Мы находимся: г. Тула, ул. Демонстрации, д.22
Режим работы: Пн-Чт 9-18 / Пт 9-17 / Сб-Вс Вых.
Обратный звонок
ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

  • Контактное лицо:*
  • Телефон:*
Главная > В помощь бухгалтеру > Компьютер консультирует бухгалтера

Вопрос: О применении ставки 0% по налогу на прибыль при получении дивидендов организацией, реорганизованной путем преобразования.

16.03.2018

Вопрос: О применении ставки 0% по налогу на прибыль при получении дивидендов организацией, реорганизованной путем преобразования.

 

Вопросы-ответы (Финансист)

 

Вопрос: О применении ставки 0% по налогу на прибыль при получении дивидендов организацией, реорганизованной путем преобразования.

 

Ответ: Подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Таким образом, учитывая, что при преобразовании возникает новое юридическое лицо (организация), для целей НК РФ такая организация будет являться новым налогоплательщиком, следовательно, срок владения на праве собственности долей в уставном капитале такой организации, указанный в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, будет исчисляться для вновь созданной организации с момента ее государственной регистрации.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 февраля 2018 г. N 03-03-07/10099

 

Вопрос: Об НДС при приобретении железнодорожных билетов для проезда работников к месту служебной командировки и обратно посредством российских и зарубежных перевозчиков.

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса установлено, что местом реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа признается территория Российской Федерации, если такие услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, в случае если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации, либо иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае если пункты отправления и назначения находятся на территории Российской Федерации (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица).

Таким образом, местом реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования, оказываемых иностранными железнодорожными перевозчиками по территории и за пределами Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги в Российской Федерации НДС не облагаются.

Что касается услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования, оказываемых российскими железнодорожными перевозчиками, то на основании подпункта 9.3 пункта 1 статьи 164 Кодекса обложение НДС операций по реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования по территории Российской Федерации в дальнем сообщении производится по ставке этого налога в размере 0 процентов.

Кроме того, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса операции по реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов также облагаются НДС по ставке в размере 0 процентов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2018 г. N 03-07-14/9796

 

Вопрос: Организация приобрела требующее монтажа производственное оборудование, стоимость которого отражена в бухгалтерском учете на счете 07 "Оборудование к установке". Монтаж оборудования займет длительное время. Можно ли принять НДС к вычету при приобретении оборудования, или такое право возникнет только после завершения монтажа и оприходования оборудования на счет 01 "Основные средства"?

 

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данного оборудования к установке.

Учитывая изложенное, вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику при приобретении оборудования, требующего сборки и монтажа, производится после принятия к бухгалтерскому учету данного оборудования на счете 07 "Оборудование к установке" на основании счета-фактуры, выставленного продавцом, и при наличии соответствующих первичных документов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2018 г. N 03-07-11/9875

 

Вопрос: Об НДС при оказании региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом статьей 149 Кодекса определен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, в том числе услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализуемых управляющим организациям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам, Кодексом не предусмотрено.

Таким образом, коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональным оператором физическим и юридическим лицам, в том числе управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 февраля 2018 г. N 03-07-11/9194

 

Вопрос: О применении УСН и ЕНВД, если доля ПИФа или управляющей компании ПИФа в ООО будет составлять более 25%.

 

Ответ: Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) не вправе применять организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Исходя из подпункта 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату ЕНВД не вправе переходить организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

При этом в соответствии со статьей 11 Кодекса российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) установлено, что паевой инвестиционный фонд (далее - ПИФ) - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФы не являются юридическими лицами.

Таким образом, при передаче 25 и более процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью ПИФу такое общество, применяющее УСН или ЕНВД, не утрачивает право на их применение.

Доверительное управление ПИФом осуществляет управляющая компания путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими ПИФ, включая право голоса по голосующим ценным бумагам (пункт 3 статьи 11 Закона N 156-ФЗ).

Управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим ПИФ, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего.

Управляющая компания вправе от своего имени и в качестве доверительного управляющего выступить в качестве участника общества с ограниченной ответственностью.

В случае если доля управляющей компании в обществе с ограниченной ответственностью будет составлять более 25 процентов, то такое общество не сможет применять УСН или ЕНВД.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 февраля 2018 г. N 03-11-06/2/8737

 

Вопрос: О вычете НДС с оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) в размере, превышающем размер предоплаты по договору.

