Вправе ли страховая компания в одностороннем порядке расторгнуть договор ОСАГО при смене автовладельцем места жительства

Возможности: смена автовладельцем прописки без внесения изменений в СТС не является основанием для одностороннего прекращения действия полиса ОСАГО.

Банк России в информационном Письме от 23.04.2021 N ИН-06-59/27 предупредил страховщиков о недопустимости расторжения договора ОСАГО в одностороннем порядке из-за того, что место регистрации в паспорте гражданина РФ отличается от места, указанного в свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее – СТС).

По результатам анализа обращений граждан Банком России были выявлены случаи, когда страховщики в одностороннем порядке досрочно прекращают действие договора ОСАГО с автовладельцами, которые изменили фактическое место жительства с внесением новых сведений в паспорт гражданина РФ, но без внесения соответствующих изменений в СТС. Делают это страховые компании со ссылкой на абз. 2 п. 1.15 Правил ОСАГО, утв. Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, согласно которому страховщик вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора ОСАГО, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.

Напомним, что территория эксплуатации автомобиля влияет на стоимость ОСАГО, т.к. есть территориальный коэффициент, который установлен в зависимости от степени риска.

Банк России отмечает, что в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО N 40-ФЗ территория преимущественного использования транспорта определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника машины, указанного в ПТС, СТС либо в паспорте гражданина. Федеральный закон об ОСАГО не предусматривает преимущества одного документа над другим. Банк обращает внимание, что без подтверждения факта о предоставлении ложных или неполных сведений одностороннее расторжение договоров ОСАГО страховщиком недопустимо.

На заметку: как внести изменения в СТС, рассказано в Ситуации: Как внести изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства при смене места жительства? (Электронный журнал «Азбука права», 2021)   в СПС КонсультантПлюс.

 

Подать заявление на прохождение медико-социальной экспертизы стало проще

Возможности: заявление на прохождение медико-социальной экспертизы теперь можно подать дистанционно, в онлайн-режиме через Портал госуслуг.

Подать заявление на прохождение медико-социальной экспертизы теперь можно на Портале госуслуг. Об этом  сообщил Минтруд в Информации от 26.04.2021.

Дистанционно подать заявление на прохождение медико-социальной экспертизы возможно по следующим направлениям:

– получение новой справки об инвалидности в случае изменения ФИО, даты рождения гражданина;

– получение дубликата справки об инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности;

– получение копии акта и протокола проведения МСЭ;

– изменение причины инвалидности;

– внесение изменений в ИПРА (ИПР) инвалида (ребенка-инвалида);

– обжалование решения МСЭ;

– определение причины смерти инвалида;

– самостоятельное обращение в бюро МСЭ в случае отказа медорганизации либо соцзащиты в направлении на МСЭ.

Минтруд обещает, что до конца 2021 года сервис будет расширен функционалом «Электронная регистратура» для самостоятельного выбора гражданином времени прохождения МСЭ, на текущий момент после подачи заявки с гражданином связываются сотрудники бюро МСЭ для уточнения удобного времени прохождения.

Минтруд напоминает, что до 1 октября 2021 года в связи с коронавирусом будет продлеваться ранее установленная группа инвалидности, а также устанавливаться инвалидность впервые на основании документов от медицинских организаций без личного обращения в бюро МСЭ. Справка об установлении инвалидности и ИПРА направляются заказным почтовым отправлением. (Постановления Правительства РФ от 16.10.2020 N 1697).

На заметку: что нужно гражданину для признания инвалидом, помогут разобраться материалы в СПС КонсультантПлюс:

– Ситуация: Какие документы нужны инвалиду для прохождения МСЭ?

– Ситуация: Может ли инвалид самостоятельно пройти освидетельствование в случае отказа в направлении на МСЭ?

 

Договор купли-продажи жилой недвижимости заключен между физлицами: ФНС рассказала, каким документом подтвердить расходы в целях налогообложения

Возможности: для подтверждения расходов на приобретение жилья по договору, в котором продавец и покупатель являются физлицами, можно использовать расписку в получении денежных средств или сам договор купли-продажи, если в нем отражены сведения о факте уплаты покупателем денежных средств.

В Письме от 21.04.2021 N БС-4-11/5473@ ФНС России сообщила, что за последнее время увеличилось количество жалоб физлиц на работу налоговых органов в связи с неправомерными отказами в получении налоговых вычетов при продаже имущества.

Напомним, при продаже квартиры, земельного участка, иной недвижимости (доли в них), которые находились в собственности меньше определенного периода, необходимо задекларировать полученный доход, а также исчислить и уплатить с него НДФЛ, а также подать декларацию 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за годом продажи недвижимости или доли в ней. Доходы от продажи недвижимого имущества могут быть уменьшены на сумму фактически произведенных расходов по приобретению данной недвижимости или на имущественный налоговый вычет.  Подробнее об этой обязанности можно узнать в Ситуации: Какие вычеты и обязанности по НДФЛ предусмотрены при продаже квартиры и другого недвижимого имущества?  в СПС КонсультантПлюс.

Про уменьшение на сумму фактически произведенных расходов и идет речь в рассматриваемом Письме ФНС. Ведомство отмечает, что налоговое законодательство не устанавливает исчерпывающий перечень документов, подтверждающих произведенные  расходы на приобретение проданного имущества, но устанавливает обязательное условие: документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ и подтверждать произведенные расходы.

Исходя из положений ст. 408 ГК РФ, исполнение обязательства подтверждается распиской в получении исполнения. То есть, например, при расчете между физлицами сама расписка или  договор купли-продажи, в котором есть сведения о факте уплаты покупателем денежных средств по договору, могут считаться платежным документом, подтверждающим произведенные покупателем расходы.

Данная позиция ФНС доведена до нижестоящих налоговых органов для исполнения.

На заметку: этот подход можно использовать и для получения вычета при покупке квартиры. Подробнее о получении данного вычета можно узнать в Ситуации: Какие вычеты по НДФЛ предусмотрены и как рассчитать его к возврату при покупке квартиры и другого недвижимого имущества?  в СПС КонсультантПлюс.

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.