Изучаем поправки в часть вторую НК РФ: путевки работникам в санаторий, переход с ЕНВД на УСН и другое

Возможности: с 1 января 2022 года работодатели смогут учитывать в целях налога на прибыль компенсации работникам путевок в санаторий и оплату по договору о санаторно-курортном лечении напрямую с санаторием (без участия турфирм). Такая компенсация (оплата) по одной путевке на работника в год освобождена от НДФЛ.
Сообщить о переходе с начала 2021 года с ЕНВД на УСН можно не позднее 31 марта 2021 года.

Федеральный закон от 17.02.2021 N 8-ФЗ внес поправки в часть вторую НК РФ, которые связаны с изменениями в порядке учета расходов на путевки работникам в санаторий, а также с продлением срока для перехода с ЕНВД на УСН и уточнением порядка расчета НДФЛ с дивидендов, полученных от источников за пределами РФ.

  1. Санаторно-курортное лечение работников
    С 1 января 2022 года расходы на оплату услуг по санаторно-курортному лечению работодатели смогут учитывать в целях налога на прибыль и в том случае, когда договор заключен напрямую с санаторием (без участия туроператора или турагента) или работодатель полностью или частично компенсировал стоимость такого лечения работнику или членам его семьи.
    Расходы по организации туризма и отдыха по-прежнему можно будет учесть только при заключении договора о реализации турпродукта.
    Компенсация или оплата стоимости санаторных путевок будет освобождена от НДФЛ, даже если расходы на нее учтены при расчете налога на прибыль (освобождение будет действовать при компенсации или оплате путевки не чаще одного раза в год). Также уточнено, что компенсация или оплата стоимости путевок для детей младше 18 лет или студентов-очников до 24 лет не облагается НДФЛ (ранее было установлено – для детей до 16 лет).
  2. Срок для подачи уведомления для перехода с ЕНВД на УСН
    Организации и ИП, применявшие в IV квартале 2020 года ЕНВД, могут уведомить налоговый орган не позднее 31 марта 2021 года о переходе на УСН с начала 2021 года.  При этом организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев 2020 года ее доходы, налогообложение которых осуществлялось в соответствии с ОСН, не превысили 112,5 млн руб.
    Изменения вступили в силу с 17 февраля 2021 года.
  3.  НДФЛ с дивидендов
    Уточнен порядок расчета НДФЛ с дивидендов, полученных от источников за пределами РФ.
    Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников из-за рубежа, определяется применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ (13% или 15% с превышения 5 млн руб.). При этом в расчет совокупности налоговых баз не  включаются налоговые базы по доходам в виде выигрышей, по операциям с ценными бумагами, в виде сумм прибыли КИК и другие (подп. 29 п. 2.1 ст. 210 НК РФ). То есть при расчете налога с дивидендов, полученных из-за рубежа, нужно учитывать только базу по доходам от долевого участия.
    Поправка применяется к доходам, полученным начиная с 2021 года.

 

С 17 марта 2021 года вступят в силу поправки в первую часть НК РФ

Риски: с 4 до 5 лет увеличен срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета, а также других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. По запросу банки будут предоставлять налоговым органам документы по открытию счетов клиентов, карточки с образцами подписей, информацию о бенефициарах и другие сведения. Расширен перечень случаев, в которых вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения.

Федеральный закон от 17.02.2021 N 6-ФЗ внес поправки в первую часть НК РФ, которые связаны с изменением срока хранения документов, с уточнением обязанностей банков и порядка рассмотрения жалоб налоговыми органами. Также уточнен порядок осуществления налоговыми органами контроля по контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами и порядок заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.
Поправки вступают в силу с 17 марта 2021 года.
– Сроки хранения документов
Данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы для исчисления, удержания и уплаты налогов нужно  будет хранить в течение пяти лет (до внесения изменений – четыре года). При этом налогоплательщик, обратившийся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (а в некоторых случаях – в течение десяти лет).
– Обязанности банков по представлению налоговым органам документов о клиентах (физических лицах и организациях)
В рамках выездной, камеральной или встречной проверки, а также при вынесении решения о взыскании недоимки или о блокировке счетов либо по запросу иностранного уполномоченного органа налоговые органы смогут запрашивать у банков следующие документы о клиентах:

  • копии паспортов лиц, которые вправе получать деньги со счета клиента (распоряжаться средствами на счете), и доверенностей на такие действия;
  • документы, которые определяют отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (договор на открытие счета, заявление и т.д.);
  • карточки с образцами подписей и оттиска печати;
  • информацию о бенефициарах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

Банк будет обязан представить их в течение трех дней.
– Обжалование решений налоговых органов
Уточнен и расширен перечень случаев, когда вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения жалобу полностью или в части. В частности, если жалоба ранее подана по тем же основаниям, то ее нельзя оставить без рассмотрения, если после ее рассмотрения разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке взаимосогласительной процедуры.
Также в перечень включены следующие новые случаи:

  • до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание;
  • до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим  физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.

В части рассмотрения жалобы, в том числе апелляционной, установлено, что рассмотрение жалобы может быть приостановлено в случае подачи ходатайства об этом лицом, подавшим жалобу, в целях предоставления дополнительных документов или информации (приостановление допускается не более, чем на шесть месяцев). Также приостановить рассмотрение жалобы может рассматривающий ее вышестоящий налоговый орган – до разрешения дела судом или до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры.
Рассматривать жалобы (апелляционные жалобы) смогут с использованием видео-конференц-связи в порядке, который утвердит ФНС. Все новшества в порядке обжалования применяются к жалобам (в т.ч. апелляционным), которые будут подаваться после 17 марта 2021 года.
– Контролируемые сделки и соглашения о ценообразовании
Федеральный закон от 17.02.2021 N 6-ФЗ предусматривает, в частности:
 уточнение условий признания сделок контролируемыми (это коснулось в том числе сделок в области внешней торговли, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта (черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни), а также сделок между взаимозависимыми лицами с участием комиссионера (агента);
 возможность при заключении соглашений о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства наряду с методами ценообразования, предусмотренными НК РФ, применять методы, используемые в соответствующем иностранном государстве;
 совершенствование процедуры заключения соглашения о ценообразовании (в том числе увеличиваются сроки рассмотрения заявления и документов налогоплательщика при заключении соглашения по внешнеторговым сделкам, предусматриваются особенности заключения такого соглашения в случае подачи контрагентом налогоплательщика аналогичного заявления в компетентный орган иностранного государства, дополняются основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании).
Подробнее об изменениях можно узнать в Обзоре «Хранение документов, контролируемые сделки и обжалование: опубликованы поправки к НК РФ» в СПС КонсультантПлюс.

 

Эксперт ФНС разъяснил, как заполнить новую форму 6-НДФЛ за I квартал 2021 года

Возможности: ознакомиться с порядком и примерами заполнения новой формы 6-НДФЛ за I квартал 2021 года, в т.ч. в случаях, если зарплата за декабрь 2020 года выплачена в январе 2021 года или доход работника в 2021 году превысил 5 млн руб.

Расчет 6-НДФЛ по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@, следует представлять, начиная с Расчета за I квартал 2021 года.

Эксперт ФНС России в консультации разъяснил, как заполнять новую форму за I квартал 2021 года.

Расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату, соответственно, за I квартал – на 31 марта. В поле «Отчетный период (код)» титульного листа необходимо указать «21».

Общий принцип заполнения разд. 1 расчета 6-НДФЛ приведен в Порядке, а также Письме ФНС России от 01.12.2020 N БС-4-11/19702@. Так, в строке 021 «Срок перечисления налога» разд. 1 нужно указать дату, не позднее которой должен быть перечислен удержанный НДФЛ с учетом положений п. 6 ст. 226 и п. 9 ст. 226.1 НК РФ. При этом в разд. 1 Расчета 6-НДФЛ указываются сроки перечисления налога и суммы удержанного налога за последние три месяца отчетного периода.

Эксперт ФНС отмечает, что сохранен ранее действовавший подход к отражению операций в Расчете: если налоговый агент производит операцию в одном квартале, а завершает ее в другом, то данная операция отражается в Расчете, в котором завершена. При этом операция считается завершенной в периоде, в котором наступает срок перечисления НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 226 и п. 9 ст. 226.1 НК РФ.

Например, в разд. 1 Расчета 6-НДФЛ за I квартал 2021 года в строках 020 и 022 должны быть отражены сумма НДФЛ (обобщенно – строка 020 и в разрезе сроков перечисления соответствующих сумм НДФЛ – строки 022) с заработной платы, начисленной за декабрь 2020 года, но выплаченной в январе 2021 года, а также в строках 021 соответствующий срок перечисления НДФЛ в бюджет (Письмо ФНС России от 01.12.2020 N БС-4-11/19702@).