 

Ответ: Согласно пункту 12 статьи 171 и пункту 9 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) у налогоплательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС), перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление.

Таким образом, принятие к вычету суммы НДС покупателем, перечислившим эту сумму в составе оплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере, превышающем размер предоплаты, предусмотренный договором с поставщиком, при соблюдении вышеназванных условий Кодексу не противоречит.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 февраля 2018 г. N 03-07-11/8323

 

Вопрос: Об учете расходов на горюче-смазочные материалы в целях налога на прибыль.

 

Ответ: На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта), а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что для целей налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают условиям статьи 252 Кодекса, т.е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/7855

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль компенсаций, полученных при изъятии недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.

 

Ответ: Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определен в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Указанный перечень доходов является исчерпывающим.

Средства, полученные в качестве возмещения за изымаемое недвижимое имущество, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 НК РФ не поименованы.

Учитывая изложенное, при изъятии недвижимого имущества путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/7847

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль криптовалюты, полученной в результате расчетов (мены).

 

Ответ: В настоящее время правовой статус криптовалюты на территории Российской Федерации не определен. Криптовалюта не является официальной валютой, а следовательно, и платежным средством.

Вместе с тем при получении криптовалюты в результате расчетов (мены) при выполнении работ, от продажи товаров и при оказании услуг для целей налогообложения следует учитывать следующее.

На основании пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающей принципы определения доходов, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии, в частности, с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении приносящей прибыль деятельности, за исключением поименованных в статье 251 НК РФ.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ) (пункт 1 статьи 248 НК РФ).

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

На основании пункта 1 статьи 271 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 НК РФ.

Таким образом, в соответствии со статьей 271 НК РФ доход признается по факту реализации вне зависимости от получения средств (активов) за реализованные товары, работы, услуги.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/8061

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль убытков участников КГН и убытков ответственного участника КГН при определении консолидированной налоговой базы.

 

Ответ: 1. В соответствии с пунктом 1 статьи 278.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по консолидированной группе налогоплательщиков (далее - консолидированная налоговая база, КГН) определяется как сумма всех налоговых баз участников консолидированной группы с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Налоговая база каждого участника КГН определяется в порядке, установленном статьей 274 Кодекса, с учетом положений статьи 283 Кодекса. При этом в налоговую базу каждого участника КГН, включаемую в консолидированную налоговую базу, не включаются доходы участников КГН, подлежащие обложению налогом у источника выплаты доходов.

В соответствии с положениями пункта 19 статьи 274 Кодекса налоговая база по прибыли, полученной участниками КГН, определяется ответственным участником этой группы в порядке, установленном указанной статьей, с учетом особенностей, установленных статьями 278.1 и 288 Кодекса.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 278.1 Кодекса устанавливается порядок учета убытков, полученных участниками консолидированной группы налогоплательщиков в отчетном (налоговом) периоде, при исчислении консолидированной налоговой базы за соответствующий период.

При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 278.1 Кодекса при исчислении консолидированной налоговой базы также применяются особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, установленные Кодексом для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в части отдельного определения налоговой базы, а также в части уменьшения налоговой базы на сумму полученных убытков и переноса убытков на будущее.

Таким образом, положения абзаца третьего пункта 1 статьи 278.1 Кодекса применяются налогоплательщиками, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в отношении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами с учетом пункта 8 указанной статьи.

2. Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 278.1 Кодекса убытки, полученные участниками КГН в отчетном (налоговом) периоде, подлежат суммированию.

При этом убытки, полученные участниками КГН за периоды с 2017 г., в текущем периоде уменьшают консолидированную налоговую базу, но не более чем на 50 процентов ее величины, а остаток убытков - распределяется между участниками КГН и по общим правилам может учитываться в налоговой базе каждого из них в следующих периодах.

Порядок учета убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода устанавливается в учетной политике для целей налогообложения КГН.

3. Пунктом 3 статьи 25.1 Кодекса предусмотрено, что ответственным участником КГН признается участник КГН, на которого в соответствии с договором о создании КГН возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по КГН и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.

Соответственно, организации, являющиеся ответственными участниками КГН, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой КГН (абзац четвертый пункта 1 статьи 246 Кодекса).

Статья 283 Кодекса предусматривает право налогоплательщика, понесшего убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 налоговая база за текущий отчетный (налоговый) период (за исключением предусмотренных Кодексом случаев) не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.

