ФНС приступила к реализации отраслевого проекта «Общественное питание»

Риски: налоговые органы целенаправленно начали выявлять пользователей, которые нарушают порядок применения ККТ в сфере общественного питания либо вовсе ее не применяют.
Возможности: пользователи могут избежать административной ответственности, если сами заявят о своих кассовых нарушениях и исправят их. В ситуации, когда налоговый орган уже нашел нарушение, размер штрафа можно уменьшить в случае признания нарушения и его добровольного устранения.

В Информации на сайте ФНС России от 28.01.2021 сообщается, что ФНС начала реализацию отраслевого проекта в отношении организаций и ИП, которые оказывают услуги общественного питания. Цели такого проекта:

– побуждение к применению ККТ в установленных законом случаях;

– увеличение выручки, фиксируемой с применением ККТ, и повышение роста доходов бюджета за счет сокращения теневого оборота рынка общественного питания.

В рамках проекта налоговые органы проводят контрольные мероприятия по выявлению организаций и ИП в сфере общепита, которые нарушают законодательство о применении ККТ. При выборе объектов проверки применяется риск-ориентированный подход, то есть усиление контроля за теми, чья деятельность является высоко рискованной, и отказ от проверок добросовестных пользователей. Для этого анализируется информация из внутренних и внешних источников, в частности, обращения граждан о нарушениях в порядке применения ККТ. Направить информацию о нарушении гражданин может через мобильное приложение «Проверка чека» или на сайте ФНС  (например, если в чеке нет обязательных реквизитов или касса вообще не применяется).

Помимо сведений, поступающих от граждан, налоговые органы используют информацию из внутренних источников: суммы продаж, полученные с помощью системы АСК ККТ, сопоставляются с показателями налоговой отчетности, а также с фактом ее представления.

По вопросу привлечения к ответственности за нарушения в сфере ККТ ФНС отмечает, что частями 2–4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ установлены как штрафные санкции, так и приостановление деятельности (в зависимости от вида нарушения и количества нарушений). При этом есть возможность избежать наказания, если добровольно сообщить проверяющим о своих нарушениях и исправить их либо направить в налоговый орган чек коррекции (прим. к ст. 14.5 КоАП РФ).

Также ведомство сообщает, что штраф для лиц, признавших наличие вменяемого налоговым органом правонарушения и добровольно устранивших его, назначается в размере 1/3 минимального размера штрафа без составления протокола об административном правонарушении (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ, ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ). Подробнее о том, как избежать ответственности или снизить ее размер, рассказано в Готовом решении: Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка применения ККТ  в СПС КонсультантПлюс.

 

С 1 марта 2021 года вступают в силу новые правила в сфере противопожарной безопасности

Риски: обновленные требования в сфере установки и использования автоматических установок пожаротушения и систем пожарной сигнализации в зданиях, сооружениях и помещениях вступят в силу с 1 марта 2021 года.

В 2020 году был принят ряд Приказов МЧС, направленных на внедрение требований в сфере установки и использования автоматических установок пожаротушения и систем пожарной сигнализации в зданиях, сооружениях и помещениях. Согласно данным документам с 1 марта 2021 года вводится в действие:

