КоАП РФ: за нарушение противопожарных правил деятельность ИП и юрлиц может быть приостановлена

Риски: с 20 марта 2021 года для ИП и юрлиц в отдельных случаях за нарушение противопожарных правил предусмотрено приостановление деятельности на срок до 30 суток; введена повышенная административная ответственность за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.

Федеральным законом от 09.03.2021 N 36-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, направленные на усиление административной ответственности:

♦ за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска (ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ). В случае совершения данного правонарушения деятельность ИП или юрлица может быть приостановлена на срок до 30 суток вместо назначения штрафа.

Нарушение может выражаться в том, что эвакуационные пути или выходы не отвечают требованиям пожарной безопасности, либо в том, что не работают или неисправны:

– источники противопожарного водоснабжения;

– электроустановки, электрооборудование;

– автоматические или автономные установки пожаротушения;

– системы пожарной сигнализации или противодымной защиты;

– средства оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Штраф в таком случае составит:

– для граждан – от 3 000 до 4 000 рублей;

– для должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей;

– для ИП – от 30 000 до 40 000 рублей;

– для юрлиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

♦ за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (абз.2 ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ). Введен штраф для  ИП – от 50 000 до 60 000 рублей. Кроме того,  для ИП и юрлиц также в качестве альтернативы штрафа предусмотрено приостановление деятельности на срок до 30 суток.

Наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьями районных судов в случаях, если надзорный орган, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье в соответствии со ст. 23.1 КоАП.

Изменения вступят в силу с 20 марта 2021 года.

 

Роспотребнадзор рассказал, как с 1 января 2021 года применять новые санитарные требования при оказании услуг

Возможности: организации, которые оказывают гостиничные, медицинские, парикмахерские и косметологические услуги, услуги в области досуга и спорта и некоторые другие виды услуг, могут ознакомиться с подробными разъяснениями Роспотребнадзора об особенностях применения новых обязательных санитарных правил.

С 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», которые действуют с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года. Подробно о содержании новых СП можно узнать в обзоре на нашем сайте.

Роспотребнадзор подготовил Презентацию, в которой рассказал, для чего приняты новые санитарные правила, что в них изменилось и как их применять.

  • Цель новых правил – объединение требований к деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих гостиничные, медицинские, бытовые, социальные услуги, услуги в области спорта, организации досуга, развлечений, продажи товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд с учетом специфики каждого вида деятельности (вместо положений 21 нормативного документа, действовавших ранее). Из правил исключены дублирующие требования других нормативных документов.
  • Санитарные правила не содержат рекомендательных норм, все нормы носят обязательный характер. При этом отсутствует императивность требований: организация может сама выбрать метод соблюдения санитарного требования или достижения гигиенических нормативов.
  • Впервые установлены требования к услугам аптек и гостиниц, санитарно-эпидемиологические требования к которым до настоящего времени не были отражены в отдельных нормативно-правовых актах санитарного законодательства.
  • В Презентации подробно описаны требования  каждого раздела санитарных правил СП 2.1.3678-20. Например, указано, что в разделе «Общие требования» впервые на обязательной основе введено требование по обеспечению во всех помещениях, где предоставляются услуги населению, параметров микроклимата, воздухообмена, установленных гигиеническими нормативами. В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов. Уровни естественного и искусственного освещения, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях должны соответствовать нормативам (пп.2.4 – 2.6 СП 2.1.3678-20).

На заметку: ответственность за неисполнение санитарных правил установлена ст. 6.3 КоАП РФ (для юрлиц штраф до 20 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток).

 

Роспотребнадзор дал комментарий по применению новых санитарных правил для организаций обучения и отдыха детей и молодежи

Возможности: с 2021 года в одни санитарные правила объединены требования ко всем типам организаций обучения, воспитания, отдыха детей и молодежи с учетом специфики и особенностей каждой организации.
Риски: санитарные правила являются обязательными к применению.