Указанное ограничение применяется при уменьшении на убытки прошлых налоговых периодов консолидированной налоговой базы, сформированной за отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020.

При этом учет убытков ответственного участника КГН при формировании консолидированной налоговой базы по КГН осуществляется по общим правилам.

В свою очередь, по вопросам администрирования КГН в случае замены ответственного участника КГН следует руководствоваться положениями письма Министерства финансов Российской Федерации от 30.04.2015 N 03-03-10/25250, направленного в адрес Федеральной налоговой службы. Ознакомиться с указанным письмом можно на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-12-11/3/7912

 

Вопрос: Перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и внереализационных расходов является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически оправданные расходы. Учитываются ли в целях налога на прибыль расходы по списанию и дальнейшей утилизации товара, признанного по результатам инвентаризации неликвидным ввиду морального устаревания, отсутствия спроса на него, а также истекшего срока годности?

 

Ответ: Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/7862

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль суммы кредиторской задолженности, списываемой в связи с ликвидацией организации - поставщика товаров.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Следовательно, при ликвидации организации - поставщика товаров, перед которой имеется кредиторская задолженность по поставленным ранее товарам, сумма кредиторской задолженности на основании пункта 18 статьи 250 НК РФ должна быть включена налогоплательщиком в состав внереализационных доходов.

При этом по общему правилу согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Следовательно, сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика на дату исключения из Единого государственного реестра юридических лиц организации - поставщика товаров, перед которой имеется задолженность.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/7837

 

Вопрос: Об уплате страховых взносов и представлении расчетов по ним организацией, имеющей обособленные подразделения и централизованно начисляющей выплаты работникам.

 

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Исходя из положений подпункта 11 статьи 431 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Вместе с тем в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Вопрос о необходимости наделения обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников, о чем вносится соответствующая запись в положение об обособленном подразделении, относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности, и решения по ним принимаются организацией самостоятельно.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 февраля 2018 г. N 03-15-06/6672

 

Вопрос: Об учете страховыми организациями сумм отчислений в страховые резервы в целях налога на прибыль.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам страховых организаций, кроме расходов, предусмотренных статьями 254 - 269 Кодекса, относятся также расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности.

К расходам страховых организаций относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации.

В письме Банка России от 04.10.2017 N 015-53/8027 разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора. На основании указанного пункта правила формирования страховых резервов были утверждены Банком России следующими нормативными документами:

- Положением от 16.11.2016 N 557-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни";

- Положением от 16.11.2016 N 558-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни".

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются суммы отчислений в страховые резервы, сформированные в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Для целей налогообложения прибыли организаций Кодексом определен порядок признания доходов и расходов по начислению (статьи 271 и 272 Кодекса), в том числе и для страховых организаций.

Особенности учета страховыми организациями доходов и расходов установлены статьями 293 и 294 Кодекса соответственно.

Таким образом, для целей налогового учета в страховых организациях применяется порядок учета доходов и расходов с учетом особенностей, установленных статьями 271, 272, 293 и 294 Кодекса.

При этом статьей 252 НК РФ определено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

В целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Таким образом, если под соответствующие расходы налогоплательщиком создавался резерв, повторному включению в состав расходов рассматриваемые затраты не подлежат.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/6583

 

Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах при оплате питания работников на основании локального акта.

 

Ответ: 1. Налог на доходы физических лиц

При определении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания.

При получении налогоплательщиком от организаций дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

Таким образом, с учетом указанных положений статьи 211 Кодекса стоимость питания, оплаченного организацией за физических лиц, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме в виде оплаты за них питания организацией указанная организация признается на основании статьи 226 Кодекса налоговым агентом в отношении таких доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

2. Страховые взносы

Пунктом 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с оплатой питания или соответствующего денежного возмещения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2018 г. N 03-15-06/6579

 

Вопрос: Об НДФЛ в отношении выплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц всех видов установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

При этом Трудовой кодекс не рассматривает оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Соответственно, к указанным доходам пункт 3 статьи 217 Кодекса не применяется и они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 февраля 2018 г. N 03-04-05/6142

 

Вопрос: Об НДФЛ в отношении расходов на проезд и проживание физлиц - исполнителей по гражданско-правовому договору.

 

Ответ: Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте выполнения работ (оказания услуг) признается доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме.