  • Свод правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539. Он устанавливает требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения (АУП) и системами пожарной сигнализации (СПС) при их проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, эксплуатации, а также при техническом перевооружении. Данный Свод правил введен впервые, однако ранее существовал аналогичный Перечень, утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175.
    Чтобы узнать, нужно ли оснащать здания и его отдельные помещения АУП и (или) СПС следует определить необходимость:
    — защиты здания в целом (таблица 1),
    — защиты каждого сооружения (таблица 2) и помещения (таблица 3), входящих в состав здания,
    — оборудования, находящегося в помещениях здания (таблица 4).
    При этом наряду с требованиями, указанными в таблицах, также необходимо учитывать Общие положения Свода правил. Например, определенные здания и помещения при применении СПС следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями либо комбинированными или мультикритериальными пожарными извещателями, реагирующими на дым (исключение — помещения для приготовления пищи).
  • Свод правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденный Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582. Систему пожарной сигнализации нужно устанавливать на объектах, где пожар может привести к травматизму и (или) гибели людей (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ). Свод правил устанавливает нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Например, предусматривается, что: общее количество пожарных извещателей (ИП), подключаемых к одному приемно-контрольному пожарному прибору (ППКП), не должно превышать 512, при этом суммарная контролируемая ими площадь не должна превышать 12 000 м2. Однако допускается подключение к одному ППКП более 512 ИП и увеличение суммарной контролируемой ими площади до 48 000 м2, если ППКП имеет защиту от возникновения системной ошибки, либо при ее возникновении произойдет потеря связи ППКП не более чем с 512 ИП. В документе также приведен Перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих оснащению безадресными и адресными СПС.
    Рассматриваемый Свод правил введен взамен СП 5.13130.2009 в части требований к системам пожарной сигнализации и аппаратуре управления установок пожаротушения.
  • Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденный Приказом МЧС России от 31.08.2020 N 628. Свод правил устанавливает нормы и правила проектирования АУП для зданий и сооружений различного назначения, а также отдельных технологических единиц, расположенных в зданиях, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. АУП следует проектировать с учетом архитектурных, конструктивных и объемно-планировочных решений защищаемых зданий, сооружений, помещений и размещенного в них технологического оборудования, возможности и условий применения огнетушащих веществ.
    При этом рассматриваемый Свод правил не распространяется на проектирование установок пожаротушения автоматических:
    — зданий и сооружений, проектируемых по специальным нормам;
    — наружных установок, расположенных вне зданий;
    — зданий складов с передвижными стеллажами;
    — зданий складов для хранения продукции в аэрозольной упаковке;
    — зданий складов с высотой складирования грузов более 5,5 метров;
    — зданий, помещений, сооружений складского назначения, предназначенных для хранения сжиженных горючих газов;
    — резервуаров нефтепродуктов.
    Свод правил введен взамен СП 5.13130.2009 в части требований к автоматическим установкам пожаротушения.

Обновление Сводов правил произведено с учетом введения с 1 января 2020 года межгосударственного Технического регламента ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017).
На заметку: за нарушение требований пожарной безопасности, могут привлечь к административной ответственности. Подробнее о требованиях в сфере установки и использования автоматических установок пожаротушения и систем пожарной сигнализации читайте в материалах СПС КонсультантПлюс: Готовое решение: Что нужно знать о пожарной сигнализации и о ее эксплуатации (установке, проверке, обслуживании) и Готовое решение: Какие существуют требования к системам автоматического пожаротушения.

 

Утверждены новые СанПин с широкой областью применения

Риски: за несоблюдение новых санитарных правил и норм с 1 марта 2021 года организацию или ИП могут привлечь к административной и уголовной ответственности.

В рамках «регуляторной гильотины» взамен прежних СанПиН с 1 марта 2021 года вводятся в действие обобщенные санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Прежние СанПиН отменяются в два этапа: часть утратит силу с 1 марта 2021 года, а некоторые будут действовать до 1 января 2022 года.
Например, с 1 марта 2021 года не будут действовать:
– СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения»;
– СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
– СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

До 1 января 2022 году остаются действующими:
– СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»;
– СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
– СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Новые санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 будут действовать с 1 марта 2021 года до 1 марта 2027 года. Эти правила и нормы обязательны для применения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе ИП.

Новые санитарные правила и нормы содержат требования к:
– содержанию территорий городских и сельских поселений,
– обеспечению качества атмосферного воздуха,
– качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
– водным объектам,
– охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения,
– качеству почвы,
– устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений,
– осуществлению санитарной обработки лиц без определенного места жительства и их вещей,
– обращению с отходами,
– отходам животноводства (навоза) и птицеводства (помета),
– обращению пестицидов и агрохимикатов,
– размещению и эксплуатации радиоэлектронных средств.
На заметку: за нарушение санитарного законодательства установлена административная и уголовная ответственность.

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.