Дачная амнистия продлена еще на пять лет

Возможности: до 1 марта 2026 года будет работать упрощенный порядок оформления в собственность жилых и садовых домов, построенных на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.

Федеральный закон от 08.12.2020 N 404-ФЗ продлил упрощенный порядок регистрации недвижимости (так называемой дачной амнистии) до 1 марта 2026 года.

Напомним, в марте 2021 года срок действия отдельных положений дачной амнистии истекал. После 1 марта 2021 года о начале и завершении строительства домов пришлось бы уведомлять власти и ждать согласований.

Вне зависимости от назначения земельного участка, на котором создан индивидуальный жилой дом или садовый дом (для ведения садоводства, ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства), Федеральный закон N 404-ФЗ продлил на пять лет (до 1 марта 2026 года) срок упрощенного порядка оформления прав граждан на такие объекты недвижимости.

С целью исключения случаев строительства объектов, не соответствующих установленным требованиям к объектам ИЖС, предусмотрено, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом.

Федеральный закон также продлил на пять лет и срок действия положений о возможности направления уведомлений о строительстве объектов недвижимости, строительство которых начато до 4 августа 2018 года (т.е. до вступления в силу уведомительного порядка, и в отношении которых не было получено разрешение на строительство). Без продления дачной амнистии после 1 марта 2021 года гражданам пришлось бы в таком случае оформлять свои права только в судебном порядке, доказывая, что дом не нарушает строительных норм и не является самовольной постройкой.

На заметку: про особенности регистрации прав на объект ИЖС и садовый дом по дачной амнистии см. в Ситуации: В чем суть дачной амнистии? (электронный журнал «Азбука права», 2020).

 

Как покупателей обманывают в автосалонах: Роспотребнадзор выпустил памятку

Возможности: ознакомиться с рекомендациями Роспотребнадзора, чтобы не стать обманутым потребителем при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах.

В связи с ростом количества обращений об обмане и навязывании дополнительных товаров и услуг при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах Роспотребнадзор выпустил для потребителей  Информацию от 04.12.2020, в которой предупредил о типичных нарушениях прав потребителей в указанной сфере. К ним относятся:

– указание в рекламе и при обращении по телефонам заниженной стоимости автомобиля (для привлечения клиентов непосредственно в автосалон);

– настаивание на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (аванса, предоплаты, залога, задатка и т.п.) до показа автомобиля или заключения договора-купли продажи, при этом в договоре содержатся условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части;

– указание в рекламе в интернете, на сайте или в рекламных буклетах процентной ставки существенно ниже той, которая указывается в договоре при заключении договора купли-продажи автомобиля за счет кредитных средств;

– навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и т.п.).

Ведомство рекомендует:

– внимательно исследовать отзывы о компаниях-продавцах автомобилей, выбирать салон с хорошей репутацией.  Если автосалон недавно стоит на налоговом учете (это факт можно проверить с помощью онлайн-сервиса ФНС России), то это должно также вызывать опасения;

– при выборе учитывать, есть ли у автосалона полномочия от официального дилера на продажу автомобилей той или иной марки (с информацией можно ознакомиться на сайтах официальных дилеров);

– проверять, какая информация указана на сайте автосалона. Обязательной к размещению на интернет-сайте продавца является информация о наименовании продавца, месте его нахождения (адресе), режиме работы;

– с осторожностью относиться к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной, при этом попросить продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки автомобиля для предварительного ознакомления;

– при покупке подержанного автомобиля проверить историю машины, воспользовавшись информацией, размещенной на официальном сайте ГИБДД в разделе «Проверка автомобиля»;

– внимательно изучить договор до его подписания, при этом учесть следующие аспекты: нельзя пропускать ни одного пункта; читать все, что написано мелким шрифтом; не ставить подпись, если какие-то пункты документа не устраивают или не соответствуют тому, что говорит менеджер; в договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, при отказе от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации); подписывать тот договор, который только что прочли, если менеджер унес документ, а затем вернул, перечитать договор снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий персонала;

– наиболее безопасной является оплата банковской картой; при оплате наличными необходимо истребовать документ, подтверждающий факт внесения денежных средств; в любом случае должен быть выдан кассовый чек (в т.ч. в электронном виде). Проверить чек можно с помощью мобильного приложения ФНС России «Проверка кассового чека»;

– проверить наличие полного комплекта документов на автомобиль (договор, ПТС, гарантийный талон или сервисная книжка), а также обязательных информационных сведений о продавце;

– перед тем как забрать машину, нужно ее осмотреть на наличие дефектов – царапин, вмятин и др. Еще один важный аспект – сверка номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Обязательно проверить, работает ли освещение, дополнительное оборудование. Если выбранное авто находится под открытым небом, то перед осмотром можно попросить помыть машину, это поможет не пропустить дефекты;

– подписывать акт приема-передачи автомобиля только после тщательного осмотра.

Роспотребнадзор обращает внимание, что поводом написать жалобу на автосалон может быть:

– несоответствие фактической цены в договоре и заявленной в рекламе или на сайте;

– несоответствие комплектации автомобиля;

– отказ вернуть покупателю внесенный аванс;

– навязывание дополнительных товаров, работ, услуг;

– продажа подержанного авто, прошедшего предпродажную подготовку, под видом нового и др.

Пожаловаться на противозаконные действия автосалона можно:

– производителю или в уполномоченную им организацию

В случае если потребитель понес незапланированные расходы, был лишен возможности отказа от оплаты ненужных опций (в т.ч. дополнительных товаров, работ, услуг), ведомство рекомендует обращаться к виновному лицу (в данном случае — к продавцу товара) с соответствующей претензией;

– в Роспотребнадзор

К обращению необходимо приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом;

– в суд

Можно также обратиться в суд с исковым заявлением, чтобы взыскать с продавца компенсацию морального вреда или возместить ущерб;

– в ОВД

Если речь о мошенничестве, следует немедленно обращаться в полицию с соответствующим заявлением. Требования к порядку подачи заявления и его форме изложены в ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Роспотребнадзор обращает особое внимание, что навязывание дополнительных товаров и услуг ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещено. Компания, виновная в нарушении прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб – предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту пострадавших потребителей.

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.