С учетом пункта 1 статьи 211 Кодекса суммы такой оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.

В случае если расходы на проезд и проживание в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера были понесены самим налогоплательщиком, то такой налогоплательщик, в соответствии с пунктом 2 статьи 221 Кодекса, имеет право на получение профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 февраля 2018 г. N 03-04-06/6138

 

Вопрос: О признании задолженности по субординированным кредитам, списанной при осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, безнадежным долгом в целях налога на прибыль.

 

Ответ: Правовой статус субординированного кредита определен в статье 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Условия прекращения обязательств по субординированному кредиту (облигационному займу) при осуществлении Банком России мер по предупреждению банкротства установлены статьей 189.49 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Для целей налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) на основании пункта 2 статьи 266 НК РФ признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Учитывая указанное, суммы списанной задолженности по субординированным кредитам могут быть признаны безнадежными долгами для целей налогообложения прибыли в случае их соответствия требованиям пункта 2 статьи 266 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 февраля 2018 г. N 03-03-06/2/5805

 

Вопрос: Согласно п. 14 ст. 214.1 НК РФ налоговой базой по операциям с ценными бумагами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с п. п. 6 - 13.2 ст. 214.1 НК РФ.

Расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг (п. 10 ст. 214.1 НК РФ).

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налоговым агентом (п. 1 ст. 226.1 НК РФ).

При осуществлении в интересах налогоплательщика на основании договора на брокерское обслуживание с налогоплательщиком операций с ценными бумагами налоговым агентом признается брокер.

Согласно п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Статьей 34 Семейного кодекса РФ установлено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие).

Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов ценные бумаги, паи, любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Брокер определяет налоговую базу по НДФЛ по всем видам доходов от операций, осуществленных в интересах налогоплательщика на основании указанного договора, за вычетом соответствующих расходов. В том числе налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика (п. 4 ст. 226.1 НК РФ).

В качестве документального подтверждения расходов физлицом должны быть представлены налоговому агенту оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых физическое лицо произвело расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты расходов.

Верно ли, что, учитывая положения ст. 256 ГК РФ и ст. 34 СК РФ, в случае оплаты расходов по операциям с ценными бумагами супругой налогоплательщика налогоплательщик-супруг вправе претендовать на уменьшение полученных доходов на произведенные супругой расходы для целей НДФЛ при условии представления платежных и других документов, оформленных на имя супруги, подтверждающих несение указанных расходов в период брака за счет общей собственности супругов?

 

Ответ: В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 данной статьи.

Статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности и другое. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

В пункте 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации также устанавливается, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Из этого следует, что, если оплата расходов по приобретению ценных бумаг была произведена за счет общего имущества супругов, оба супруга могут считаться участвующими в расходах по их приобретению.

Таким образом, при наличии у налогового агента оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих фактически осуществленные супругом налогоплательщика расходы, произведенные в период брака за счет общего имущества супругов, связанные с приобретением на имя налогоплательщика ценных бумаг, их реализацией, хранением и погашением, указанные расходы могут быть учтены при определении финансового результата по операциям налогоплательщика с ценными бумагами.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 февраля 2018 г. N 03-04-06/5692

 

Вопрос: О форме направления налоговым агентом сообщения о невозможности удержать НДФЛ, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

 

Ответ: Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

При этом в пункте 5 данной статьи не предусмотрена конкретная форма представления указанного письменного сообщения налогоплательщику и налоговому органу.

Приказ ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" предусматривает, что сообщение о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога представляется в налоговый орган в электронной форме.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" отменена обязанность физических лиц по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в случаях, когда налог не был удержан налоговым агентом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном в том числе пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Налоговый агент вправе согласовать с налогоплательщиком конкретную форму направления ему письменного сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 января 2018 г. N 03-04-06/5527

 

Вопрос: Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Из формулировки п. 1.3 ст. 284 НК РФ следует, что данная норма закрепляет применение ставки 0 процентов по налогу на прибыль к реализации произведенной (произведенной и переработанной) собственной сельскохозяйственной продукции, а также к деятельности, связанной с реализацией произведенной продукции.

НК РФ не устанавливает ограничений по соотношению собственного и стороннего сырья в реализуемой продукции для применения сельскохозяйственными товаропроизводителями ставки 0 процентов по налогу на прибыль к доходам от реализации такой продукции.

