Мы находимся: г. Тула, ул. Демонстрации, д.22
Режим работы: Пн-Чт 9-18 / Пт 9-17 / Сб-Вс Вых.
Обратный звонок
ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

  • Контактное лицо:*
  • Телефон:*
Главная > В помощь бухгалтеру > Компьютер консультирует бухгалтера

Вопрос: О применении ставки 0% по налогу на прибыль в отношении дивидендов, если изменился размер уставного капитала АО.

19.01.2018

Вопрос: О применении ставки 0% по налогу на прибыль в отношении дивидендов, если изменился размер уставного капитала АО.

19 января 2018 г.

 

 

Вопросы-ответы (Финансист)

 

Вопрос: О применении ставки 0% по налогу на прибыль в отношении дивидендов, если изменился размер уставного капитала АО.

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяется налоговая ставка в размере 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Согласно статье 14 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции, в том числе касающиеся увеличения размера уставного капитала, приобретают силу с момента их государственной регистрации. При несоблюдении указанного требования увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся.

Регистрация изменений и дополнений в устав общества в соответствии с пунктом 1 статьи 14, а также статьей 13 Закона производится в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

Таким образом, при изменении размера уставного капитала российского общества (в том числе в связи с размещением дополнительных акций) налоговые последствия будут возникать с даты государственной регистрации в налоговых органах изменений и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 декабря 2017 г. N 03-08-05/84980

 

Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, применяющей УСН и осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом.

 

Ответ: Исходя из положений подпункта 5 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ от 27.11.2017 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") для плательщиков страховых взносов - организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей) и доле доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).

Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.

Таким образом, вышеназванные плательщики применяют пониженный тариф страховых взносов при выполнении ими одновременно условий, установленных подпунктом 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 2 и пунктом 6 статьи 427 Кодекса.

Такими условиями являются:

1) соблюдение критерия о применении УСН;

2) доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;

3) доходы плательщика за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

Следовательно, плательщик страховых взносов, применяющий УСН, основным видом деятельности которого является деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при соблюдении трех установленных подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса условий.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 декабря 2017 г. N 03-15-06/84405

 

Вопрос: Как организации учесть в целях налога на прибыль расходы на приобретение производственных аптечек для оказания первой помощи, учитывая, что впоследствии такие расходы возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ?

Правомерно ли принять к вычету НДС, предъявленный при приобретении данных аптечек?

 

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае использования данных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Вместе с тем на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении таких товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Таким образом, в случае оплаты приобретаемых производственных аптечек за счет страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами этих аптечек, вычету не подлежат.

Что касается налога на прибыль организаций, то в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" введены требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.

Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение аптечек в рамках реализации мер по технике безопасности могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 Кодекса с учетом положений статьи 252 Кодекса.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Суммы, компенсированные Фондом социального страхования Российской Федерации в счет ранее осуществленных расходов, в статье 251 Кодекса не поименованы, в связи с этим подлежат учету для целей налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании статьи 250 Кодекса.

При этом на основании пункта 1 статьи 271 Кодекса такие доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 декабря 2017 г. N 03-07-11/84162

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на содержание законсервированных объектов при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ.

 

Ответ: Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ), установлены статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с указанной статьей НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При определении налоговой базы учитываются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии со статьей 248 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций доходами признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, поименованные в статье 250 НК РФ.

Соответственно, расходами в целях налогообложения прибыли признаются расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Исходя из этого при формировании налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств подразделения, учитываются все доходы, полученные от указанной деятельности, включая внереализационные доходы, и все расходы, связанные с указанной деятельностью, включая внереализационные расходы.

При этом в состав внереализационных расходов на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 265 НК РФ включаются, в частности, расходы, связанные с консервацией объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных объектов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/82258

 

Вопрос: Возникает ли у физлица при покупке доли в уставном капитале организации доход в виде материальной выгоды, облагаемый НДФЛ, если цена приобретения доли ниже ее номинальной стоимости?

Изменятся ли рассматриваемые налоговые последствия, если физлицо и организация будут являться взаимозависимыми лицами?

 

Ответ: В соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок.

