Как обеспечить работу образовательных учреждений во втором полугодии 2020/2021 учебного года в условиях пандемии: знакомимся с рекомендациями Минпросвещения

Риски: образовательный процесс должен осуществляться с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения новой коронавирусной инфекции.

Минпросвещения России в Письме от 25.01.2021 № ТВ-92/03 направило дополнения к ранее направлявшимся рекомендациям в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (совместное Письмо Минпросвещения России и Роспотребнадзора № ГД-1192/03 от 12.08.2020 и др.). В связи с коронавирусной инфекцией реализация образовательных программ осуществляется школами с соблюдением Рекомендаций, утвержденных Письмом Минпросвещения России от 02.09.2020 № ВБ-1688/03.

Учитывая различную динамику санитарно-эпидемиологической ситуации в субъектах Российской Федерации и общеобразовательных организациях, в целях обеспечения оптимальных условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ во втором полугодии 2020/2021 учебного года рекомендуется обеспечить реализацию основных и дополнительных общеобразовательных программ в полном объеме в штатном режиме, в том числе:

– по особенностям организации образовательного процесса в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы;

– по созданию условий для повышения мотивации участников образовательных отношений посредством реализации дополнительных образовательных программ различной направленности и организации внеурочной деятельности;

– по реализации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

При этом следует учитывать примерные основные образовательные программы всех уровней общего образования и производственный календарь на 2021 год.

 

Определены виды медицинских организаций, которым предоставляются средства нормированного страхового запаса ТФОМС

Риски: софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала осуществляется строго по видам медицинских организаций.

Приказом Минздрава РФ от 05.02.2021 № 57н определены виды медицинских организаций, которым предоставляются средства нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и виды оказываемой ими медицинской помощи в целях предоставления указанных средств согласно приложению.

Приказ вступает в силу с 23 февраля 2021 года.

 

На 2021 год установлен особый порядок допуска физлиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции

Риски: допуск для занятий медицинской или фармацевтической деятельностью физическими лицами без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям осуществляется в соответствии с временным порядком.

Приказом Минздрава России от 08.02.2021 № 58н утверждены случаи и условия, при которых в 2021 году физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской и/или фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста.

До 1 июня 2021 года установлен мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста лицами:

– завершившими освоение дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования – программ повышения квалификации;

– получившими медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве;

– получившими профессиональное (немедицинское) образование.

Аккредитация специалистов, допущенных к осуществлению медицинской и (или) фармацевтической деятельности в соответствии с утвержденными случаями и условиями, проводится с 1 июня 2021 года.

Срок действия сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации специалиста продлен на 12 месяцев при истечении срока их действия в период действия Приложения № 9 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах».

Приказ действует до 1 января 2022 года.

 

ВАЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Минфин разъяснил порядок возврата остатка субсидии на иные цели в 2021 году

Риски: начисление расчетов по возврату неиспользованных на 01.01.2021 остатков дотаций на сбалансированность отражается в бюджетном учете последним днем отчетного года.

В Письме Минфина РФ от 09.02.2021 № 02-06-07/8450 рассмотрен возврат в доход федерального бюджета остатков не использованных по состоянию на 01.01.2021 дотаций, предоставленных бюджетам субъектов РФ для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID-19 на основании Распоряжения Правительства РФ от 26.11.2020 № 3118-р.

В частности, сообщается, что начисление расчетов по возврату неиспользованных на 01.01.2021 остатков дотаций на сбалансированность отражается в бюджетном учете последним днем отчетного года (31.12.2020):

– администратором доходов бюджета от предоставления межбюджетных трансфертов (уполномоченным органом субъекта Российской Федерации) – по дебету счета 2 19 90000 02 0000 150 1 401 10 151 «Доходы от поступлений текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 2 19 90000 02 0000 150 1 303 05 731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;

– администратором доходов от возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов (федеральным органом исполнительной власти) – по дебету счета 2 18 90000 01 1001 150 1 205 51 561 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 2 18 90000 01 1001 150 1 401 10 151 «Доходы от поступлений текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В Письме обращено внимание, что в целях своевременного отражения в бюджетной отчетности взаимосвязанных расчетов между субъектами отчетности операции по начислению расчетов по возврату неиспользованных средств по указанным дотациям оформляются извещениями (ф. 0504805),

формируемыми получателями дотаций на сбалансированность (уполномоченными органами субъектов РФ).

 

Облагаются ли страховыми взносами региональные соцвыплаты медикам за работу с больными коронавирусом

Риски: дополнительные выплаты медикам по нормативному акту региона за счет средств субъекта РФ должны облагаться страховыми взносами.

Минфин России в Письме от 26.01.2021 № 03-15-08/4378 сообщил, что социальные выплаты не названы в перечне необлагаемых. Поскольку их перечисляют работодатели сотрудникам, оснований не платить страховые взносы нет. Причем источник финансирования значения не имеет. Речь идет о ситуации, когда по акту региона дополнительные соцвыплаты получают медработники, которые оказывают помощь больным COVID-19 или контактируют с такими пациентами.

А вот специальные соцвыплаты, которые медработникам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 перечисляет напрямую ФСС, страховыми взносами не облагаются, так как между Фондом и медиками нет трудовых отношений или ГПД.

