Мы находимся: г. Тула, ул. Демонстрации, д.22
Режим работы: Пн-Чт 9-18 / Пт 9-17 / Сб-Вс Вых.
Обратный звонок
Обратный звонок
  • Контактное лицо:*
  • Телефон:*
Главная > В помощь бухгалтеру > Компьютер консультирует бухгалтера

Вопрос: С 01.01.2017 вступили в силу изменения в ст. 105.14 НК РФ, согласно которым не признаются контролируемыми сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками (пп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Подборка по материалам ИБ "Вопросы-ответы" справочной правовой системы КонсультантПлюс

21.10.2017

Вопросы и Ответы

 

Вопрос: С 01.01.2017 вступили в силу изменения в ст. 105.14 НК РФ, согласно которым не признаются контролируемыми сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками (пп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Договор поручительства, в соответствии с параграфом 5 "Поручительство" гл. 23 Гражданского кодекса РФ, предусматривает три субъекта правоотношений: кредитора, поручителя и должника. По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (п. 1 ст. 361 ГК РФ). При этом договор поручительства может быть заключен без согласия или уведомления должника, что подтверждается п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42 "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством".

Так как должник по договору поручительства, заключенному без его согласия или уведомления между кредитором и поручителем, не является стороной договора, то, соответственно, будут ли согласно положениям ст. 105.14 НК РФ признаваться контролируемыми сделки договора поручительства между кредитором и поручителем, в которых одновременно выполнены следующие условия:

- договор заключен между кредитором - российским банком и поручителем - российской организацией, не являющейся банком;

- кредитор и поручитель не являются взаимозависимыми организациями;

- договор поручительства заключается без участия должника - российской организации, являющейся взаимозависимой по отношению к поручителю?

 

Ответ: Условия признания сделок контролируемыми определены пунктами 1 - 3 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом одним из основных среди указанных условий является совершение сделок между взаимозависимыми лицами либо сделок, приравненных Кодексом к сделкам между взаимозависимыми лицами.

В то же время отдельные сделки не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки вышеуказанным условиям. Перечень соответствующих сделок определен пунктом 4 статьи 105.14 Кодекса.

В данный перечень, в частности, включены сделки по предоставлению поручительств, которые в соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не признаются контролируемыми (вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 указанной статьи) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.

При этом, учитывая положения пункта 1 статьи 11 Кодекса при определении состава участников (сторон) сделок по предоставлению поручительств в целях применения подпункта 6 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса необходимо руководствоваться положениями главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2017 г. N 03-12-09/65677

 

Вопрос: Налоговые органы в рамках выездной налоговой проверки вправе проводить мероприятие налогового контроля, предусмотренное ст. 94 НК РФ, - выемку документов и предметов.

Согласно п. 2 ст. 94 НК РФ, а также Рекомендациям ФНС России по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (Письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12837), не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Ночным временем является промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом нормативные акты не раскрывают, что именно подразумевается под выемкой в п. 2 ст. 94 НК РФ.

Что именно подразумевается под выемкой предметов и документов в п. 2 ст. 94 НК РФ (не допускаемой в ночное время): только непосредственные действия по изъятию предметов и документов либо вся процедура мероприятия налогового контроля в целом, включая составление и подписание протокола выемки документов и предметов вместе с приложениями к протоколу - описями предметов и документов и возражений налогоплательщика к протоколу выемки предметов и документов, а также подписание протокола?

Если составление протокола выемки предметов и документов окончено в 23 ч 40 мин. по местному времени, при этом непосредственно действия по изъятию у налогоплательщика самих документов и предметов завершены до 22 ч 00 мин., считается ли выемка производимой в ночное время?

 

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол, в котором перечисляются и описываются изъятые документы и предметы.

Время начала и окончания производства выемки, изъятия документов и предметов фиксируется в протоколе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (зарегистрирован Минюстом России 28.05.2015, регистрационный номер 37445).