Если налоговый агент выплачивал физлицам в течение года (квартала) доходы, облагаемые по разным ставкам, разд. 1 и 2 Расчета 6-НДФЛ нужно заполнить для каждой из ставок налога. Эксперт ФНС отмечает: в связи с введением новой повышенной ставки 15% для исчисления НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн руб., Расчет дополнен строкой 010 разд. 1 и строкой 105 разд. 2, в которых отражается КБК по налогу. Смотрите Пример: Заполнение расчета 6-НДФЛ с прогрессивной ставкой НДФЛ.

В разд. 2 Расчета 6-НДФЛ в строках 110140160 указываются обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного НДФЛ нарастающим итогом с начала года по соответствующей налоговой ставке (пп. 4.14.3 Порядка заполнения Расчета).

Соответственно, в Расчете 6-НДФЛ за I квартал 2021 года должны быть отражены суммы доходов, начисленных налоговым агентом физлицам за I квартал (дата получения которых в целях НДФЛ согласно ст. 223 НК РФ относится к данному отчетному периоду), а также суммы исчисленного и удержанного с таких доходов НДФЛ.

В связи с этим доходы, дата получения которых согласно ст. 223 НК РФ относится к иным отчетным периодам (например, заработная плата за декабрь 2020 года, выплаченная в январе 2021 года), а также исчисленный с такой заработной платы НДФЛ в разд. 2 Расчета 6-НДФЛ (строки 110140) за I квартал 2021 года не должны отражаться (п. 2 ст. 223п. 3 ст. 226 НК РФ). По строке 160 разд. 2 Расчета 6-НДФЛ за I квартал 2021 года должна быть отражена сумма НДФЛ, фактически удержанная при выплате доходов в I квартале 2021 года (п. 4 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС России от 01.12.2020 N БС-4-11/19702@).

Смотрите Пример: Заполнение расчета 6-НДФЛ за I квартал 2021 года.

На заметку: пошаговый порядок заполнения Расчета 6-НДФЛ смотрите в Готовом решении: Как заполнить форму 6-НДФЛ за I квартал 2021 г. и последующие периоды (КонсультантПлюс, 2021).

 

В законодательство о валютном регулировании и валютном контроле внесены поправки в части страхования

Возможности: в целях исполнения обязанности по репатриации валютной выручки резиденты смогут заключить договор страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с ним внешнеторговому договору с любой страховой организацией, не включенной в перечень ЦБ РФ.
Риски: чтобы обязанность по репатриации была исполнена, резидент должен получить по договору страхования выплаты, а сам договор должен соответствовать определенным условиям.

Федеральным законом от 17.02.2021 N 9-ФЗ внесены изменения в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле в части признания исполнения резидентом обязанности по репатриации валютной выручки при заключении договора страхования рисков неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору и при получении выплат по банковской гарантии, выданной уполномоченным банком нерезиденту.

Страхование

С 28 февраля 2021 года резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. при наступлении страхового случая резидент обеспечил получение от страховой организации – резидента страхового возмещения в иностранной валюте и/или в рублях по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с ним внешнеторговому договору на свои банковские счета в уполномоченных банках и/или на банковские счета банках резидента – выгодоприобретателем по такому договору страхования;
  2. такая страховая организация не включена в перечень страховых организаций, которые не вправе страховать риски неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному внешнеторговому договору (этот перечень будет формировать ЦБ РФ и размещать на своем официальном сайте);
  3. по договору страхования застрахованы риски неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  4. определенное таким договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно или превышает 70%.

Также определены основания включения в перечень ЦБ РФ страховых организаций, которые не вправе страховать риски неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговому договору, а также основания их исключения из этого перечня.
Отметим, до внесения данных поправок резидент признавался исполнившим обязанность по репатриации только при заключении договора страхования с АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (п. 4 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 22.11.2011 N 964).

Банковская гарантия
С 28 февраля 2021 года резидент считается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки, если он обеспечил получение на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной уполномоченным банком нерезиденту в пользу резидента в обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных заключенным между резидентом и нерезидентом внешнеторговым договором, условиями которого предусмотрены передача нерезиденту товаров, выполнение для него работ, оказание ему услуг, передача ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в сумме и сроки, которые предусмотрены таким внешнеторговым договором.

