Установлены правила ведения Единого реестра видов контроля и надзора с 1 июля 2021 года

Возможности: Единый реестр видов контроля позволит систематизировать и привести к единообразию всю совокупность данных о контроле в РФ, а также сделать данную информацию доступной для подконтрольных лиц.

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». С этой же даты заработает Единый реестр видов контроля (надзора), который создается в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 N 528 определен порядок его формирования и ведения.

В реестр, в частности, будут включены:

– перечень видов контроля федерального, регионального и муниципального уровней, а также их описание;

– информация о том, какие надзорные органы будут осуществлять конкретный вид контроля;

– перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований;

– закрытый список сведений, которые вправе запрашивать контрольные или надзорные органы;

– классификация объектов контроля с категориями риска;

– план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

– информация о том, как получить консультации по вопросам соблюдения обязательных требований;

– сведения о профилактических и контрольно-надзорных мероприятиях;

— сведения о нормативных правовых актах в отношении государственного и муниципального  контроля.

Обеспечение функционирования Единого реестра видов контроля осуществляет Минцифры России.

Общедоступную информацию можно будет получить на сайте указанного реестра бесплатно.

Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 N 528 вступит в силу с 1 июля 2021 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня его официального опубликования – 6 апреля 2021 года. Что касается непосредственно работы Реестра, то его формирование начнется с 1 июля 2021 года, а ввод в эксплуатацию планируется осуществить до 1 января 2022 года.

С 1 июля 2021 года также вступает в силу запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр. Согласно Информации Генпрокуратуры России это позволит исключить возможность внесения соответствующих сведений задним числом.

 

 

С 16 апреля 2021 года увеличены штрафы за нарушение правил или норм эксплуатации спецтехники

Риски: увеличены штрафы за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования (на должностных лиц может быть наложен штраф в размере до 5 000 рублей, на граждан – до 1 000 рублей).

Внесены изменения в КоАП РФ, направленные на усиление ответственности за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3 КоАП РФ).

Федеральным законом от 05.04.2021 N 71-ФЗ установлено, что за нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы гостехнадзора, предусмотрено наказание:

– для граждан – штраф в размере от 500 до 1 000 рублей (ранее от 100 до 300 рублей) или лишение права управления ТС на срок от трех до шести месяцев;

– для должностных лиц – штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей (ранее от 500 до 1 000 рублей).

Альтернативный вид наказания для граждан в виде предупреждения исключен из санкций по данной статье.

Изменения вступят в силу с 16 апреля 2021 года.

 

КоАП РФ: региональный штраф может быть назначен ниже минимального значения

Возможности: в КоАП РФ закреплено право по снижению штрафа ниже минимального размера, установленного региональным законом об административной ответственности, при наличии особых обстоятельств.

Федеральным законом от 05.04.2021 N 69-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие возможность назначения административного наказания в размере менее минимального размера штрафа, установленного законом субъекта РФ об административных правонарушениях.

Такое снижение штрафа возможно при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью, финансовым и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.

Суд или орган, должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях, могут снизить штраф, если минимальный размер регионального штрафа не меньше:

– 4 тыс. руб. для граждан;

– 40 тыс. руб. для должностных лиц;

– 100 тыс. руб. для юрлиц.

При этом размер сниженного штрафа не может быть менее половины минимального штрафа.

Указанные правила распространяются не только на штрафы с установленным минимальным и максимальным размером, но и на штрафы в фиксированном размере.

Отметим также, что назначение штрафа в размере меньше его минимальной суммы – это не обязанность, а право уполномоченного органа или должностного лица.

Данные поправки связаны с тем, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.04.2020 N 15-П признал части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования исключают возможность назначения юрлицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения.

Подробнее об этом можно узнать в обзоре «КС РФ: минимальные региональные штрафы для юрлиц могут быть снижены» на  нашем сайте.

Федеральный закон от 05.04.2021 N 69-ФЗ вступает в силу 16 апреля 2021 года.

 

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.