После составления протокола и до его подписания должностными лицами налогового органа в него вносятся замечания (при наличии) понятых, специалистов, представителей проверяемого налогоплательщика.

Время, которое необходимо для составления протокола выемки документов и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола, не входит во время производства выемки (изъятия) документов и предметов.

Учитывая изложенное, в случае, если выемка (изъятие) документов и предметов произведены до 22 часов по местному времени, окончание в 23 часа 40 минут составления и подписания протокола о производстве такой выемки (изъятия) документов и предметов не свидетельствует об окончании выемки в ночное время.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 октября 2017 г. N 03-02-08/64830

 

Вопрос: О налоге на прибыль при получении по решению суда возмещения ранее потраченных средств целевых поступлений.

 

Ответ: Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Пунктом 1 статьи 248 НК РФ определено, что к доходам в целях указанной главы НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. То есть расходы, произведенные за счет целевых поступлений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Таким образом, полученные налогоплательщиком средства целевых поступлений не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли у организации, а расходы, произведенные за счет этих средств, не уменьшают налоговую базу.

При получении по решению суда возмещения ранее потраченных средств целевых поступлений организация не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 НК РФ, у организации не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций. В данном случае ранее потраченные средства целевых поступлений необходимо скорректировать на указанную сумму возмещения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 сентября 2017 г. N 03-03-06/3/62857

 

Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах с возмещения расходов, связанных со служебными поездками, работникам с разъездным характером работы.

 

Ответ: Согласно статье 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками указанных работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

При этом в соответствии со статьей 166 Трудового кодекса служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

1. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.

Абзацем двенадцатым указанного пункта предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

С учетом норм статей 168.1 и 166 Трудового кодекса положения абзаца двенадцатого пункта 3 статьи 217 Кодекса об освобождении от налогообложения в пределах 700 рублей сумм суточных в отношении компенсаций, выплачиваемых в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса, не применяются.

Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании абзаца одиннадцатого пункта 3 статьи 217 Кодекса в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.

2. Страховые взносы

Пунктом 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Пунктом 2 статьи 422 Кодекса установлено, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 217 Кодекса суммы суточных, выплачиваемые сверх 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и сверх 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

При этом с учетом норм статей 168.1 и 166 Трудового кодекса положения пункта 2 статьи 422 Кодекса об освобождении от обложения страховыми взносами сумм суточных в пределах, установленных пунктом 3 статьи 217 Кодекса, в отношении компенсаций, выплачиваемых в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса, не применяются.

Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежат обложению страховыми взносами на основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 сентября 2017 г. N 03-04-06/62150

 

Вопрос: Гражданин РФ принят на работу в организацию на территории РФ в октябре 2016 г. со статусом нерезидента РФ. По истечении срока, предусмотренного п. 2 ст. 207 НК РФ, работник фактически находился на территории РФ более 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев. Тем самым 15 июня 2017 г. работник приобрел статус резидента РФ, подтверждением чего является копия заграничного паспорта с отметками о пересечении границы РФ. Начиная с момента приема на работу организация, выступающая налоговым агентом, исчисляла и удерживала НДФЛ с доходов работника по ставке 30%. По получении статуса резидента работник обратился в организацию с заявлением о пересчете и возврате налога за 2017 г. по ставке 13%.

Должна ли организация применить ставку НДФЛ 13% по доходам, полученным начиная с 15.06.2017?

Может ли организация применить положения ст. 231 НК РФ по отношению к суммам НДФЛ, удержанным из доходов работника по повышенной ставке 30% в 2016 и 2017 гг., пересчитать их по ставке 13% и вернуть работнику излишне удержанный НДФЛ?