Ранее Минфин разъяснял, облагаются ли страховыми взносами другие «коронавирусные» доплаты медикам: поощрение в связи с перепрофилированием коечного фонда и возмещение затрат на проезд и проживание.

 

В Инструкцию № 191н внесены изменения по годовой отчетности

Риски: при составлении бухгалтерской годовой отчетности учреждений за 2020 год необходимо учитывать новые требования.

Приказ Минфина РФ от 16.12.2020 № 311н внес изменения в Инструкцию № 191н, утвержденную Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Основные коррективы по отчетности за 2020 год затронули порядок заполнения баланса (ф. 0503130), отчета о финрезультатах (ф. 0503121), справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), пояснительной записки.
Изменения внесли начиная с отчетности за 2021 год, затронули ф. 0503128, в гр. 8 отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) не нужно указывать суммы обязательств, принимаемых на основании извещений о закупке у единственного поставщика.

Минфин отметил, что согласно Федеральному закону № 44-ФЗ при таких закупках извещения не формируются с середины 2019 года.

Аналогичные коррективы предусмотрены в правилах заполнения разд. 4 сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175).

Указано также, что номер счета расчетов в гр. 1 разд. 1 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) надо заполнять нулями в разрядах 24 и 25. В коде КОСГУ нужно отражать только разряд 3.

Минфин России и Казначейство России рекомендовали учитывать внесенные им изменения при составлении годовой отчетности за 2020 год.

 

Минфин разъяснил, как отражать возмещение средств учреждения за счет субсидии по COVID-19

Возможности: возмещение средств учреждения за счет субсидий по COVID-19 осуществляют все учреждения, которые получили право совершать такие операции.

В Письме от 29.01.2020 № 02-06-07/5651 Минфин России разъяснил порядок учета операций заимствования в счет целевых субсидий на поддержку учреждений в период пандемии коронавируса. Теперь ведомство рассмотрело ситуацию более подробно. Разъяснение адресовано всем учреждениям, которые получили право совершать такие операции.

Финансисты рассмотрели проводки на примерах покупки материальных запасов и оплаты труда некоторых работников по майскому Указу Президента. Разъяснили также, как заполнять отчет об исполнении плана ФХД (ф. 0503737) для этих операций.

В Письме приведены два варианта учета. Выбор зависит от того, когда решено выделить целевую субсидию: до принятия и оплаты учреждением обязательств или после этого.

В первом случае поступление матзапасов учитывается по дебету счета 5 105 ХХ 34Х и кредиту счета 5 302 34 73Х. По КФО 2 или 4 не задействуются счета 302 00 и 105 00, а также счета санкционирования. Оплата поставщику отражается по коду КИФ 610.

Во втором случае матзапасы принимаются по КФО 2 или 4: дебет счета Х 105 ХХ 34Х и кредит счета Х 302 34 73Х. Операции по этим КФО следует отражать и на счетах санкционирования. Оплачивать надо только по КВР. Когда учредитель разрешит возмещать расходы, КФО по запасам скорректируется проводками:

– Дебет Х 105 ХХ 34Х Кредит Х 304 06 732 (методом «красное сторно», КФО 2 или 4);

– Дебет 5 105 ХХ 34Х Кредит 5 304 06 732.

Полагаем, эти две проводки можно использовать и в других случаях отражения заимствований по матзапасам, например при привлечении ценностей в иную деятельность. Решение необходимо согласовать с учредителем и финорганом.

 

Бухгалтерская (бюджетная) отчетность за 2020 год для государственных бюджетных и автономных учреждений: что нового

Риски: при составлении бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2020 год необходимо учитывать изменения.

В совместном Письме Минфина России № 02-06-07/9365 и Казначейства России № 07-04-05/02-2564 от 10.02.2021 сообщается, что при представлении Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) средствами подсистемы «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» с учетом особенностей загрузки данных из структурированного файла строки 520 раздела 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» с кодами аналитики 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов», 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» отчета (ф. 0503737) не включаются в импортируемый текстовой файл.

Формирование показателей разделов 12 Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775) (далее – Сведения (ф. 0503775) финансовыми органами субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами осуществляется:

а) в части принятых и неисполненных обязательств (денежных обязательств), отраженных по соответствующим строкам в графах 1011 раздела 1 «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738), размер которых составляет 10 млн рублей и более, с отражением в Сведениях (ф. 0503775) показателей в графах 18 по соответствующим строкам по номерам счетов аналитического учета счетов 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (раздел 1)0 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» (раздел 2);

б) в части принятых и неисполненных обязательств (денежных обязательств), отраженных по соответствующим строкам в графах 1011 раздела 1 «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738), размер которых составляет менее 10 млн рублей, показатели в разделах 1 и 2 Сведений (ф. 0503775) не отражаются.

Формирование показателей раздела 3 Сведений (ф. 0503775) осуществляется по всем фактам превышения принятых обязательств над суммой утвержденных плановых назначений.

Операции по отражению территориальными фондами обязательного страхования субъектов Российской Федерации расчетов по возмещению расходов в части несогласованных сумм расходов по результатам проведенной экспертизы медицинской помощи, предоставленной за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования (неурегулированные межтерриториальные расчеты), в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) не отражаются и в консолидационных процедурах, осуществляемых Федеральным казначейством, не участвуют.

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.