Определение материальной выгоды при приобретении налогоплательщиком имущественных прав статьей 212 Кодекса не предусмотрено.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 декабря 2017 г. N 03-04-06/82339

 

Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль доходов, полученных при уменьшении уставного капитала ООО.

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Так, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при уменьшении уставного капитала в соответствии с законодательством Российской Федерации, при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Основания, при которых общество вправе уменьшить уставный капитал, предусмотрены Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Таким образом, в случае если уменьшение уставного капитала осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации, то доходы, полученные в результате такого уменьшения, учитываются в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/82229

 

Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль расходов на страхование от возможного неисполнения обязательств сторонней организацией и на оценку кредитоспособности дебитора; об НДС при получении страхового возмещения.

 

Ответ: Статьей 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование.

Так, согласно положениям статьи 263 Кодекса расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по добровольным видам страхования, перечисленным в пункте 1 статьи 263 Кодекса.

Взносы налогоплательщика по иным видам добровольного имущественного страхования, не перечисленным в пункте 1 статьи 263 Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли при условии, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (подпункт 10 пункта 1 статьи 263 Кодекса).

Учитывая, что страхование от возможного неисполнения обязательства сторонней организацией по оплате поставленного товара, а также от банкротства такой сторонней организации не является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности, подобные расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Что касается расходов на оценку кредитоспособности дебитора, обращается внимание, что согласно положениям статьи 252 Кодекса расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По вопросу применения налога на добавленную стоимость организаций сообщается следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные налогоплательщиком за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Поскольку суммы страхового возмещения, получаемые организацией от страховой организации при наступлении страхового случая, не являются суммами, связанными с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), то такие суммы в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81905

 

Вопрос: Об определении и учете прямых и косвенных расходов в целях налога на прибыль и изменении метода учета затрат.

 

Ответ: Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию установлен статьей 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно названной статье расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), установленный пунктом 1 статьи 318 НК РФ, является открытым и определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ, в частности пунктом 1 статьи 272 НК РФ.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, в соответствии со статьей 319 НК РФ (пункт 2 статьи 318 НК РФ).

Из положений статей 252, 318 и 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. То есть механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

В соответствии со статьей 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Согласно статье 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При этом изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (статья 313 НК РФ).

Учитывая указанное, изменение применяемого метода учета затрат путем внесения изменений в учетную политику возможно с начала нового налогового периода.

Налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.

Вместе с тем в случае обнаружения ошибочного отнесения затрат к группе расходов (прямые или косвенные) налогоплательщик на основании пункта 1 статьи 54 НК РФ может произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения), и подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81943

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных доходов налогоплательщика учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

При этом доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления) (пункт 1 статьи 271 НК РФ).

Датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подпункт 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

При этом суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций, которые определяются согласно решению суда на момент фактического исполнения обязательства, признаются в составе внереализационных доходов кредитора в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81481

 

Вопрос: Об утрате права на применение УСН и ответственности за непредставление сообщения о переходе на иной режим налогообложения и налоговой декларации по УСН.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн рублей. В целях указанного подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса.

В связи с этим налогоплательщик, у которого остаточная стоимость основных средств в отчетном (налоговом) периоде превысила 150 млн рублей, утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено такое превышение.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения (пункт 4 статьи 346.13 Кодекса).

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 указанной статьи Кодекса, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

За непредставление в налоговый орган сообщения, предусмотренного пунктом 5 статьи 346.13 Кодекса, налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном статьей 126 Кодекса.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 346.23 Кодекса налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 Кодекса он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

При непредставлении указанной налоговой декларации налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном статьей 119 Кодекса.

Если переход на иной режим налогообложения, предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса, налогоплательщиком не был осуществлен или осуществлен несвоевременно, то за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по истечении того квартала, в котором эти налогоплательщики обязаны были перейти на иной режим налогообложения, ими уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 декабря 2017 г. N 03-11-11/81211

 

Вопрос: Об учете в целях налога при УСН расходов в виде оплаты комиссии банка за перечисление денежных средств на оплату труда на счета работников.

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", вправе уменьшить полученные доходы, в частности, на расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

При этом пунктом 2 статьи 346.16 Кодекса предусмотрено, что расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21, 34 пункта 1 указанной статьи Кодекса, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 Кодекса.

Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам налогоплательщика, учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся расходы на оплату услуг банков.

Таким образом, расходы на оплату комиссии банку за перечисление с расчетного счета организации денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы, на открытые банковские счета работников относятся к расходам на оплату банковских операций и, соответственно, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2017 г. N 03-11-11/80622

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов участника на внесение дополнительных вкладов для увеличения уставного капитала ООО.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества, и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества, и (или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество.

Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ установлено, что при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ.

При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей главы 25 НК РФ признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку (далее - имущественные права)), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении (абзац четвертый пункта 1 статьи 277 НК РФ).

Таким образом, при реализации долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, ранее приобретенных как по договорам купли-продажи, так и посредством внесения дополнительных вкладов в уставный капитал, налогоплательщик вправе уменьшить соответствующие доходы на цену их приобретения, а также на расходы, связанные с их приобретением и реализацией, с учетом положений, предусмотренных абзацем четвертым пункта 1 статьи 277 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/80864

 

Вопрос: Об НДФЛ при продаже долей участия в уставном капитале российских организаций.

 

Ответ: Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) была дополнена пунктом 17.2, согласно которому освобождаются от налогообложения доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 Кодекса, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

Согласно пункту 7 статьи 5 указанного Федерального закона положения пункта 17.2 статьи 217 Кодекса применяются в отношении долей в уставном капитале, приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года.

Таким образом, освобождение от налогообложения доходов от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций производится в случае, если указанные доли были приобретены начиная с 1 января 2011 года и на дату реализации непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

В случае если одно из перечисленных условий не соблюдается, положения пункта 17.2 статьи 217 Кодекса не применяются и доходы от реализации долей подлежат налогообложению в установленном порядке.

Ограничений по применению положений пункта 17.2 статьи 217 Кодекса, связанных со способом приобретения указанных долей участия, Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ не содержит.

При приобретении дополнительных долей в уставном капитале общества положения пункта 17.2 статьи 217 Кодекса применяются в отношении соответствующей части доходов от реализации (погашения) долей, приходящейся на доли, срок нахождения в собственности налогоплательщика которых превышает 5 лет.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 декабря 2017 г. N 03-04-06/80507

 

Вопрос: В целях реализации мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, организация приобретает для своих работников спортивный инвентарь. Учитываются ли в целях налога на прибыль расходы на приобретение спортивного инвентаря?

 

Ответ: Пунктом 32 приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (в редакции от 16.06.2014) "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" определена реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах. В том числе к таким мероприятиям отнесено приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Из указанных норм Кодекса следует, что для целей налогообложения прибыли организаций учитываются расходы, непосредственно связанные с производственной деятельностью работников организации.

При этом пунктом 29 статьи 270 Кодекса предусмотрено, что расходы на оплату занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В случае если приобретение спортивного инвентаря не связано с производственной деятельностью работников организации, соответствующие расходы, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 ноября 2017 г. N 03-03-06/1/78341

 

Вопрос: О налоге на прибыль и НДС в отношении работ с длительным производственным циклом.

 

Ответ: Пунктом 2 статьи 271 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Порядок налогового учета доходов от реализации установлен статьей 316 Кодекса, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства.

Таким образом, при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, доход от реализации распределяется налогоплательщиком до даты реализации между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ признается наиболее ранняя из дат: день выполнения работ либо день их оплаты (частичной оплаты). При этом на основании пункта 14 статьи 167 НК РФ, в случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты (частичной оплаты) предстоящего выполнения работ, на день выполнения работ в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) также возникает момент определения налоговой базы.

В соответствии с пунктом 13 статьи 167 Кодекса в случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик - изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 ноября 2017 г. N 03-07-11/78178

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде сумм материальной помощи работникам.

 

Ответ: Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются любые затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса), если они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Следовательно, в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, соответствующие требованиям статьи 252 Кодекса, произведенных в пользу работника, в случае если они предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором, за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса.

При этом согласно пункту 23 статьи 270 Кодекса расходы организации в виде сумм материальной помощи работникам не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 ноября 2017 г. N 03-03-06/3/77950

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на арендные платежи.

