном органе статистики, ИФНС или региональном управлении ФНС России.

Показатели для назначения выездной проверки приведены в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Это общедоступные критерии отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, которые используют инспекторы. С их помощью налогоплательщик может сам оценить риск такой проверки.
Одним из таких критериев является среднемесячная зарплата на одного работника меньше отраслевого показателя в регионе (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков).
Показатель отражает среднемесячную зарплату на одного работника в конкретной отрасли региона. Его рассчитывает Росстат (пп. 1, 5.1 Положения о Росстате, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2015 N 698).
Показатель периодически актуализируют и публикуют (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков):
– на сайтах территориальных органов Росстата. Например, на сайте Управления Росстата по Москве и Московской области (в разделе «Уровень жизни» см. подраздел «Зарплата»);
– на сайтах региональных УФНС;
– в статистических сборниках, бюллетенях и других экономико-статистических материалах территориальных органов Росстата.

Также можно запросить региональный среднеотраслевой показатель зарплаты непосредственно в территориальном органе статистики, инспекции или региональном управлении ФНС России или воспользоваться интернет-сервисом налоговой службы «Прозрачный бизнес» (отметим, что на начало июля 2021 года он показывает среднеотраслевой уровень зарплат по регионам за 2019 год).

На заметку: что будет, если зарплата работников ниже средней по отрасли, рассказано в Готовом решении: Как оценивают налогоплательщика, чтобы провести мероприятия налогового контроля (КонсультантПлюс, 2021).