Главная > В помощь бухгалтеру > Компьютер консультирует бухгалтера

Вопросы и Ответы
Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль доходов, полученных при уменьшении уставного капитала.

Компьютер консультирует бухгалтера. Подборка по материалам ИБ "Вопросы-ответы"

03.05.2017

Ответ: Согласно пункту 16 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, если общество уменьшает свой уставный капитал во исполнение обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации, то сумма, на которую произошло уменьшение уставного капитала, не признается объектом налогообложения по налогу на прибыль в силу подпункта 17 пункта 1 статьи 251 НК РФ и, соответственно, не возникает внереализационный доход в виде суммы уменьшения уставного капитала.

При этом установленные законодательством Российской Федерации основания, при которых акционерное общество обязано уменьшить уставный капитал, не ограничиваются рамками Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 марта 2017 г. N 03-03-06/2/18874

 

Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах в отношении надбавки за вахтовый метод работы и компенсации за дни в пути до места работы и обратно.

 

Ответ: В соответствии со статьей 297 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) вахтовый метод представляет собой особую форму осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Согласно статье 302 Трудового кодекса лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

Размер компенсации работнику за каждый день нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренный графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций Трудовым кодексом определен в сумме дневной тарифной ставки, части оклада (должностного оклада) за день работы (дневной ставки).

В соответствии с абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков-организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, указанные компенсационные выплаты, производимые в соответствии с положениями Трудового кодекса лицам, выполняющим работы вахтовым методом, в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовым договором, не подлежат обложению страховыми взносами на основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса и НДФЛ на основании абзаца одиннадцатого пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 марта 2017 г. N 03-15-05/18583

 

Вопрос: Основным видом деятельности общества является оказание медицинских услуг, реализация которых в силу пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС. Кроме того, общество осуществляет операции, облагаемые НДС.

В 2014, 2015 гг. налогоплательщик осуществлял приобретение строительно-монтажных работ у подрядчиков в целях строительства объекта недвижимости - здания поликлиники. После ввода в эксплуатацию здание используется преимущественно в деятельности, не облагаемой НДС, - для оказания медицинских услуг, а также для осуществления операций, облагаемых НДС.

По мнению общества, применение во взаимосвязи п. 6 ст. 170 и ст. 171.1 НК РФ является специальным правилом по отношению к положениям п. 4 ст. 170 НК РФ в целях применения вычетов по ОС, являющимся объектами недвижимости.

Данная позиция подтверждается Письмом ФНС России от 28.11.2008 N ШС-6-3/862@ (согласовано с Минфином России, Письмо от 13.11.2008 N 03-07-15/166).

Вправе ли общество в порядке п. 6 ст. 171 НК РФ применять вычеты по НДС в части приобретенных строительно-монтажных работ у подрядчиков за периоды строительства здания поликлиники, а затем после ввода ОС в эксплуатацию и его использования в деятельности, не облагаемой НДС, восстановить налог, ранее принятый к вычету, по правилам ст. 171.1 НК РФ?

 

Ответ: Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пункта 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ. При этом согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 Кодекса вычеты указанных сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 3 статьи 171.1 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по построенным объектам недвижимости, в случае дальнейшего использования данных объектов для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Согласно порядку, установленному пунктами 4 и 5 статьи 171.1 Кодекса, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога на добавленную стоимость. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (переданных) за календарный год.

Учитывая изложенное, в случае, если строящиеся объекты недвижимости предназначены для использования одновременно в операциях, как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, принимаются к вычету в полном объеме в соответствии с пунктом 6 статьи 171 Кодекса. После ввода таких объектов недвижимости в эксплуатацию суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации, указанный в пункте 4 статьи 259 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 марта 2017 г. N 03-07-10/18453

 

Вопрос: О начислении страховых взносов на компенсационные выплаты, производимые работникам при увольнении.

 

Ответ: Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений абзаца 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Учитывая изложенное, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства и т.д.), независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые на основании соглашения сторон о расторжении трудового договора, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании вышеуказанных положений статьи 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 марта 2017 г. N 03-15-06/17482

 

Вопрос: Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору, заключенному с АО в марте соответствующего календарного года, работник - гражданин РФ исполнял трудовые обязанности дистанционно, в иностранном государстве. Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей работник получал от АО в безналичной форме (путем зачисления на банковскую карту). При этом начиная с августа соответствующего календарного года период фактического нахождения работника в РФ составил менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физлица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физлица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. При этом налоговыми резидентами РФ согласно п. 2 ст. 207 НК РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

На основании п. 2 ст. 226 налоговый агент исчисляет и уплачивает НДФЛ в отношении доходов, источником которых он является, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляются согласно другим статьям НК РФ, в том числе в случае получения налоговыми резидентами РФ доходов от источников за пределами РФ (пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). При этом согласно пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относится вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ.

