Главная > В помощь бухгалтеру > Компьютер консультирует бухгалтера

Вопрос: Об учете доходов для целей налога на прибыль при разукомплектации ОС.

Компьютер консультирует бухгалтера. Подборка по материалам ИБ "Вопросы-ответы"

04.07.2017

Вопрос: Об учете доходов для целей налога на прибыль при разукомплектации ОС.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 8 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам относятся расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации.

Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 8, 13 и 20 статьи 250 НК РФ.

Таким образом, в случае если в результате разукомплектации объекта основного средства происходит его ликвидация, то стоимость имущества, полученного в результате разукомплектации, для целей налога на прибыль организаций учитывается в составе внереализационных доходов на основании пункта 13 статьи 250 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 мая 2017 г. N 03-03-05/32014

 

Вопрос: О направлении покупателю (клиенту) кассового чека (БСО) в электронной форме.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

В случае, указанном в пункте 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ по требованию покупателя (клиента) ему может быть направлен кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме на предоставленные им абонентский номер либо адрес электронной почты, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ (при наличии технической возможности для такой передачи).

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники осуществляются налоговыми органами.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2017 г. N 03-01-15/31074

 

Вопрос: О применении имущественного вычета по НДФЛ индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса (за исключением доходов от долевого участия в организации), налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности, имущественных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 220 Кодекса.

Таким образом, указанные налоговые вычеты применяются только к доходам налогоплательщиков, как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

Согласно пункту 3 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса).

Таким образом, в рамках упрощенной системы налогообложения такие налогоплательщики освобождены от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, соответственно, не имеют права на получение имущественных налоговых вычетов по указанному налогу.

В то же время для таких налогоплательщиков налоговая нагрузка существенно ниже, чем нагрузка в соответствии с общим режимом налогообложения. Так, уплата основных налогов в случае использования упрощенной системы налогообложения "заменяется" уплатой единого налога с использованием, в частности, налоговой ставки в размере 6 процентов, такие налогоплательщики освобождаются от уплаты ряда налогов, а налоговый учет ведется ими в упрощенном порядке с отражением показателей своей деятельности только в книге учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2017 г. N 03-04-08/30514

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на производство рекламных каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся в том числе расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

Таким образом, затраты организации на производство рекламных каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, могут быть учтены в составе расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2017 г. N 03-03-06/1/30947

 

Вопрос: В связи с завершением процедуры ликвидации дочернего зависимого общества в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ и п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об акционерных обществах" имущество, оставшееся после расчетов, подлежит передаче учредителю (ПАО).

Глава 25 НК РФ не содержит положений, устанавливающих порядок определения стоимости основных средств и материалов, полученных при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемого общества, для целей налогообложения прибыли при совершении последующих операций с таким имуществом. Статьей 277 НК РФ также не установлен порядок принятия к налоговому учету имущества, получаемого при распределении имущества ликвидируемого общества.

Вправе ли ПАО принять указанное имущество к налоговому учету по стоимости, равной стоимости имущества по акту приема-передачи на дату его получения (остаточной стоимости)?

Имеет ли право ПАО на основании п. 1 ст. 256 НК РФ признать имущество неамортизируемым, если его остаточная стоимость менее 100 000 руб., и в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ включить его стоимость в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию?

 

Ответ: Как следует из вопроса, организация-налогоплательщик получает при ликвидации дочерней организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество.

Согласно пункту 2 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

Критерии признания имущества амортизируемым установлены положениями статьи 256 Кодекса.

Так, на основании пункта 1 указанной нормы Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 2 статьи 248 Кодекса определено, какие имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно.

Так, для целей главы 25 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Таким образом, имущество, полученное учредителем после ликвидации дочернего общества, отвечает критериям, установленным статьей 248 Кодекса, и его первоначальная стоимость определяется на основании положений статьи 250 Кодекса.

Учитывая изложенное, имущество, полученное материнской организацией после ликвидации дочернего общества, принимается к учету у получающей организации по рыночной стоимости.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2017 г. N 03-03-06/1/30920

 

Вопрос: О применении ставки НДС 0% при оказании российской организацией транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров, вывозимых из РФ в режиме временного вывоза.