С 1 января 2021 года введены в действие санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Роспотребнадзор подготовил Презентацию, в которой рассказал об основных новеллах новых санитарных правил (далее – СП). Так, с 1 января 2021 года:

  • Вместо 34 прежних СанПинов действуют новые СП, в которых объединены все требования ко всем типам организаций обучения, воспитания, отдыха, с учетом специфики и особенностей каждой организации.
  • СП устанавливают требования по обеспечению безопасных условий:

1) образовательной деятельности;

2) оказания социальных услуг, услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми;

3) организации и проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения;

4) перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом;

5) культурно-массовым мероприятий;

6) отдыха и оздоровления.

СП не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.

  • СП ввели единые требования к срокам прохождения гигиенической подготовки и аттестации всех работников хозяйствующих субъектов. Работники должны проходить:
• Предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр.

• Периодические медицинские осмотры.

Все работники один раз в два года (за исключением работников, связанных с питанием).
• Профессиональную гигиеническую подготовку.

• Аттестацию.

• Иметь личную медицинскую книжку со всеми результатами.

Работники, занятые в приготовлении пищи и ее раздаче, один раз в год.
  • В СП нет рекомендательных норм, все нормы носят обязательный характер. По отдельным нормам указаны допуски, определяющие возможность вариативного и наиболее оптимального функционирования организаций без рисков для здоровья детей и молодежи.
  • СП впервые установили требования к детским игровым комнатам, организациям высшего и среднего профессионального образования, организациям, предоставляющим услуги временного проживания детей, к проведению массовых мероприятий с участием детей.

На заметку: ответственность за неисполнение санитарных правил установлена ст. 6.3 КоАП РФ (для юрлиц штраф до 20 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток).

 

ВС РФ актуализировал разъяснения в сфере антимонопольного законодательства

Возможности: разъяснения ВС РФ можно использовать при решении вопросов, возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 04.03.2021 N 2 актуализировал разъяснения для судов, касающиеся особенностей применения антимонопольного законодательства.

В частности, проанализирован порядок применения норм законодательства в части:

– запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

– запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия;

– запрета недобросовестной конкуренции;

– запрета на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия органов публичной власти;

– антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений;

– полномочий антимонопольных органов;

– рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов;

– рассмотрения судами споров, связанных с реализацией положений антимонопольного законодательства в гражданском обороте.

Остановимся на отдельных выводах, сделанных Пленумом ВС РФ в рассматриваемом Постановлении.

  • Факт того, что в исследуемый период новые конкуренты на рынке не появились, сам по себе не свидетельствует о доминировании на рынке. При оценке возможности доступа на товарный рынок новых конкурентов суд в числе прочего вправе учитывать доводы о том:

– существуют ли административные барьеры для доступа на рынок;

– требуются ли для вхождения на рынок какие-то значимые экономические преимущества;

– могут ли потребители на этом рынке перейти к новому участнику без существенных затрат.

  • Рассматривая такой признак доминирующего положения, как возможность ущемления интересов неопределенного круга потребителей, не требуется устанавливать точное число потребителей на тот или иной момент. Необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка, с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.
  • Недобросовестное исполнение обязательств доминирующей на рынке компанией перед контрагентами или потребителями не говорит о злоупотреблении доминирующим положением. Нужно определить, могла бы компания так себя вести при отсутствии доминирования. В частности, доказать отсутствие злоупотребления можно следующими фактами:

– компания соблюдала правила безопасности, установленные в соответствующей сфере, иные обязательные или обычные для этой сферы требования;

– поведение компании экономически выгодно для контрагентов, которые будут с ней взаимодействовать.

  • Навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов. Например, такими условиями могут быть:

– условие о продаже первого товара только при обязательной покупке второго, если первый товар может использоваться без второго или товары реализуются иными поставщиками по отдельности;

– условие о необходимости впоследствии покупать навязанный дополнительный товар у конкретного производителя или пользоваться исключительно инфраструктурой определенного лица;

– отказ предоставить гарантию качества на первый товар в случае отказа покупателя приобрести сопутствующий товар.

Признаны не подлежащими применению пункты 1811161823 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 и п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 года N 11.

На заметку: подробнее о разъяснениях Пленума ВС РФ читайте также в Обзоре: «Верховный суд разъяснил, как применять антимонопольное законодательство» в СПС КонсультантПлюс.

 

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.