 

Ответ: Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с главой 25 Кодекса.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и их соответствия требованиям статьи 252 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки).

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Если целью заключения договора аренды являются действия налогоплательщика (арендатора), связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, то при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса могут рассматриваться в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии их соответствия требованиям статьи 252 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 ноября 2017 г. N 03-03-06/1/77850

 

Вопрос: Об учете расходов на НИОКР с 01.01.2018 в целях налога на прибыль.

 

Ответ: Особенности учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) для целей налога на прибыль организаций установлены статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно действующей редакции НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (пункт 7 статьи 262 НК РФ).

При этом для целей указанного пункта статьи 262 к фактическим затратам налогоплательщика на НИОКР относятся затраты, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 262 НК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 262 НК РФ, если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 3 статьи 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в соответствии с главой 25 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.

Согласно пункту 7 статьи 262 НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2017 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), или в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, указанных в пункте 9 статьи 262 НК РФ, в порядке, предусмотренном НК РФ, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Таким образом, положениями статьи 262 НК РФ, вступающими в силу с 01.01.2018, налогоплательщикам, осуществляющим расходы на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, также предоставлено право включить расходы в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5:

- либо в состав прочих расходов с учетом положений пункта 9 статьи 262 НК РФ;

- либо в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, указанных в пункте 9 статьи 262 НК РФ, в порядке, предусмотренном НК РФ.

При этом избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 ноября 2017 г. N 03-03-06/1/77722

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на проведение обязательной вакцинации работников.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложены обязанности, в частности:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие расходы на проведение обязательной вакцинации своих сотрудников, обусловленные необходимостью исполнения обязательств по выполнению требований вышеупомянутого федерального закона, вправе учесть указанные расходы для целей налогообложения прибыли организаций как другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ при условии их соответствия критериям статьи 252 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 ноября 2017 г. N 03-03-06/1/77634

 

Вопрос: О налоге на прибыль при оплате найма жилья для работников; о страховых взносах с возмещения расходов работников на наем жилья при переезде на работу в другую местность.

 

Ответ: Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не содержит определения натуральной формы оплаты труда (статья 11 НК РФ).

При налогообложении расходов, связанных с выплатой заработной платы в натуральной форме оплаты труда, следует руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Таким образом, если расходы на наем жилья для размещения работников являются формой оплаты труда и условием в трудовом договоре, такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов как заработная плата, выраженная в натуральной форме.

В случае если расходы организации на оплату найма жилья для работников не являются формой системы оплаты труда и носят социальный характер, такие расходы не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций независимо от того, предусмотрены эти расходы трудовыми договорами или нет (пункт 29 статьи 270 НК РФ).

По вопросу о начислении страховых взносов на суммы возмещения расходов работников по найму жилого помещения в связи с переездом на работу в другую местность сообщается.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

Статьей 169 ТК РФ определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства.

Таким образом, в связи с тем что статьей 169 ТК РФ не предусмотрены компенсационные выплаты в виде сумм возмещения затрат иногороднего сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилого помещения, указанные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 ноября 2017 г. N 03-03-06/1/77516

 

Вопрос: О расчете коэффициента капитализации в целях налога на прибыль.

 

Ответ: Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) коэффициент капитализации в целях названной статьи определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 НК РФ, в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на 12,5).

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 269 НК РФ собственный капитал представляет собой разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика на последнее число отчетного (налогового) периода.

Величина собственного капитала определяется по данным бухгалтерской отчетности в порядке, регулируемом законодательством о бухгалтерском учете.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 ноября 2017 г. N 03-03-06/2/76777

 

Вопрос: Об указании адресов продавца и покупателя в счете-фактуре.

 

Ответ: Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах должны быть указаны в том числе адреса налогоплательщика и покупателя.