Как организация должна вернуть излишне удержанный НДФЛ: общей суммой единовременно работнику по его представленному заявлению в соответствии со ст. 231 НК РФ в счет предстоящих платежей как по указанному работнику, так и по иным работникам, с доходов которых организация как налоговый агент производит удержание такого налога, либо организация должна излишне удержанный налог относить к зачету в счет уплаты НДФЛ в следующих месяцах текущего налогового периода, или возврат должен быть осуществлен иным способом?

 

Ответ: Пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В случае нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению с применением налоговой ставки 30 процентов.

Доходы от источников в Российской Федерации, получаемые физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации на дату выплаты дохода, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13 процентов.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 231 Кодекса возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 231 Кодекса в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации возврат в связи с перерасчетом суммы налога производится по итогам налогового периода налоговым органом.

Вместе с тем, если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем налоговом периоде), суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.

В таких случаях работодателям - налоговым агентам следует руководствоваться положениями пункта 3 статьи 226 Кодекса, согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30 процентов, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов.

Если суммы налога на доходы физических лиц, удержанные с доходов сотрудника по ставке 30 процентов, по итогам налогового периода были зачтены не полностью и после проведения указанного зачета осталась сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая возврату, возврат налогоплательщику указанной суммы осуществляется налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 231 Кодекса.

При этом следует учитывать, что указанный зачет (возврат) сумм налога производится только в том налоговом периоде, в котором произошло изменение налогового статуса налогоплательщика.

Таким образом, если по итогам налогового периода 2016 года сотрудник организации не приобрел статус налогового резидента (находился в Российской Федерации менее 183 дней), перерасчет сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных в 2016 году по ставке 30 процентов, не производится.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 сентября 2017 г. N 03-04-06/62127

 

Вопрос: Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ были утверждены форма расчета по страховым взносам, Порядок его заполнения, а также Формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме.

Как указано в абз. 5 Письма ФНС России от 17.03.2017 N БС-4-11/4859, разд. 3 расчета заполняется плательщиком на всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения, в том числе и на уволенных в предыдущем отчетном периоде.

Нужно ли плательщику заполнять разд. 3 расчета по страховым взносам на застрахованных лиц, уволенных в предыдущем отчетном периоде, в пользу которых в отчетном периоде никаких выплат и иных вознаграждений не начислялось?

 

Ответ: Форма расчета по страховым взносам и порядок заполнения расчета по страховым взносам утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме".

Исходя из положений пункта 22.1 Порядка заполнения расчета по страховым взносам раздел 3 заполняется плательщиками на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При этом согласно пункту 22.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам в персонифицированных сведениях о застрахованных лицах, в которых отсутствуют данные о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, подраздел 3.2 раздела 3 не заполняется.

В связи с этим если в текущем отчетном периоде не начислялись выплаты и иные вознаграждения работникам, уволенным в предыдущих отчетных периодах, то на таких работников подраздел 3.2 раздела 3 расчета по страховым взносам не заполняется.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 сентября 2017 г. N 03-15-06/61030

 

Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов ИП, применяющим ПСН и производящим выплаты и иные вознаграждения физлицам.

 

Ответ: В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (далее - ПСН), в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса), на период до 2018 года (включительно) установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (на обязательное пенсионное страхование - 20%, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%).

Виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса:

- сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;

- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН и при этом не осуществляющий виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, вправе уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам, установленным подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, при условии, если страховые взносы исчислены с сумм выплат и вознаграждений физических лиц, занятых в льготируемом виде экономической деятельности, указанном в патенте.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 сентября 2017 г. N 03-15-05/61019

 

Вопрос: О предельном размере доходов ИП, применяющего ПСН и УСН.

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения (далее - ПСН) и перешедшим на общий режим налогообложения (на УСН), на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения)) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, превысили 60 млн рублей.

Согласно абзацу 4 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса, в случае если налогоплательщик применяет одновременно ПСН и УСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

Нормами главы 26.5 Кодекса индексация предельного размера доходов от реализации на коэффициент-дефлятор в рамках применения индивидуальными предпринимателями ПСН не предусмотрена.