В силу технологических особенностей процесс переработки сельскохозяйственным товаропроизводителем собственной продукции может происходить одновременно с переработкой сторонней продукции. В результате такой переработки получается единый продукт, в котором нельзя разделить составляющие из собственного и стороннего сырья. Таким образом, производство и переработка сельскохозяйственным товаропроизводителем собственной сельскохозяйственной продукции могут быть неразрывно связаны с переработкой стороннего сырья, и в силу п. 1.3 ст. 284 НК РФ к доходам, полученным от этой деятельности, применяется ставка налога на прибыль в размере 0 процентов.

Подлежит ли применению ставка 0 процентов по налогу на прибыль организаций, установленная п. 1.3 ст. 284 НК РФ, к доходам от реализации продукции, полученной при одновременной переработке собственного и стороннего сельскохозяйственного сырья?

Как следует из п. 2 ст. 346.2 НК РФ, организация может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем, если данная организация осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и доля дохода от реализации произведенной продукции и от реализации продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов в общем доходе от реализации. Порядок расчета доли произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации в целях признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем закреплен ст. 346.2 НК РФ.

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Ставка 0 процентов по налогу на прибыль, согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ, применяется к продукции первичной и последующей (промышленной) переработки. Переработка собственной сельскохозяйственной продукции, особенно в процессе последующей (промышленной) переработки, в силу технологических и рецептурных особенностей может требовать использования стороннего сырья для получения конечного продукта, реализуемого сельскохозяйственным товаропроизводителем.

НК РФ не устанавливает ограничений по соотношению собственного и стороннего сырья в реализуемой продукции для применения сельскохозяйственными товаропроизводителями ставки 0 процентов по налогу на прибыль.

Таким образом, если организация соответствует признакам сельскохозяйственного товаропроизводителя согласно ст. 346.2 НК РФ, то такая организация вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль к доходам от реализации произведенной и переработанной данным налогоплательщиком собственной сельскохозяйственной продукции независимо от объема стороннего сырья, использованного в процессе переработки собственной сельскохозяйственной продукции.

Вправе ли сельскохозяйственный товаропроизводитель применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций к доходам от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, если при ее промышленной переработке для получения конечного продукта использовалось стороннее сырье, независимо от его объема?

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

При этом пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, только организации, имеющие статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов по налогу на прибыль организаций только к прибыли от деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции.

Одновременно сообщается, что Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, и Перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 января 2018 г. N 03-03-06/1/5031

 

Вопрос: О принятии к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров в РФ, частями в разных налоговых периодах в течение трех лет.

 

Ответ: Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса указанные налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации.

В то же время необходимо учитывать, что пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке.

Учитывая изложенное, принятие к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия товаров на учет, за исключением основных средств, оборудования к установке, нормам Кодекса не противоречит.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 января 2018 г. N 03-07-08/4269

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение имущества, переданного в лизинг и учитываемого у лизингополучателя, а также доходов в виде субсидий на возмещение затрат (недополученных доходов).

 

Ответ: Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами лизингодателя, учитываемыми в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ, признаются расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг (подпункт 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Согласно пункту 8.1 статьи 272 НК РФ при применении метода начисления указанные расходы признаются в качестве расхода в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные (лизинговые) платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме арендных (лизинговых) платежей.

Одновременно сообщается, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 НК РФ не поименованы, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 января 2018 г. N 03-03-06/1/4010

 

Вопрос: О применении ККТ плательщиками налога при ПСН и ЕНВД.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

При этом согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ до 01.07.2018 при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).

Федеральным законом от 27.11.2017 N 337-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, в частности, право для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, в том числе осуществляющих розничную торговлю и не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, не применять ККТ до 01.07.2019.

Федеральным законом N 54-ФЗ определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения ККТ.

В соответствии с новым порядком применения ККТ передача данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будет направляться в режиме реального времени (online), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств.

Принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России.

В настоящее время в продаже представлена ККТ стоимостью менее 18 тысяч рублей, включая фискальный накопитель, которая доступна для заказа на сайтах производителей ККТ в сети Интернет с фиксированным сроком доставки.

Информация о ценах на ККТ, производителях, а также иная справочная информация и материалы о новом порядке применения ККТ, в том числе буклет новых моделей и моделей, подлежащих модернизации, размещены на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники".