 

Ответ: Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации.

Правомерность применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг подтверждается документами, предусмотренными пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса, в том числе копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации, с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации (в случаях, предусмотренных указанным пунктом). При этом представление таможенной декларации (ее копии), свидетельствующей о помещении вывозимых товаров под какую-либо таможенную процедуру, для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в данном случае Кодексом не предусмотрено.

Таким образом, при оказании российской организацией транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре временного вывоза, нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при наличии документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 мая 2017 г. N 03-07-08/30251

 

Вопрос: О налоге на прибыль при приобретении права требования в иностранной валюте.

 

Ответ: В соответствии с положениями статей 268 и 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приобретение права требования рассматривается для целей налогообложения прибыли организаций как приобретение имущественного права.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации прав требования налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, с учетом положений, установленных статьей 279 НК РФ.

Пунктом 3 статьи 279 НК РФ установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Учитывая изложенное, в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, при приобретении прав требования указанные имущественные права принимаются к налоговому учету по стоимости, определяемой исходя из цены их приобретения и расходов, связанных с их приобретением.

При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода.

Поскольку текущая переоценка приобретенных прав требования в иностранной валюте в целях налогообложения прибыли не производится, внереализационные доходы (расходы) в виде курсовой разницы, подлежащие учету в целях налогообложения прибыли, у налогоплательщика не возникают.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 мая 2017 г. N 03-03-06/2/29686

 

Вопрос: О сроке хранения подарочных сертификатов для целей налогообложения.

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Такие документы должны составляться по утвержденным формам и содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 указанного Федерального закона.

Подарочные сертификаты, указанные в рассматриваемом обращении, не обладают характерными признаками для их признания первичными учетными документами.

Согласно части 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими таких расчетов, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, должна применяться контрольно-кассовая техника.

Осуществление таких расчетов подтверждается кассовыми чеками или бланками строгой отчетности, в отношении которых применяются требования, предусмотренные подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса.

Вместе с тем в вопросе указывается, что изготовленные подарочные сертификаты принимаются обществом к учету по дебету забалансового счета 006 "Бланки строгой отчетности". В кассовых чеках указывается стоимость подарочных сертификатов.

Согласно статье 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы и другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2017 г. N 03-02-07/1/29579

 

Вопрос: О начислении страховых взносов при выплате единовременной материальной помощи при рождении ребенка обоим родителям - работникам организации.

 

Ответ: Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для организаций суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работникам-родителям при рождении ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.

При этом статьей 422 Налогового кодекса не предусмотрено, что в случае выплаты организацией указанной материальной помощи обоим родителям ребенка, являющимся работниками данной организации, ограничение не облагаемой страховыми взносами суммы материальной помощи размером не более 50 000 рублей на каждого ребенка применяется в расчете на обоих родителей.

Учитывая изложенное, в случае выплаты организацией в течение первого года после рождения ребенка единовременной материальной помощи обоим родителям, являющимся работниками этой организации, страховыми взносами не облагается сумма материальной помощи в размере не более 50 000 рублей, начисленная каждому из работников, являющихся родителями.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2017 г. N 03-15-06/29546

 

Вопрос: Об определении базы для исчисления страховых взносов организацией-правопреемником при присоединении к ней другой организации.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 423 Налогового кодекса расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Исходя из положений пунктов 3 и 7 статьи 55 Налогового кодекса расчетный период для присоединяемой организации заканчивается в день завершения реорганизации и с выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических лиц в данном расчетном периоде, присоединяемая организация должна исчислить и уплатить страховые взносы, подлежащие уплате по итогам расчетного периода.

Пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

На основании пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Исходя из положений пункта 1 статьи 59 Гражданского кодекса передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

База для начисления страховых взносов не является предметом передачи правопреемнику прав и обязанностей согласно процедуре, предусмотренной Гражданским кодексом.