Исходя из этого индивидуальный предприниматель, применяющий одновременно ПСН и УСН, считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим по видам предпринимательской деятельности, по которым применялась ПСН, на УСН с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если с начала календарного года доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по обоим указанным специальным налоговым режимам превысили 60 млн рублей.

На основании пункта 4 статьи 346.13 Кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, применяющего УСН, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

При этом пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что индексация на коэффициент-дефлятор указанной в пункте 4 статьи 346.13 Кодекса величины предельного размера доходов налогоплательщика приостановлена до 2020 года.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 346.13 Кодекса, в случае если налогоплательщик применяет одновременно УСН и ПСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного указанным пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

В связи с этим для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и ПСН, предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2017 года в целях применения УСН не должен превышать 150 млн рублей.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 сентября 2017 г. N 03-11-11/60066

 

Вопрос: Организация направляет своих работников в командировку на основании приказов и приобретает билеты на поезд или самолет. Позднее в связи с производственной необходимостью командировка может быть отменена или дата выезда в командировку может быть перенесена на другой срок. При возврате билета транспортной организацией удерживается сбор (штраф).

Верно ли, что удержанные транспортной организацией сборы (штрафы) за возврат билетов можно учесть во внереализационных расходах при исчислении налога на прибыль на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как неустойку?

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, налогоплательщики вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в том числе расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации, при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 сентября 2017 г. N 03-03-06/1/57890

 

Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 625 с 01.07.2017 в формы счетов-фактур и корректировочных счетов-фактур введена новая строка "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)".

Согласно ст. 169 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в счете-фактуре на аванс и в корректировочном счете-фактуре должен быть указан, в частности, идентификатор государственного контракта, договора (соглашения). При этом установлено, что данный реквизит указывается при наличии.

Между организацией и поставщиками отсутствуют отношения, которые оформляются в рамках государственных контрактов. В связи с этим поставщики не вносят изменения в формы счетов-фактур, электронных счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур или УПД, которые будут предоставляться организации с 01.07.2017, так как:

- идентификатор государственного контракта указывается при его наличии (пп. 6.2 п. 5 ст. 169 НК РФ);

- поставщики не осуществляют поставки по госконтрактам;

- отсутствие строки "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" в счете-фактуре, корректировочном счете-фактуре не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, то есть в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Правомерно ли применение вычета по НДС, если в счете-фактуре, электронном счете-фактуре, корректировочном счете-фактуре или УПД от поставщиков, выставленных после 01.07.2017, не будет содержаться строки "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)"?

 

Ответ: Согласно пунктам 5, 5.1 и 5.2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, а также в корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указывается в том числе идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии).

Формы счета-фактуры, выставляемого при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, и корректировочного счета-фактуры, выставляемого при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - постановление). При этом право налогоплательщика исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры данным постановлением не предусмотрено.

Таким образом, счет-фактура и корректировочный счет-фактура составляются по утвержденным формам, в которых имеются строки для указания идентификатора государственного контракта, договора (соглашения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 г. N 981 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступающим в силу с 1 октября 2017 года, утверждены новые формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, в которых также имеются строки для указания идентификатора государственного контракта, договора (соглашения).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 сентября 2017 г. N 03-07-09/57881

 

Вопрос: Организация планирует произвести на арендованном объекте недвижимого имущества по местонахождению обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, капитальные вложения в форме неотделимых улучшений в арендованный объект недвижимого имущества. Указанные капитальные вложения будут учитываться на балансе организации.

Правомерны ли уплата налога на имущество организаций и представление декларации по месту нахождения организации?

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Исходя из Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект основных средств (стоимость улучшений арендованного имущества) учитываются арендатором до их выбытия в качестве основных средств.

В этой связи капитальные вложения, произведенные арендатором в виде неотделимых улучшений в арендованные объекты недвижимого имущества, учтенные в качестве основных средств арендатора, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия в рамках договора аренды.