Также отмечается, что Федеральным законом от 27.11.2017 N 349-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, в частности, введение для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налоговых вычетов на сумму расходов по приобретению ККТ в размере не более 18 тысяч рублей на каждый экземпляр ККТ при условии ее регистрации в налоговых органах с 01.02.2017.

В указанные расходы по приобретению ККТ включаются в том числе затраты на модернизацию ККТ для соответствия требованиям Федерального закона N 54-ФЗ.

Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом).

Из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию.

Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, в том числе наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок.

При этом Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту "наименование товара (работ, услуг)" в кассовом чеке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 января 2018 г. N 03-01-15/3441

 

Вопрос: О применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении требующего монтажа оборудования, приобретенного у взаимозависимого лица и принятого на учет в качестве ОС.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми. При этом исключения, установленные абзацами вторым и третьим этого пункта, не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2001 N 94н, к оборудованию, требующему монтажа (счет 07 "Оборудование к установке"), относится в том числе оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав этого оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.

Затраты на монтаж приобретенного оборудования формируют первоначальную стоимость основного средства (инвентарного объекта), остаточная стоимость которого включается при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций в среднегодовую стоимость имущества.

Поэтому в случае если оборудование приобретено у взаимозависимого лица, то в отношении указанного оборудования, учтенного в качестве объектов основных средств, положения пункта 25 статьи 381 Кодекса не применяются вне зависимости от того, каким лицом (взаимозависимым или невзаимозависимым) производился монтаж этого оборудования.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 января 2018 г. N 03-05-05-01/3174

 

Вопрос: Банк на основании договоров, заключенных с иностранными организациями - нерезидентами Российской Федерации, приобретает права на получение и использование различных информационных материалов через информационно-телекоммуникационную сеть (например, в справочно-информационных системах Bloomberg, Standard&Poors, Factiva, тематических коллекциях ресурсов Jstor, Elsevier, электронной версии издания Financial Times и других). Приобретение таких прав влечет возникновение у банка обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому при приобретении у иностранных организаций услуг в электронной форме (через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть Интернет) российские организации обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (пп. 4 п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 174.2, п. п. 1 и 2 ст. 161).

Вместе с тем в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются, в частности, операции по передаче прав на использование базы данных на основании лицензионного договора.

Банком получены разъяснения Минкомсвязи России, согласно которым критериями для отнесения информации к базам данных являются:

1) наличие совокупности материалов;

2) их систематизированный вид;

3) возможность обработки информации с использованием ЭВМ.

С учетом разъяснений Минкомсвязи России и перечисленных норм Кодекса представляется, что стоимость предоставленного на основании лицензионного договора доступа к систематизированным информационным материалам через информационно-телекоммуникационную сеть с функциями поиска и обработки информации НДС не облагается.

Имеет ли право налоговый агент применить освобождение от уплаты НДС, установленное пп. 26 п. 2 ст. 149 Кодекса, при получении описанных услуг от иностранных организаций на основании лицензионных договоров?

 

Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.

На основании абзаца второго пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к оказанию услуг в электронной форме относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Таким образом, услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование программ для ЭВМ и баз данных через сеть Интернет на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 декабря 2017 г. N 03-07-08/87817

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на освоение природных ресурсов в периоде отсутствия доходов.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом глава 25 НК РФ не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были организацией получены доходы или нет.

Следовательно, налогоплательщик учитывает расходы для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ, как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором организация доходы не получает, при условии, что осуществляемая деятельность в целом направлена на получение доходов.

Одновременно сообщается, что порядок исправления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы установлен пунктом 1 статьи 54 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/87897

 

Вопрос: Об НДС при уступке новым кредитором полученного денежного требования по договору оказания услуг, не облагаемых НДС.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования. При этом указанный порядок определения налоговой базы применяется независимо от того, какие операции (подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость либо освобождаемые от налогообложения) лежат в основе договора реализации товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 8 статьи 167 Кодекса при передаче имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 155 Кодекса, момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость определяется как день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства.

Таким образом, новым кредитором, являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость и получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, налоговая база по данному налогу определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного им при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования на день уступки требования или на день прекращения данного обязательства.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 декабря 2017 г. N 03-07-11/87954


Материалы предоставлены ООО «РЦПИ «Эдвайзер» - региональным центром Общероссийской Сети КонсультантПлюс в г.Туле. Телефон в Туле: 52-40-58


 

 


« предыдущая новость 
Назад к списку
 следующая новость »