Учитывая изложенное, у ООО нет правовых оснований для учета в базе для начисления страховых взносов выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, ранее начисленных в присоединившейся к нему организации.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2017 г. N 03-15-06/29543

 

Вопрос: Об учете ИП, применяющим УСН, доходов от продажи земельного участка и расположенных на нем строений.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса установлено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, в случае если земельный участок и расположенные на нем строения использовались индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, то доходы от продажи указанного имущества следует учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2017 г. N 03-11-11/29521

 

Вопрос: Можно ли предоставить каждому хозяйствующему субъекту возможность встречной проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур для проверки исполнения ими обязательства по уплате НДС в целях установления принадлежности контрагентов к "фирмам-однодневкам"?

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, за исключением сведений, указанных в этом пункте. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговую тайну (подпункт 3 пункта 1 статьи 102 Кодекса).

На основании пункта 1.1 статьи 102 Кодекса указанные в этом пункте сведения об организациях, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, подлежат размещению в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно пункту 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 317-О специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Кодекса исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Поскольку полученные налоговым органом сведения о выставленных налогоплательщиком счетах-фактурах и сумме уплаченного им налога на добавленную стоимость составляют налоговую тайну и распространение таких сведений без согласия налогоплательщика может причинить ущерб его коммерческим и иным интересам, предложение о предоставлении хозяйствующему субъекту возможности проведения проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур и исполнения ими обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в целях установления принадлежности контрагентов к "фирмам-однодневкам" на основании сведений налогового органа не поддерживается.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2017 г. N 03-07-14/29343

 

Вопрос: На основании действующих норм законодательства, в том числе ст. 420 НК РФ, иностранные работники, временно пребывающие в РФ, признаваемые в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ высококвалифицированными специалистами и работающие по трудовым договорам в РФ, не являются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и, соответственно, выплаты, производимые высококвалифицированным специалистам, не являются объектом обложения страховыми взносами.

ПАО заключило трудовой договор с высококвалифицированным специалистом, который был расторгнут по окончании срока его действия 31.01.2017. В марте 2017 г., после завершения трудового договора, ему была начислена и выплачена премия по итогам работы за год.

Является ли иностранный гражданин после расторжения трудового договора высококвалифицированным специалистом для работодателя в целях начисления страховых взносов на выплаты, производимые после его увольнения?

На основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ высококвалифицированные специалисты не подлежат обязательному пенсионному страхованию. Каков порядок заполнения Расчета по страховым взносам за I квартал 2017 г. в случае начисления страховых взносов на указанную выплату, в том числе при отсутствии данных о СНИЛС?

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" иностранные граждане, временно пребывающие и работающие на территории Российской Федерации по трудовым договорам, являющиеся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному медицинскому страхованию не относятся.

Учитывая, что вышеупомянутые иностранные граждане не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования, то сумма годовой премии, начисленная временно пребывающему на территории Российской Федерации иностранному гражданину, являющемуся высококвалифицированным специалистом в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ, не подлежит обложению страховыми взносами.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 мая 2017 г. N 03-15-06/29178

 

Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах с доходов работника по трудовому договору о дистанционной работе в РФ и за ее пределами.

 

Ответ: Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняется следующее.

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации место работы является обязательным условием для включения в трудовой договор.

Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей сотрудника организации - налогового резидента Российской Федерации, выполняющего работы, предусмотренные трудовым договором, дистанционно на территории Российской Федерации, подлежит налогообложению по ставке 13 процентов.

В случае если такой сотрудник не будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, указанное вознаграждение подлежит налогообложению по ставке в размере 30 процентов.

Если сотрудник организации - получатель доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Вышеупомянутые доходы сотрудника организации, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

2. Страховые взносы

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу работника, являющегося гражданином Российской Федерации, в рамках трудовых отношений, подлежат обложению страховыми взносами в порядке, установленном главой 34 "Страховые взносы" Кодекса, независимо от места выполнения работником своих обязанностей по данному трудовому договору с российской организацией.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 мая 2017 г. N 03-04-06/28634

 

Вопрос: О признании сделок по предоставлению кредита контролируемыми.

 

Ответ: Подпунктом 7 пункта 4 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 статьи 105.14 Кодекса, не признаются контролируемыми.