Порядок уплаты налога и авансовых платежей, а также порядок представления налоговой декларации и расчетов по авансовому платежу по налогу на имущество организаций установлены соответственно статьями 383 (с учетом особенностей, установленных статьями 384 и 385 Кодекса) и 386 Кодекса, из которых следует, что уплата налога (авансовых платежей) и представление декларации (расчетов) по месту нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, не предусмотрены.

Если на арендованном объекте недвижимого имущества по местонахождению обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, организацией произведены капитальные вложения в арендованный объект недвижимости, то налог на имущество организаций (авансовые платежи), исчисленный в отношении стоимости произведенных арендатором улучшений, уплачивается и налоговая декларация (расчеты) представляется по месту нахождения организации (месту государственной регистрации).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 сентября 2017 г. N 03-05-05-01/57901

 

Вопрос: ООО является организатором независимой программы лояльности (далее - программа).

Суть программы сводится к тому, что при оплате покупки у продавца - участника программы (далее - партнер) банковской картой, аккредитованной по личному заявлению пользователя карты - физического лица банком-эмитентом в программе, покупателю в виде перевода денежных средств на счет карты возвращается (компенсируется) за счет средств партнера часть стоимости покупки - рекламная скидка.

То есть рекламная скидка предоставляется партнером покупателю не в момент продажи, а с отсрочкой во времени, после поступления средств покупателя в полном объеме на расчетный счет продавца, и эту операцию осуществляет общество, с которым у партнера подписан соответствующий агентский договор, так как общество получает от банка-эмитента транзакционный отчет по покупкам, оплаченным картами, аккредитованными в программе.

Данная услуга общества необходима партнеру, так как она позволяет полностью исключить фактор воровства кассиров, которое возможно при предоставлении скидки по обыкновенной дисконтной карте.

Должно ли общество удерживать НДФЛ с суммы компенсированных рекламных скидок, полученных держателями карт?

 

Ответ: Пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.15 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" статья 217 Кодекса дополнена пунктом 68, предусматривающим освобождение от налогообложения доходов в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет налогоплательщика денежных средств и (или) полной или частичной оплаты за налогоплательщика товаров и (или) услуг российскими и иностранными организациями, полученных в результате участия налогоплательщика в программах указанных российских и иностранных организаций с использованием банковских (платежных) и (или) дисконтных (накопительных) карт, направленных на увеличение активности клиентов в приобретении товаров и услуг указанных организаций и предусматривающих начисление бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) по основаниям, установленным в соответствующей программе, а также выплату в зависимости от количества начисленных бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) дохода в денежной или натуральной форме.

Освобождение доходов от налогообложения, предусмотренное данным пунктом, не применяется в следующих случаях:

при участии налогоплательщика в программах российских и иностранных организаций, указанных в абзаце первом пункта 68 статьи 217 Кодекса, присоединение к которым осуществляется не на условиях публичной оферты;

при присоединении налогоплательщика к программам российских и иностранных организаций, указанным в абзаце первом пункта 68 статьи 217 Кодекса, условиями публичной оферты в которых предусмотрен срок для акцепта менее 30 дней и (или) которыми предусмотрена возможность досрочного отзыва оферты;

при выплате доходов, указанных в абзаце первом пункта 68 статьи 217 Кодекса, в качестве вознаграждения лицам, состоящим с организацией в трудовых отношениях, за выполнение должностных обязанностей, а также в качестве оплаты (вознаграждения) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги) или материальной помощи.

Таким образом, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 68 статьи 217 Кодекса, доходы физических лиц, полученные ими в рамках программы лояльности, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 сентября 2017 г. N 03-04-06/57190

 

Вопрос: О налоге на прибыль при приобретении права требования в иностранной валюте.

 

Ответ: Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) ранее приобретенного права требования установлены положениями статьи 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Пунктом 3 статьи 279 НК РФ установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

На основании положений пункта 8 статьи 271 НК РФ и пункта 10 статьи 272 НК РФ следует, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода (расхода).

