С 1 января 2021 года применяются новые правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта

Возможности: новые Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта не сильно отличаются от прежних, при этом учитывают риск-ориентированный подход и уровень современного технологического развития. Например, разрешено вести документооборот в области охраны труда в электронном виде.

Приказом Минтруда России от 18.11.2020 N 814н актуализированы требования охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития. Обновленные Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта будут действовать вместо Приказа Минтруда России от 27.08.2018 N 553н с 1 января 2021 года до 31 декабря 2025 года.

Новые Правила распространяются только на работодателей-юрлиц, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт промышленного транспорта (ранее правила были обязательными и для работодателей-ИП).

С 2021 года Правилами установлено:

– право работодателя в зависимости от специфики деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска производить дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ в целях контроля за безопасным производством работ;

– возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством РФ;

– правила оформления наряда-допуска для выполнения работ с повышенной опасностью и рекомендуемый образец наряда-допуска.

Правилами дополнительно закреплено, что:

– не допускается применять неисправный промышленный транспорт, а также неисправное вспомогательное оборудование и инструменты;

– грузоподъемные машины следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием;

– в местах заправки транспорта пролитое на землю топливо должно быть засыпано песком или удалено специально предусмотренными для этого адсорбентами, а пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы собраны в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывезены с территории автозаправочной станции.

Из новых Правил исключены дублирующие обязательные требования в области охраны труда, установленные в федеральных законах, неоднозначные и оценочные термины, ссылки на правила по охране труда при выполнении других работ, отдельные устаревшие положения действующих Правил.

Например:

– из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации промышленного транспорта и технологического оборудования, исключено высокое (избыточное) давление рабочей среды, транспортируемой по трубопроводам;

– исключены упоминания об ограничении или запрете использования труда женщин и несовершеннолетних на отдельных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, об обеспечении СИЗ и многие прочие отсылки, дублирующие другие нормативные правовые акты, ГОСТы и ТК РФ и т.п.;

– исключены требования охраны труда при эксплуатации пневматических конвейеров и трубопроводного транспорта. При этом появились требования охраны труда при использовании высокоавтоматизированного промышленного транспорта.

В остальном новые Правила полностью повторяют прежние.

 

Можно ли делать отступы между записями в трудовой книжке

Риски: при внесении записей в трудовую книжку оставление пустых строк не допускается.

Минтруд России в Письме от 30.11.2020 N 14-2/ООГ-17410 ответил на вопрос, можно ли оставлять пустую строку в трудовой книжке при внесении записи о приеме на работу после строки об увольнении с предыдущего места работы.

Ведомство напоминает: порядок внесения записей в трудовую книжку работника регулируется Постановлениями Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» и Минтруда России от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

В этих документах нет указания, чтобы работодатель оставлял пустую строку между записями о приеме на работу и об увольнении с предыдущего места работы.

На заметку: правильно сделать запись в трудовой книжке (сведениях о трудовой деятельности) о приеме на работу поможет Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работу в СПС КонсультантПлюс.

 

С 1 января 2021 года обновлены требования к режиму труда и отдыха водителей

Риски: по сравнению с ранее действующими правилами изменена допустимая продолжительность рабочего дня водителя, продолжительность междусменного отдыха и выходных дней.

Минтранс России Приказом от 16.10.2020 N 424 утвердил обновленные Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, работающих по найму, и водителей-ИП. Документ будет применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2026 года вместо Приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Новые правила не распространяются на водителей служебных легковых автомобилей органов власти, водителей, занятых на международных перевозках, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных, скорой помощи и аварийно-спасательных автомобилей, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих.

Особенности режима труда водителей

  • продолжительность рабочего дня (смены):

Как и раньше, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Время управления автомобилем не должно превышать: 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Для всех водителей с 1 января 2021 года допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели (сейчас это правило работает для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т). Водитель вправе увеличить это время, но не более чем на два часа в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки (сейчас это правило работает только при суммированном учете рабочего времени для водителей).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

В перечень водителей, которым работодатель может увеличить продолжительность ежедневной работы или смены до 12 часов, добавлены водители легковых такси и водители, работающие в вахтовых бригадах.

  • ненормированный рабочий день

Как и раньше, водителям легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также некоторым водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на отдельных видах работ в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

  • разделение смен на части

Для всех водителей с 1 января 2021 года рабочий день можно будет разделить с их согласия на части. При этом время перерывов между частями рабочего дня (смены) в сумме за день не должно превышать:

три часа – для водителей, занятых регулярными перевозками пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;

пять часов – для остальных водителей.

Первый перерыв должен быть не позже, чем через пять часов после начала работы.

Время между частями смены не включается в рабочее.

Сейчас такое правило про три часа работает при перевозках автобусами на регулярных городских и пригородных маршрутах, а правило про пять часов – при перевозках должностных лиц госорганов на служебных машинах.

Особенности режима отдыха водителей

  • ежедневный (междусменный) отдых

Как и раньше, ежедневный отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности рабочего дня (смены) накануне отдыха.

С 1 января 2021 года при суммированном учете рабочего времени продолжительность междусменного отдыха должна быть не менее 11 часов часа (сейчас минимум 12 часов).

Допускается для всех водителей:

– сокращение этого времени до не менее девятм часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

– разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее трех часов, а последняя не менее девяти часов.

Также установлены особенности ежедневного (междусменного) отдыха для водителей в составе экипажей.

Ранее особенности ежедневного (междусменного) отдыха были установлены для водителей  на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении, на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, на междугородных перевозках.

  • еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

Еженедельный отдых водителя с 1 января 2021 года должен составлять минимум 45 часов (сейчас минимум 42 часа). Установлено, что предоставлять еженедельный непрерывный отдых нужно не реже чем через каждые шесть рабочих смен. Период отдыха можно уменьшить до 24 часов, но максимум раз в две недели. При этом сэкономленные часы водитель должен использовать в течение следующих трех недель. Они присоединяются к ежедневному или еженедельному отдыху.

  • перерыв для отдыха и питания и специальный перерыв

Как и раньше, время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и должно предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены). А специальный перерыв в управлении транспортным средством – не позднее чем через 4,5 часа (сейчас максимум 4 часа, за исключением водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т) с момента начала вождения (его очередного периода). Перерыв должен быть как минимум 45 минут. Он может быть разделен на части, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей с 1 января 2021 года должна составлять не менее 10 минут.

На заметку: с 1 января 2021 года Минтранс вводит новые профессиональные и квалификационные требования к работникам-водителям.

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.