Верно ли то, что начиная с марта указанного календарного года АО не будет признаваться налоговым агентом по НДФЛ и, соответственно, на него не будут возлагаться обязанности, предусмотренные ст. ст. 226 и 230 НК РФ, независимо от налогового статуса работника?

 

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся налоговым агентом в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса.

В случае если сотрудники организации - получатели доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Вышеупомянутые доходы сотрудников организации, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Таким образом, в отношении доходов сотрудников организации в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 марта 2017 г. N 03-04-06/17472

 

Вопрос: О применении дополнительных тарифов страховых взносов на ОПС исходя из результатов специальной оценки условий труда.

 

Ответ: В соответствии с положениями пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условии труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.

В случае если по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в отношении рабочего места физического лица, занятого на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, установлен итоговый класс условий труда допустимый (подкласс 2), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются (тариф - 0,0 процента).

Если работник числится занятым на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда установлен итоговый класс условий труда вредный (подкласс 3.1), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются по дополнительному тарифу в размере 2,0 процента.

Если работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются.

В случае отсутствия результатов специальной оценки условий труда на выплаты работникам, занятым на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно пунктами 1 или 2 статьи 428 Налогового кодекса (9 процентов или 6 процентов).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 марта 2017 г. N 03-15-06/17278

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль дохода в виде обеспечительного платежа, возвращенного после исполнения контракта.

 

Ответ: Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

На основании статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Понятие залога определено в статье 334 ГК РФ.

Поскольку обеспечительный платеж и залог, являясь способами обеспечения исполнения обязательств, имеют общую правовую основу, то к обеспечительному платежу могут быть применены положения подпункта 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

При этом на основании пункта 32 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога.

Возврат суммы залога не отвечает требованиям статьи 41 Кодекса, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

В связи с изложенным сумма обеспечения исполнения контракта, возвращенная налогоплательщику после выполнения условий, предусмотренных договором, не является доходом и, соответственно, не учитывается при исчислении налога на прибыль организаций.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 марта 2017 г. N 03-03-07/17197

 

Вопрос: О перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль при выявлении ошибки, приведшей к излишней уплате налога в предыдущем отчетном (налоговом) периоде.

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Данным пунктом определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это возможно, во-первых, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) и, во-вторых, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Неотражение в целях налогообложения прибыли организаций расходов, возникших в прошлых налоговых периодах, но выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде в результате получения первичных документов, является искажением налоговой базы предыдущего налогового периода, следовательно, на указанные операции распространяются положения статьи 54 НК РФ.

Налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (пункт 1 статьи 274 НК РФ).

В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю (пункт 8 статьи 274 НК РФ). То есть в данном случае перерасчет налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода невозможен.

Таким образом, организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль. Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

В силу нормы пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Учитывая вышеизложенное, выявленные в результате получения первичных документов в текущем отчетном (налоговом) периоде расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, могут быть учтены в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных статьей 54 НК РФ с учетом положений статьи 78 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 марта 2017 г. N 03-03-06/1/17177

 

Вопрос: Организации заключили договор об уступке права требования возмещения убытков, вытекающих из договора поставки с третьим лицом. Как исчисляется НДС в отношении операции по передаче данных прав? Вправе ли новый кредитор принять НДС к вычету?

 

Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим операции по уступке права требования возмещения убытков, вытекающего из договора поставки, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 153 Кодекса предусмотрено, что при передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных главой 21 Кодекса. Такие особенности установлены статьей 155 Кодекса. При этом особенности определения налоговой базы при уступке права требования возмещения убытков, вытекающего из договора поставки, указанной статьей 155 Кодекса не установлены.

Таким образом, при уступке указанных имущественных прав налоговую базу следует определять в соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Что касается вычета налога на добавленную стоимость, предъявленного новому кредитору при уступке права требования возмещения убытков, вытекающего из договора поставки, то согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, если новым кредитором, получившим право требования возмещения убытков, вытекающее из договора поставки, осуществляется последующая уступка этого права требования, признаваемая объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, суммы налога, предъявленные первоначальным кредитором по правам требования возмещения убытков, вытекающим из договора поставки, новым кредитором принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 марта 2017 г. N 03-07-11/17212

 

Вопрос: Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ продавец должен выставить счет-фактуру в течение пяти дней после того, как получил аванс от покупателя. Нередко покупатели перечисляют предоплату в последних днях налогового периода, например 28 или 29 декабря. Продавец в этом случае вправе выставить счет-фактуру на аванс за декабрь в январе, то есть следующим налоговым периодом.