Таким образом, приобретенное право требования, стоимость которого выражена в иностранной валюте, принимается к налоговому учету по стоимости, определяемой исходя из цены приобретения и расходов, связанных с его приобретением, пересчитанных в рубли по официальному курсу иностранной валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату приобретения данного права требования. При этом последующая переоценка стоимости такого права требования НК РФ не предусмотрена.

Учитывая изложенное, внереализационные доходы (расходы) в виде курсовой разницы, подлежащие учету в целях налогообложения прибыли, у налогоплательщика не возникают.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 августа 2017 г. N 03-03-06/2/56033

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль организацией-правопреемником убытков присоединенной организации и их документальном подтверждении.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 283 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Пунктом 2 статьи 283 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 НК РФ.

В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.

По вопросу документальной подтвержденности понесенных убытков присоединяемой организации сообщается, что в силу пункта 8 статьи 274 НК РФ под убытком понимается отрицательная разница между доходами и расходами, определяемыми и учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ (финансовый результат).

Согласно пункту 4 статьи 283 НК РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

При этом НК РФ не предусматривает основания прекращения указанной обязанности по хранению документов. Списание убытков возможно только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2017 г. N 03-03-06/2/54617

 

Вопрос: О вычете НДС на основании кассовых чеков по товарам, приобретенным в розничной торговле.

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в Российскую Федерацию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Указанными пунктами статьи 171 Кодекса предусмотрены особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

Таким образом, вычет сумм налога на добавленную стоимость в отношении товаров, приобретенных в розничной торговле, без наличия счетов-фактур Кодексом не предусмотрен.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2017 г. N 03-07-14/54643

 

Вопрос: В октябре 2015 г. по договору поставки в рамках отдельной спецификации организация приобрела оборудование, которое в этом же месяце смонтировано и введено в эксплуатацию в качестве объекта ОС.

В мае 2017 г. по указанной спецификации заключено дополнительное соглашение на уменьшение стоимости ранее поставленного и смонтированного оборудования.

Можно ли для целей налога на прибыль уменьшить стоимость ОС, ранее принятого к учету? Если да, то в каком периоде?

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под основными средствами в целях главы 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 Кодекса).

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Иных случаев изменения первоначальной стоимости основных средств Кодексом не предусмотрено.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2017 г. N 03-03-06/1/54758

 

Вопрос: Организация выписала простой вексель со сроком платежа по предъявлении, но не ранее 15.10.2015. Этот вексель не был предъявлен к платежу. Когда организация должна включить просроченную задолженность по векселю в состав внереализационных доходов по налогу на прибыль - 15.10.2016, 15.10.2019 или в иную дату?

 

Ответ: На основании статьи 815 Гражданского кодекса Российской Федерации вексель является разновидностью долгового обязательства, согласно которому векселедатель (либо иной указанный в векселе плательщик) должен выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 33, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 04.12.2000 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей" держатель векселя со сроком по предъявлении обязан предъявить его к платежу в течение года со дня его составления, если векселедатель не сократил этот срок или не обусловил более продолжительный срок. Эти сроки могут быть сокращены индоссантами (статья 34 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 07.08.1937 N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе" (далее - Положение)).

Срок для предъявления течет со дня составления векселя. Если в векселе сроком по предъявлении установлено, что он не может быть предъявлен к платежу ранее определенной даты, то в этом случае срок для предъявления течет с этой даты.

Исковые требования против векселедателя погашаются по истечении трех лет со дня срока платежа (статья 70 Положения).

В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2017 г. N 03-03-06/1/54766

 

Вопрос: Об определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества в целях налога на прибыль.