Другие поправки
Также уполномоченные банки с 28 февраля 2021 года вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов:

  • документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке;
  • документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора о количестве и/или качестве поставленных товаров;
  • документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке.

 

Когда уплачивать земельный и транспортный налог за 2020 год и авансовые платежи по ним в 2021 году

Возможности: с 2021 года установлены единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей (если авансовые платежи уплачиваются в регионе) по земельному и транспортному налогам.

ФНС России напоминает, что с 2021 года вступили в силу нормы Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ о единых сроках уплаты организациями транспортного и земельного налогов (Информация ФНС от 17.02.2021). Теперь организации уплачивают их не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, эти налоги за 2020 год необходимо оплатить не позднее 1 марта 2021 года.

Для уплаты авансовых платежей по налогам также предусмотрены единые сроки, если в местности/регионе предусмотрена уплата авансов по земельному/транспортному налогам.

Единые сроки уплаты авансовых платежей по земельному и транспортному налогу с 2021 года – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом: это I, II и III кварталы календарного года. То есть за I квартал 2021 года авансовые платежи необходимо оплатить не позднее 30 апреля, за II квартал – не позднее 2 августа (так как 31 июля и 1 августа – выходные дни), за III квартал – не позднее 1 ноября (31 октября – выходной день).

Вышеперечисленные сроки уплаты налогов и авансовых платежей применяются во всех регионах. Действовавшие до 2021 года полномочия субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по определению сроков уплаты указанных налогов и авансовых платежей отменены.

ФНС предупреждает, что в случае неуплаты самостоятельно исчисляемых организацией налогов и авансовых платежей по ним начисляются пени. А налоговые органы принимают меры по принудительному взысканию недоимки, в том числе исходя из направленного налогоплательщику сообщения об исчисленной сумме налога и требования о его уплате.

На заметку: узнать о том, нужно ли в вашем регионе платить авансовые платежи по транспортному и земельному налогу, можно с помощью сервиса на сайте ФНС России.

 

До конца июня 2021 года продлен эксперимент по прослеживаемости товаров

Возможности: продление эксперимента по прослеживаемости товаров позволит совершить плавный переход к обязательной работе системы прослеживаемости.

С 1 июля по 31 декабря 2020 года в России проводился эксперимент по прослеживаемости товаров. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2021 N 181 действие данного эксперимента продлено до 30 июня 2021 года.
Напомним, участие в эксперименте добровольное, его участниками могут стать налогоплательщики, совершающие операции (импорт, реализация, приобретение и т.д.) с товарами, подлежащими прослеживаемости. К таким товарам относится холодильное оборудование, автопогрузчики, бульдозеры, стиральные машины, мониторы, проекторы, электронные интегральные схемы и многое другое.
Планируется, что в национальную систему прослеживаемости товаров, которая начнет работать в обязательном порядке с 1 июля 2021 года, попадут товары из этого же перечня (за исключением сушильных машин). На организации и ИП, которые занимаются операциями с прослеживаемыми товарами, с 1 июля 2021 года возлагаются новые обязанности – представлять в налоговый орган отчеты о таких операциях и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости. Подробнее об этом можно узнать в Готовом решении: Счета-фактуры и отчеты при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (с 1 июля 2021 г.) в СПС КонсультантПлюс.
На сайте Правительства РФ отмечают, что продление эксперимента позволит бизнесу и контрольным органам лучше подготовиться к началу эксплуатации национальной системы прослеживаемости, в том числе завершить оптимизацию программного обеспечения.

 

Внесены поправки в ряд ПБУ

Возможности: организациям дано право раскрывать информацию в бухучете в ограниченном объеме, если в установленном объеме раскрытие может привести к потерям экономического характера или урону деловой репутации организации или ее контрагентов.

Приказом Минфина России от 27.11.2020 N 287н внесены поправки в четыре ПБУ:
– «Доходы организации» (ПБУ 9/99),
– «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008),
– «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008),
– «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010).
Во все Положения внесено одно и то же уточнение: в случаях, когда раскрытие информации в установленном объеме приведет или может привести к потерям экономического характера и/или урону деловой репутации организации и/или ее контрагентов, и/или связанных с ней сторон, организация может раскрывать информацию в ограниченном объеме, не раскрывая те сведения, которые обусловливают указанные потери и/или урон. В случае ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008 речь идет о раскрытии информации в пояснениях к Балансу и Отчету о финансовых результатах.
Поправка действует с 27 февраля 2021 года.