Когда покупатель вправе заявить вычет, если аванс получен в декабре, счет-фактура датирована январем 2017 г., а покупатель получил счет-фактуру до срока сдачи декларации по НДС за IV квартал 2016 г., то есть не позднее 25 января 2017 г.? При этом п. 1.1 ст. 172 НК РФ распространяется только на счета-фактуры на отгрузку товаров, работ или услуг.

 

Ответ: Согласно пункту 1.1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг) после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги) приняты на учет, но до установленного статьей 174 Кодекса срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость в отношении таких товаров (работ, услуг) начиная с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги) были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей Кодекса. Вычет налога, предъявленного по предварительной оплате (частичной оплате), данной нормой Кодекса не предусмотрен.

Таким образом, при получении счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) до 25-го числа (включительно) месяца, следующего за налоговым периодом, в котором суммы такой оплаты (частичной оплаты) перечислены продавцу, покупатель не вправе заявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом по такому счету-фактуре. Такие суммы налога принимаются к вычету в том налоговом периоде, в котором получены соответствующие счета-фактуры.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 марта 2017 г. N 03-07-09/17203

 

Вопрос: О документальном подтверждении для целей налога на прибыль расходов при оказания услуг транспортной экспедиции.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Необходимо отметить, что с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - оказания услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей, иных услуг, связанных с перевозкой грузов, регулируется главой 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, а именно поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (пункты 5, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности"), оформленные по установленной форме, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов".

Учитывая изложенное, в целях подтверждения расходов при оказания услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ достаточно экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 марта 2017 г. N 03-03-06/1/16317

 

Вопрос: Об учете расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, технического перевооружение, частичную ликвидацию ОС в целях налога на прибыль.

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 марта 2017 г. N 03-03-06/1/16312

 

Вопрос: Об учете расходов на обязательную сертификацию продукции для целей налога на прибыль.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.

Статьей 272 Кодекса предусмотрено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.

В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Согласно пункту 2 статьи 318 Кодекса сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Кодексом.

Вместе с тем подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса предусмотрено, что датой осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные работы (оказанные услуги) является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Учитывая изложенное, затраты на сертификацию продукции могут быть единовременно включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 марта 2017 г. N 03-03-06/1/15663

 

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде санкций за нарушение договорных или долговых обязательств.

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В целях налогообложения прибыли организаций в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба учитываются в составе внереализационных расходов.

Подпунктом 8 пункта 7 статьи 272 НК РФ установлено, что датой осуществления внереализационных расходов в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

На основании пункта 1 статьи 272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.

Таким образом, расходы налогоплательщика в части установленной судом суммы санкций, подлежащих уплате, вне зависимости от даты фактического списания соответствующих сумм со счета налогоплательщика, признаются на дату вступления в законную силу соответствующего решения суда.

При этом часть суммы санкций, определяемых судом моментом фактического исполнения обязательства, признается в целях налогообложения в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 марта 2017 г. N 03-03-06/2/15657

 

Вопрос: О ставке НДС при оказании услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств.

 

Ответ: Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. В данный перечень включены, в частности, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств.

Таким образом, нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, включая услуги по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами.

При оказании услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, оказываемых в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 марта 2017 г. N 03-07-08/15345

 

Вопрос: В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

В соответствии с п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Применяются ли положения пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ в случае заключения дополнительного соглашения к договору купли-продажи, в соответствии с которым увеличивается гарантийный срок и в соответствующей части увеличивается стоимость товара, при этом услуги по ремонту и техническому обслуживанию в течение увеличенного гарантийного срока продолжают оказываться без взимания дополнительной платы?

 

Ответ: Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним. В связи с этим при увеличении гарантийного срока эксплуатации товаров, предусмотренного дополнительным соглашением к договору купли-продажи товаров, услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию товаров, оказываемые организацией, уполномоченной на оказание данных услуг, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии фактического оказания услуг по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию товаров без взимания с покупателя этих товаров дополнительной платы за оказанные услуги.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 марта 2017 г. N 03-07-07/13896

 

Вопрос: ОАО проводит рекламные акции, в ходе которых раздаются рекламно-информационные материалы, осуществляется розыгрыш призов.

Победители при выполнении условий, предусмотренных акцией, получают в качестве призов сертификаты на приобретение товаров в магазинах ОАО. Сертификат имеет фиксированный номинал и срок действия, обмен его на денежные средства не допускается. При обращении победителя в магазин ОАО он выбирает продукцию в пределах номинала сертификата, пробивается контрольно-кассовый чек на сумму приобретения по продажной цене и вместе с продукцией передается победителю.