Подпунктами«г» и«к» пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 г. N 981, действующей с 1 октября 2017 года, установлено, что в строках 2а и 6а "Адрес" счета-фактуры указывается адрес юридического лица, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица или адрес места жительства индивидуального предпринимателя, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

Таким образом, в случае если в составе адресов продавца и покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, отсутствует наименование страны, то указание в вышеназванных строках счета-фактуры в составе адресов продавца и покупателя наименований страны "Российская Федерация", "Россия" и "РФ" не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка. Кроме того, указание адресов продавца и покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с сокращениями слов "город", "улица" и т.д., а также их написание частично заглавными буквами, а частично строчными буквами также не являются основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 ноября 2017 г. N 03-07-14/76455

 

Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 внесены изменения в Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила):

- согласно пп.«г» п. 1 Правил в строке 2а указывается адрес (для юрлиц), указанный в ЕГРЮЛ, в пределах места нахождения юрлица, место жительства (для ИП), указанное в ЕГРИП;

- согласно пп.«к» п. 1 Правил в строке 6а указывается адрес, указанный в ЕГРЮЛ, в пределах места нахождения юрлица, место жительства ИП, указанное в ЕГРИП.

Адрес юрлица указан в ЕГРЮЛ полностью, т.е. область, город, улица, район и т.д.

В ЕГРИП не указывается адрес ИП, так как он является его домашним адресом.

Как заполняются строки 2а и 6а счета-фактуры?

 

Ответ: Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в счетах-фактурах должен быть указан в том числе адрес налогоплательщика и покупателя.

Подпунктами«г» и«к» пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 г. N 981, действующей с 1 октября 2017 года, установлено, что в строках 2а и 6а "Адрес" счета-фактуры указывается адрес юридического лица, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица или адрес места жительства индивидуального предпринимателя, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон) в ЕГРИП содержатся в том числе сведения о месте жительства в Российской Федерации индивидуального предпринимателя (адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

Таким образом, в вышеуказанных строках счета-фактуры, составляемого индивидуальным предпринимателем или в адрес индивидуального предпринимателя, указывается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость. В связи с этим написание в вышеуказанных строках счета-фактуры адресов продавца и покупателя, указанных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, с сокращениями слов, а также частично заглавными буквами и частично строчными буквами не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

Что касается получения сведений об адресе контрагента, являющегося индивидуальным предпринимателем, то пунктом 1 статьи 6 Федерального закона предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым данного пункта.

Сведения о номере, дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при представлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 6 Федерального закона.

Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона и пункту 24 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. N 5н, содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены на основании запроса, представленного непосредственно в налоговый орган, уполномоченный на предоставление сведений из ЕГРИП, физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, для получения содержащихся в ЕГРИП сведений о месте жительства конкретных индивидуальных предпринимателей физическому лицу следует обратиться с запросом непосредственно в любой налоговый орган, уполномоченный на предоставление сведений из ЕГРИП, и представить при этом документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2017 г. N 03-07-14/73658

 

Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 981) с 1 октября 2017 г. вносятся изменения в порядок заполнения адресов продавцов и покупателей в счетах-фактурах.

Согласно Постановлению N 981 в строках 2а и 6а счета-фактуры необходимо отражать адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, в пределах места нахождения юридического лица.

До 1 октября 2017 г. в строках 2а и 6а счета-фактуры необходимо было отражать место нахождения продавца и покупателя - юридического лица в соответствии с учредительными документами.

Вправе ли юридическое лицо указывать в строках 2а и 6а счета-фактуры адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, но с использованием сокращений, например: "г." вместо "город", если в ЕГРЮЛ указано "город"; "пр." вместо "проезд" и т.п.?

Будут ли такие сокращения противоречить Постановлению N 981 в части указания адреса юридического лица согласно данным из ЕГРЮЛ?

Будет ли счет-фактура с подобными сокращениями являться документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету?

 

Ответ: Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах должен быть указан в том числе адрес налогоплательщика.

Подпунктами«г» и«к» пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 г. N 981, действующей с 1 октября 2017 года, в строках 2а и 6а "Адрес" счета-фактуры указываются адрес юридического лица, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица и адрес места жительства индивидуального предпринимателя, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

Таким образом, написание адресов продавца и покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с сокращениями, а также частично заглавными буквами и частично прописными буквами не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 ноября 2017 г. N 03-07-09/73405

 

Вопрос: Об НДС при реализации банком имущества до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или введения в эксплуатацию.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Согласно пункту 5 статьи 170 Кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 170 Кодекса установлено, что банки, применяющие указанный порядок учета налога на добавленную стоимость, суммы налога по приобретенным товарам, в том числе основным средствам, в дальнейшем реализуемым до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, учитывают в стоимости таких товаров, в том числе основных средств.

