С 1 января 2021 года обновлено множество правил по охране труда: Минтруд разъяснил, что должны сделать работодатели

Риски: в связи со вступлением в силу новых правил по охране труда работодатели должны организовать внеочередную проверку знаний по охране труда работников и работу по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда (инструкции по охране труда, программы обучения по охране труда работников, информационные материалы и др.).
Возможности: имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Минтруд России в Письме от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 разъяснил порядок проведения внеочередной проверки знаний требований охраны труда в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда. Напомним, в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» в конце 2020 года было утверждено 40 новых приказов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных Минтрудом России вместо прежних. Подробнее о новых правилах при выполнении различных видов работ можно узнать в обзоре на нашем сайте.

Минтруд сообщает, что работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний работников по охране труда в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют их трудовую деятельность (п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ,  Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29).

Работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком. При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

Результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие) на основании п. 3.6 Порядка. При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний «внеочередная».

Ведомство рекомендует вносить сведения о внеочередной проверке знаний в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда».

Минтруд отмечает, что имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Кроме того, в соответствии с абз. 72123 ст. 212 ТК РФ  и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда работодателям нужно организовать работу по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

На заметку: как организовать проверку знаний требований охраны труда работников в организации, можно узнать в Путеводителе по кадровым вопросам. Охрана труда. Организация охраны труда в СПС КонсультантПлюс.

 

Утверждены правила обработки общедоступных персональных данных

Риски: с 1 марта 2021 года обрабатывать разрешенные для распространения персональные данные необходимо по новым правилам, в частности, от субъекта персональных данных будет необходимо получать отдельное согласие на обработку данных, разрешенных им для распространения.
Возможности: нововведения позволят ограничить использование третьими лицами общедоступных персональных данных вопреки целям их первоначального распространения.

Положения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»  позволяют третьим лицам осуществлять сбор и последующее фактически неконтролируемое использование персональных данных (далее – ПД), участвующих в общедоступном обороте (например, на интернет-сайтах), в целях, отличных от цели их первоначального распространения, а равно с ориентиром на иные целевые аудитории, что нарушает принцип целеполагания, установленный ст. 5 Федерального закона «О персональных данных».

В связи с этим Федеральным законом от 30.12.2020 N 519-ФЗ были внесены изменения, основная часть которых вступит в силу с 1 марта 2021 года, согласно которым:

1. Введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» – это персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом ПД путем дачи согласия на обработку ПД, разрешенных для распространения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О персональных данных».

2. Определены особенности обработки ПД, разрешенных их субъектом для распространения (ст. 10.1), например:

  • согласие на обработку таких сведений необходимо оформлять отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных. При этом оператор обязан обеспечить субъекту ПД возможность определить перечень данных по каждой категории ПД, указанной в согласии на обработку, разрешенных для распространения;
  • если из такого согласия не следует, что субъект ПД согласился с распространением ПД, такие данные должны обрабатываться оператором без права распространения. Молчание или бездействие субъекта не должны считаться согласием;
  • передача (распространение, предоставление, доступ) ПД, разрешенных субъектом ПД для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта ПД, которое должно включать:

– ФИО субъекта ПД;

– номер телефона, электронную почту или почтовый адрес субъекта ПД;

– ПД, обработку которых следует прекратить.

Если субъект сам раскрыл третьим лицам информацию о себе и не дал оператору ПД согласие, то доказывать законность дальнейшей обработки таких сведений обяжут тех, кто ей занимался. Это касается и случаев, когда раскрытие произошло из-за правонарушения, преступления или форс-мажора. На сегодняшний день бремя доказывания незаконности обработки ПД на каком-либо ресурсе или интернет-сайте лежит на субъекте ПД.

Требования к содержанию согласия на обработку ПД, разрешенных субъектом ПД для распространения, будут установлены Роскомнадзором.

На заметку: за несоблюдение установленных требований к обработке ПД могут привлечь к ответственности, например, в соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ. Подробнее об этом читайте Готовом решении «Как привлекают к административной ответственности за нарушения в сфере персональных данных» и Готовом решении «Какие штрафы и иные административные наказания могут назначить в связи с осуществлением контроля и надзора в сфере персональных данных» в СПС КонсультантПлюс.

 

Минфин прокомментировал поправки в части проведения обязательного аудита

Риски: необходимость проведения обязательного аудита для многих видов организаций установлена отдельными Федеральными законами (они не поименованы в перечне случаев обязательного аудита, установленном Федеральным законом об аудиторской деятельности).

Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ внес поправки в перечень случаев проведения обязательного аудита. В частности, для ООО значительно повышен порог доходов (с 400 млн руб. до 800 млн руб.) и сумма активов баланса (с 60 млн руб. до 400 млн руб.), при превышении которых нужно проходить обязательный аудит. Подробнее об изменениях можно узнать в обзоре на нашем сайте.

В Информационном сообщении от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 Минфин России дал комментарий внесенным изменениям. Ведомство разъяснило, что поправки предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции. Например, из новой редакции п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ, в которой перечислены случаи проведения обязательного аудита, исчезли некоторые формы организаций, при этом обязанность проводить аудит в отношении них осталась (то есть исключены дублирующие нормы, которые предусмотрены другими Федеральными законами). Речь идет про:

– акционерные общества (норма об обязательности проведения аудита установлена ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ);

– кредитные организации;

– страховые и клиринговые организации;

– общества взаимного страхованияорганизаторов торговли,  негосударственные пенсионные фонды;

– акционерные инвестиционные фонды и их управляющие компании;

– управляющие компании паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

– организации, которые представляют и/или раскрывают годовую сводную (консолидированную) бухотчетность (за исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственных и муниципальных учреждений).

Отметим, что данный перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту и не указанных в новой редакции п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ, далеко не полный. В него также входят застройщики, ЖНК, организаторы азартных игр и многие другие. Полный перечень содержится в Справочной информации «Обязательный аудит» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс).

Также в рассматриваемом Информационном сообщении ведомство дало разъяснения в части изменения финансовых критериев обязательного аудита, уточнения норм о независимости аудиторов и аудиторских организаций, поправок о кодексе профессиональной этики аудиторов, новых функций СРО аудиторов, переходных положений при вступлении новых правил в силу.

На заметку: какой штраф установлен за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения, можно узнать в Типовой ситуации в СПС КонсультантПлюс.

 

Мораторий на банкротство прекратил свое действие: имеют ли право должники из пострадавших отраслей на рассрочку

Возможности: несмотря на окончание действия моратория по банкротству, для должников из пострадавших отраслей экономики продолжают действовать меры поддержки в виде рассрочки платежа.

ФНС России сообщает, что для налогоплательщиков из пострадавших отраслей экономики сохраняется возможность получения рассрочки исполнения требований по исполнительным документам после истечения срока действия моратория по банкротству, т.е. после 7 января 2021 года (Информация от 13.01.2021).

Также должники, которые во время моратория заявили о своем банкротстве, вправе рассчитывать на судебную рассрочку. На эту тему даны подробные разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44.

По общему правилу срок судебной рассрочки составляет один год. При этом судебная рассрочка также распространяется на долги, подлежащие включению в реестр требований кредиторов и срок уплаты которых наступает не позднее чем через год с даты предоставления такой рассрочки.

На заметку: судебная рассрочка предоставляется при отсутствии согласия кредиторов, вместе с тем если кредиторы представят убедительные доказательства невозможности восстановления платежеспособности должника, а должник не сможет их опровергнуть, рассрочку не предоставят. Подробнее об этом читайте в Обзоре «Верховный суд разъяснил нюансы моратория на банкротство» в СПС КонсультантПлюс.

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.