 

Ответ: Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены статьей 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Указанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Пунктом 1 статьи 257 Кодекса установлено, что под основными средствами в целях главы 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Таким образом, удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения статьи 288 Кодекса следует рассчитывать по данным налогового учета исходя из остаточной стоимости амортизируемых основных средств, которые соответствуют определению, установленному статьями 256 и 257 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 августа 2017 г. N 03-03-06/1/54410

 

Вопрос: Об учете в целях УСН стоимости излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации, и расходов по оплате товаров.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса установлено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 20 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами признаются доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Таким образом, стоимость излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации, включается в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса), а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса предусмотрено, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.

Учитывая изложенное, доходы, которые будут получены в ходе дальнейшей реализации излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации, организация должна учитывать при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом, поскольку организация выбрала объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, она вправе уменьшать доходы на сумму расходов по оплате товаров.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 августа 2017 г. N 03-11-06/2/54380

 

Вопрос: Об учете убытка, полученного от реализации права требования как финансовой услуги, в целях налога на прибыль.

 

Ответ: Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), указанного в подпунктах 2, 2.1 и 3 пункта 1 статьи 268 Кодекса, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Таким образом, налоговая база при реализации имущественных прав определяется как разница между полученными доходами от такой операции и ценой приобретения данных имущественных прав и суммой расходов, связанных с их приобретением и реализацией. При этом отрицательная разница между указанными величинами признается убытком, который может учитываться налогоплательщиком в целях налогообложения.

В силу нормы подпункта 2.1 пункта 1 статьи 268 Кодекса при реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных статьей 279 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 279 Кодекса установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования или получившим такое право требования в результате ликвидации иностранной организации (прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) при выполнении условий, установленных пунктами 2.2 и 2.3 статьи 277 Кодекса, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 Кодекса.

Таким образом, указанная норма не содержит особенностей, касающихся учета убытка при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, и не препятствует учитывать такой убыток при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Кроме того, не устанавливает подобных ограничений и статья 270 Кодекса, содержащая закрытый перечень расходов, не учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, отрицательная разница между доходами, полученными от реализации права требования, и суммой расходов по приобретению указанного права требования, включающих в себя цену приобретения данного имущественного права и затраты, связанные с его приобретением и реализацией, признается убытком, который учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при условии его экономической обоснованности.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 августа 2017 г. N 03-03-06/2/54416

 

Вопрос: О страховых взносах с вознаграждений, выплачиваемых работникам на основании исключительной лицензии на использование изобретений.

 

Ответ: Из вопроса следует, что работниками организации были созданы изобретения и получены патенты на них. Впоследствии между организацией и авторами изобретения были заключены лицензионные договоры, по которым организация выплачивает авторам вознаграждения за предоставление ей исключительного права использования изобретений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса):

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Согласно пункту 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) изобретения не относятся к произведениям науки, литературы и искусства, а являются отдельно выделенными результатами интеллектуальной деятельности.

В соответствии со статьей 1367 Гражданского кодекса по лицензионному договору одна сторона - патентообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) удостоверенное патентом право использования изобретения в установленных договором пределах.

При этом подпунктом 2 пункта 1 статьи 1236 Гражданского кодекса определено, что лицензионный договор может предусматривать предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые организацией физическим лицам по лицензионным договорам о предоставлении права использования изобретений на основании исключительной лицензии, не признаются объектом обложения страховыми взносами, так как не являются выплатами на основании договоров, указанных в пункте 1 статьи 420 Налогового кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 августа 2017 г. N 03-15-06/54111

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного акционером (участником) при ликвидации дочернего общества, акции (доли) которого приобретены на вторичном рынке.

 

Ответ: Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником), при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

На основании пункта 2 статьи 277 НК РФ при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

Таким образом, при ликвидации дочерней организации, акции (доля) которой ранее были приобретены на вторичном рынке, доход налогоплательщика - соответствующего акционера (участника) ликвидируемой организации определяется как превышение рыночной стоимости имущества на момент его получения акционером (участником) ликвидируемой организации над фактически оплаченной им стоимостью акций (доли).