Таким образом, у банков, применяющих вышеуказанный порядок исчисления налога на добавленную стоимость, налоговая база по налогу исчисляется в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса при реализации имущества до начала его использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию. При этом стоимость реализуемого имущества определяется банком по данным бухгалтерского учета.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 декабря 2017 г. N 03-07-05/84025

 

Вопрос: О признании задолженности физлиц перед банком безнадежной (нереальной ко взысканию) в целях налога на прибыль.

 

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

При этом безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, признание суммы задолженности безнадежной (нереальной ко взысканию) в том числе поставлено в зависимость от подтверждения проведения в отношении данной задолженности мер принудительного взыскания и наличия в отношении ее постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ.

Учитывая указанное, при наличии суммы задолженности физического лица перед банком только сумма задолженности, невозможность взыскания которой подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, может быть признана безнадежной для целей статьи 266 НК РФ. Суммы задолженности, в отношении которых меры по принудительному взысканию не проводились, безнадежным долгом для целей налогообложения не признаются.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/2/81921

 

Вопрос: О применении ККТ брокером при зачислении средств на специальные брокерские счета.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

При этом согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" денежные средства клиентов, переданные ими брокеру для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также денежные средства, полученные брокером по таким сделкам и (или) таким договорам, которые совершены (заключены) брокером на основании договоров с клиентами, должны находиться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом (открываемых) брокером в кредитной организации (специальный брокерский счет). Брокер обязан вести учет денежных средств каждого клиента, находящихся на специальном брокерском счете (счетах), и отчитываться перед клиентом.

Зачисление денежных средств на специальный брокерский счет исключительно для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, не является приемом или выплатой денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги для целей Федерального закона N 54-ФЗ и, следовательно, не требует применения ККТ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при продаже ценных бумаг.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2017 г. N 03-01-15/80809

 

Вопрос: О налоге на прибыль при выплате процентов по контролируемой задолженности российской организации перед иностранной организацией.

 

Ответ: Из вопроса следует, что российская организация имеет непогашенную задолженность перед иностранной организацией, отвечающую признакам контролируемой задолженности. Выплата процентов по долговому обязательству производится ежемесячно.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы иностранной организации, полученные по долговым обязательствам российских организаций, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Учитывая положения пункта 1 статьи 310 НК РФ и абзаца 2 пункта 2 статьи 287 НК РФ, при ежемесячной выплате процентов по долговому обязательству российская организация обязана исчислить и удержать соответствующие суммы налога на прибыль не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации.

В случае если в силу пункта 2 статьи 269 НК РФ задолженность перед иностранной организацией отвечает признакам контролируемой задолженности, а также соответствует требованиям пункта 3 статьи 269 НК РФ, то в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль включается предельный размер процентов, рассчитанный в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 269 НК РФ предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода.

При этом на основании пункта 6 статьи 269 НК РФ положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранному лицу, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 НК РФ.

Организация, выплачивающая указанные дивиденды, в соответствии с пунктом 2 статьи 310 НК РФ является налоговым агентом и удерживает с исчисленной суммы дивидендов налог на прибыль в соответствии с пунктом 6 статьи 275 НК РФ.

Таким образом, российская организация - налоговый агент обязана удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на прибыль с указанных дивидендов. При этом если суммы процентов по долговому обязательству были выплачены ранее расчета положительной разницы между начисленными процентами и предельными процентами, то, учитывая, что такое превышение определяется налогоплательщиком на отчетную дату, обязанность налогового агента по перечислению соответствующих сумм налога возникает на отчетную дату.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 марта 2017 г. N 03-03-06/1/13162


Материалы предоставлены ООО «РЦПИ «Эдвайзер» - региональным центром Общероссийской Сети КонсультантПлюс в г.Туле. Телефон в Туле: 52-40-58


 


« предыдущая новость 
Назад к списку
 следующая новость »