При этом сделки по предоставлению кредита в подпункте 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не поименованы.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 307 и глава 42) кредит является самостоятельным видом обязательства наряду с займом, положения подпункта 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не распространяются на сделки по предоставлению кредита.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 мая 2017 г. N 03-12-11/1/28273

 

Вопрос: О сообщении юрлицом в регистрирующий орган об изменении сведений о кодах по ОКВЭД.

 

Ответ: В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) (в том числе сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, если иное не установлено указанным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах«м»,«о»,«р», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI указанного Федерального закона.

В частности, изменение сведений о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности может быть связано с началом осуществления юридическим лицом новых видов экономической деятельности.

Таким образом, пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлена обязанность юридического лица сообщать в регистрирующий орган об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, которые поименованы в пункте 1 указанной статьи (за исключением сведений, указанных в подпунктах«м»,«о»,«р», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 мая 2017 г. N 03-12-14/27268

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде страховых взносов, начисленных в период применения УСН ("доходы") и уплаченных после перехода на ОСН.

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Состав названных расходов определяется в соответствии со статьей 346.16 Кодекса с учетом положений пункта 2 статьи 346.17 Кодекса.

При этом применение подпункта 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса не ставится в зависимость от объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, при переходе организации с упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов на общий режим налогообложения расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, начисленные в период применения упрощенной системы налогообложения и оплаченные после перехода на общий режим налогообложения, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль организаций.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 мая 2017 г. N 03-11-06/2/26921

 

Вопрос: О начислении страховых взносов на вознаграждения по договору о платежах между авторами-патентообладателями и пользователем изобретения, не состоящими в трудовых отношениях.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса):

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Согласно пункту 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации изобретения не относятся к произведениям науки, литературы и искусства, а являются отдельно выделенными результатами интеллектуальной деятельности.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые организацией авторам изобретения - патентообладателям, не являющимся работниками данной организации, по договору о платежах между патентообладателями и пользователем изобретений, предметом которого является предоставление организации права применения изобретения в собственных целях, не подлежат обложению страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты, произведенные не в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, поименованных в пункте 1 статьи 420 Налогового кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 мая 2017 г. N 03-15-06/26883

 

Вопрос: Об определении налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ.

 

Ответ: Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ), предусмотрены статей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно положениям указанной статьи НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом для целей налогообложения прибыли к ОПХ относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Таким образом, в случае если подразделение налогоплательщика соответствует критериям, установленным статьей 275.1 НК РФ, то такое подразделение следует отнести к объектам ОПХ.

В случае если подразделение налогоплательщика не относится к объектам ОПХ, то расходы по данному подразделению при соответствии их критериям, установленным статьей 252 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2017 г. N 03-03-06/1/22616

 

Вопрос: Об НДФЛ при выплате дохода по договору аренды недвижимости, если договор подписан одним обособленным подразделением, а дополнительное соглашение к нему - другим.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 650 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Пунктом 1 статьи 651 Гражданского кодекса установлено, что договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса).

При этом договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса).

Таким образом, дополнительное соглашение, изменяющее условие договора аренды недвижимого имущества, подлежит государственной регистрации. Последствия отсутствия регистрации дополнительного соглашения в отношении такого соглашения идентичны последствиям отсутствия регистрации основного договора.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен указанным пунктом.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом абзацем третьим указанного пункта статьи 226 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Если основной договор аренды недвижимого имущества с арендодателем - физическим лицом первоначально подписан уполномоченным лицом первого обособленного подразделения, а дополнительное соглашение, изменяющее условия договора аренды, в дальнейшем подписано уполномоченным лицом второго обособленного подразделения, то в случае тождественности правил, распространяющихся на основной договор и дополнительное соглашение, установленных Гражданским кодексом, сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных доходов, подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения второго обособленного подразделения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 апреля 2017 г. N 03-04-06/21479


Материалы предоставлены ООО «РЦПИ «Эдвайзер» - региональным центром Общероссийской Сети КонсультантПлюс в г.Туле. Телефон в Туле: 52-40-58



« предыдущая новость 
Назад к списку
 следующая новость »