В отношении отнесения к дивидендам полученного дохода при ликвидации дочернего общества сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 43 НК РФ дивидендами не признаются выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации.

Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) определено, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.

При ликвидации акционерного общества оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в порядке, установленном пунктом 1 статьи 23 Закона N 208-ФЗ.

Поскольку распределение имущества организации при ее ликвидации между акционерами (участниками) производится после удовлетворения требований всех кредиторов, то есть оплаты всех обязательств, включая обязательства по налогам и сборам, такие выплаты фактически направлены на распределение чистой прибыли этой организации и удовлетворяют определению дивидендов, установленному пунктом 1 статьи 43 НК РФ.

Следовательно, если рыночная стоимость имущества, полученного акционером (участником) при распределении имущества ликвидируемого общества, превышает оплаченную им стоимость акций (доли), то такое превышение признается дивидендами для целей налогообложения прибыли организаций.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктом 3 статьи 284 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 августа 2017 г. N 03-03-06/1/53486

 

Вопрос: По договору поставщик в случае уточнения количества поставленного товара и изменения его цены (в зависимости от качества товара) одновременно выставляет два корректировочных счета-фактуры и последовательно корректирует данные показатели (в первом - количество, во втором - цену). При повторном изменении стоимости товара поставщик указывает в строке 1б корректировочного счета-фактуры номер и дату первого корректировочного счета-фактуры. Такой порядок заполнения корректировочных счетов-фактур рекомендован в Письме Минфина России от 26.05.2015 N 03-07-09/30177: при повторном изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, в строке 1б указывать номер и дату первого корректировочного счета-фактуры.

НК РФ не урегулирован порядок заполнения строки 1б корректировочного счета-фактуры в случае нескольких корректировок (например, при второй и более корректировке).

Согласно п. 5.2 ст. 169 НК РФ корректировочные счета-фактуры должны содержать номер и дату составления и порядковый номер и дату составления счета-фактуры (счетов-фактур) (строка 1б), по которому осуществляется изменение стоимости. При этом ошибки при заполнении строки 1б корректировочного счета-фактуры не являются основанием для отказа в вычете сумм НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Какие номер и дату необходимо указать поставщику в строке 1б корректировочного счета-фактуры при повторном изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав: номер и дату первичного счета-фактуры или номер и дату первого (предыдущего) корректировочного счета-фактуры?

При наличии нескольких корректировочных счетов-фактур к одному счету-фактуре можно ли указывать в строке 1б данные первичного счета-фактуры, к которому были выставлены все последующие корректировочные счета-фактуры?

 

Ответ: Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 168 и пункту 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на указанное изменение.

На основании пункта 5.2 статьи 169 Кодекса в корректировочном счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно пунктам 1 и 2 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в строке 1б корректировочного счета-фактуры указываются номер и дата счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура, а при заполнении граф по строке А (до изменения) корректировочного счета-фактуры указываются соответствующие показатели граф счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура.

Поскольку корректировочный счет-фактура составляется на разницу между показателями до и после изменения стоимости, то при повторном изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) продавцом выставляется новый корректировочный счет-фактура, в который переносятся соответствующие данные из предыдущего корректировочного счета-фактуры (в строку А (до изменения) повторного корректировочного счета-фактуры переносятся сведения, отражаемые по строке Б (после изменения) предыдущего корректировочного счета-фактуры).

Учитывая изложенное, при неоднократном изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в строке 1б корректировочного счета-фактуры должны быть указаны номер и дата предыдущего корректировочного счета-фактуры.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2017 г. N 03-07-09/52398


Материалы предоставлены ООО «РЦПИ «Эдвайзер» - региональным центром Общероссийской Сети КонсультантПлюс в г.Туле. Телефон в Туле: 52-40-58


 


« предыдущая новость 
Назад к списку
 следующая новость »