 

Минприроды разъяснило, как платить и отчитываться за НВОС за 2020 год

Риски: внести плату за НВОС за 2020 год нужно не позднее 1 марта 2021 года, подать декларацию – не позднее 10 марта 2021 года. За невнесение платы за НВОС и непредставление декларации о плате предусмотрена административная ответственность.

В Информации от 18.02.2021 Минприроды России напоминает:

– 1 марта 2021 года истекает срок внесения платы за НВОС за 2020 год;

– 10 марта 2021 года истекает срок подачи декларации о плате.

Платежи

Уплата платежей производится по реквизитам органов Росприроднадзора, на территории которых расположены объекты плательщика, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

При расчете платы необходимо использовать сведения разрешительной документации плательщика:

  • по объектам I категории – из комплексного экологического разрешения;
  • по объектам II категории – из декларации о воздействии на окружающую среду;
  • по объектам III категории – из отчета о результатах производственного экологического контроля.

Ведомство обращает внимание, что если по объекту I категории не получено КЭР или по объекту II категории не сдана декларация, то организация или ИП вправе руководствоваться действующими нормативами и лимитами из разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Старые разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять, пока не истекут сроки их действия либо до дня получения КЭР или представления декларации. Для объектов I категории также возможно получить новые или переоформить старые разрешения и документы. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР.

Также следует учитывать, что сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс загрязняющих веществ в отношении объектов I категории, истекающие с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021 продлены на 12 месяцев.

Ставки платы на 2020 год утверждены Постановлениями Правительства РФ от 24.01.2020 N 39 и от 29.06.2018 N 758.

Минприроды отмечает, что организациям и ИП, осуществляющим деятельность одновременно на объектах I и (или) II и (или) III и IV категории, необходимо вносить плату по всем эксплуатируемым объектам, включая объекты IV категории. Рассчитать плату помогут разъяснения Минприроды России от 03.02.2020 N 19-47/2482.

Отчетность

С 15 января 2021 года плательщики подают декларацию о плате за НВОС по порядку и по форме, утв. Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043. О новшествах в порядке и правилах заполнения можно узнать в обзоре «Утверждена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду» на нашем сайте.

Ответственность

За невнесение платы за НВОС и непредставление декларации о плате предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 8.41 и 8.5 КоАП РФ. Кроме того, несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней.

 

Минфин дал разъяснения по налогообложению при выплате дивидендов между Россией и Кипром

Риски: с 1 января 2021 года к доходам в виде дивидендов применяются ставки и условия, установленные Протоколом от 08.09.2020 (налог в отношении дивидендов у источника дохода увеличивается до 15%).

В 2020 году Минфин России по поручению Президента РФ провел работу по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом иностранных государств (Кипр, Мальта, Люксембург и Нидерланды). Цель пересмотра соглашений – повышение ставки с доходов в виде процентов и дивидендов, уходящих из России за рубеж. Протоколы, вносящие изменения в соглашения, были подписаны. Подробнее об этом можно узнать в электронном приложении «Маршрут изменений законодательства в 2021 году» на нашем сайте.
В Письме от 01.02.2021 N 03-08-05/6172 Минфин дал разъяснения о налогообложении при выплате дивидендов в рамках Соглашения между РФ и Кипром.
Так, с 1 января 2021 года положения Соглашения применяются в редакции Протокола, подписанного 8 сентября 2020 года:
–  дивиденды могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 15% от общей суммы дивидендов;
– установлены условия, при которых налог, взимаемый с доходов в виде дивидендов, не превышает 5%. Минфин России разъяснил, при каких условиях применяется данная льготная ставка (Информация на сайте Минфина России от 17.02.2021).
Также ведомство отмечает, что порядок применения положений Соглашения на территории Республики Кипр определяется в соответствии с национальным законодательством Кипра.
На заметку: все соглашения России об избежании двойного налогообложения есть в Справочной информации «Действующие двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс).
Как их применять, рассказано в Готовом решении: Как применять соглашения об избежании двойного налогообложения в СПС КонсультантПлюс.

 

С 23 февраля 2021 года применяются новые формы сообщений от налогового органа по вопросам налогообложения имущества

Возможности: утверждены формы документов, которые налоговые органы направляют организациям, если выявлены основания, препятствующие подаче единой декларации по налогу на имущество.

Приказ ФНС России от 14.01.2021 N ЕД-7-21/9@ утвердил:

– форму документа о выявлении оснований, препятствующих применению порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ. Такую форму налоговая инспекция будет направлять организациям, если есть причины, по которым они не вправе представлять единую декларацию (например, уведомление представлено не по утвержденной форме, с несоблюдением срока);

– форму документа о выявлении оснований, препятствующих применению физлицом налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу;

– форму документа о выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц.

Эти формы налоговый орган будет направлять физлицам, например, если уведомление о выбранной недвижимости представлены не по утвержденной форме, с несоблюдением срока (не позднее 31 декабря года, за который считается налог). В таком случае налоговый вычет или льгота будут предоставлены в отношении одного объекта недвижимости с максимальной исчисленной суммой налога;

– форму уведомления о прекращении исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения;

– форму сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

Эти формы налоговый орган будет направлять по результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения. Если в налоговом органе отсутствуют документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, указанного в заявлении, и такой факт не подтвердился после запроса сведений у органов и лиц, которые могут располагать этими сведениями, то будет направлено сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

Приказ вступает в силу с 23 февраля 2021 года и заменяет формы, ранее рекомендованные в Письме ФНС России от 30.11.2020 N БС-4-21/19653@ (Письмо ФНС России от 15.02.2021 N БС-4-21/1818@).

На заметку: какими документами можно подтвердить прекращение существования имущества, читайте в Ситуации: Как заполнить заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц? (электронный журнал «Азбука права», 2021).

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Расширен перечень налогоплательщиков, имеющих право на возмещение НДС и акциза в заявительном порядке

Возможности: с 1 июля 2021 года участники налогового мониторинга имеют право на возмещение НДС в заявительном порядке.

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ в части предоставления организациям, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, права на применение заявительного порядка возмещения суммы налога, заявленной к возмещению в декларации по НДС (акцизу).

ФНС России информирует, что в этой связи идет разработка форм документов, которые будут использовать налоговые органы при взаимодействии с участниками налогового мониторинга для возмещения НДС и акциза в заявительном порядке (Информация ФНС России от 11.02.2021). Например, разработаны форма заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС (акциза), а также формат его представления в электронном виде в налоговый орган. Причем срок подачи такого заявления увеличен с пяти дней до двух месяцев со дня подачи налоговой декларации.

ФНС отмечает, что участники налогового мониторинга смогут пользоваться заявительным порядком возмещения НДС (акциза) без банковской гарантии или договора поручительства. Правомерность возмещения налога будет проверяться в рамках налогового мониторинга без камеральной налоговой проверки.

Если в дальнейшем возмещение налога будет признано необоснованным, то вернуть излишне возмещенные суммы с начисленными на нее процентами нужно будет по однократной ставке рефинансирования Банка России.

На заметку: как изменится система налогового мониторинга с 1 июля 2021 года, можно узнать в обзоре на нашем сайте. Подробнее о том, что такое налоговый мониторинг и как при нем происходит взаимодействие с налоговыми органами, смотрите в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Можно ли при УСН учесть расходы на покупку имущественных прав по договору уступки прав требования

Риски: затраты на приобретение имущественных прав нельзя учитывать в составе расходов, уменьшающих полученные на УСН доходы.

Минфин России в Письме от 03.02.2021 N 03-11-06/2/6814 напоминает, что в п. 1 ст. 346.16 НК РФ указан исчерпывающий перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих УСН. Поскольку расходы на приобретение имущественных прав, в том числе по договору уступки прав требования, в нем не поименованы, такие расходы не могут учитываться налогоплательщиком при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

На это ведомство и ранее неоднократно указывало (см., например, Письма от 18.04.2018 N 03-11-06/2/25967, от 19.03.2018 N 03-11-11/16745, от 01.12.2015 N 03-11-11/70011). Более того, такая позиция подтверждается в Определениях ВС РФ от 09.04.2018 N 309-КГ17-23668 и ВАС РФ от 08.12.2010 N ВАС-13295/10.

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.