Следует ли для целей НДС квалифицировать как реализацию передачу товаров победителям с соответствующим отражением в учете ОАО, в том числе с начислением НДС со стоимости реализованных товаров?

Вправе ли ОАО уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму дебиторской задолженности покупателя, возникшей в результате данной операции в учете ОАО?

 

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары.

Таким образом, передача товаров по врученным в ходе рекламной акции подарочным сертификатам является операцией по реализации товаров, подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Что касается применения налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Из положений абзаца пятого пункта 4 статьи 264 Кодекса следует, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.

Если призы (сертификаты) передаются покупателям в рамках проведения рекламной акции, то стоимость указанных призов должна учитываться на основании подпункта 28 пункта 1 и абзаца пятого пункта 4 статьи 264 Кодекса в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 марта 2017 г. N 03-07-11/13704

 

Вопрос: О документальном подтверждении права применения ставки 0% по НДС при экспорте товаров.

 

Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в налоговые органы налогоплательщиком должны быть представлены копия таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Пунктом 15 статьи 165 Кодекса налогоплательщикам, осуществляющим операции по реализации товаров на экспорт, предоставлено право по их выбору представлять в налоговые органы для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по таким операциям вместо копий таможенных деклараций и копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации, на бумажном носителе реестры, содержащие сведения из указанных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в электронном виде.

Формы реестров таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса, утверждены приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. N ММВ-7-15/427.

Согласно абзацам одиннадцатому, тринадцатому, четырнадцатому и пятнадцатому пункта 15 статьи 165 Кодекса налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в вышеуказанные реестры. Копии данных документов представляются налогоплательщиком в течение 20 календарных дней с момента (дня) получения соответствующего требования налогового органа. Указанные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 165 Кодекса, в том числе содержать соответствующие отметки российского таможенного органа.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 марта 2017 г. N 03-07-08/12575

 

Вопрос: Организация завершила строительство деревообрабатывающего завода по выпуску плит МДФ. Завод выпускает сырьевые товары, определенные в п. 10 ст. 165 НК РФ. Изготавливаемая продукция отгружается как на экспорт, так и внутри РФ. В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ организацией самостоятельно установлена методика ведения раздельного учета НДС по "входному" НДС.

Организация ведет раздельный учет следующим образом.

Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются для изготовления продукции, поставляемой как на внутренний рынок, так и на экспорт, и при приобретении товаров (работ, услуг) невозможно установить, какая их часть пойдет на производство экспортной продукции и в каком порядке такая продукция будет реализована, то "входной" НДС по приобретенным товарам, работам, услугам первоначально на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками, в 100%-ном размере принимается к вычету.

При осуществлении отгрузки на экспорт ранее принятый к вычету НДС восстанавливается пропорционально доле выручки по экспортным отгрузкам и отгрузкам продукции на внутренний рынок за налоговый период в суммовом выражении в рублевом эквиваленте. В целях восстановления НДС формируется и регистрируется в книге продаж общий счет-фактура, выписанный на всю сумму восстановленного НДС на основании выполненного расчета. Фактическое ведение раздельного учета таких операций подтверждается с помощью регистров налогового учета разделения затрат с учетом рассчитанной доли и иных самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета.

По мере подтверждения применения нулевой ставки НДС производится регистрация этого единого счета-фактуры в книге покупок (или доли от суммы этого счета-фактуры в случае частичного подтверждения нулевой ставки НДС) в периоде подтверждения.

Может ли организация вести раздельный учет в целях применения п. 10 ст. 165 НК РФ описанным образом?

 

Ответ: Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет. При этом пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации сырьевых товаров на экспорт, облагаемых по нулевой ставке, согласно которому вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.

Таким образом, для определения сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к операциям по реализации сырьевых товаров на экспорт, налогоплательщику необходимо вести раздельный учет предъявленных сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации таких товаров как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

Следует отметить, что порядок ведения раздельного учета в указанном случае Кодексом не установлен. В связи с этим налогоплательщик, осуществляющий вышеуказанные операции, должен самостоятельно определить порядок раздельного учета предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, отразив его в приказе об учетной политике организации.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 марта 2017 г. N 03-07-08/12468

 

Вопрос: О порядке возмещения работникам командировочных расходов; об учете для целей налога на прибыль расходов на проезд работника в такси во время командировки.

 

Ответ: В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В части выплаты работнику дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных) при служебных командировках, отмечаем.

Пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), установлено, что дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в служебной командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки.

При этом днем выезда в служебную командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного работника, а днем приезда из служебной командировки - дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы (пункт 4 Положения).

В этой связи дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), выплачиваются работодателем за каждый день нахождения работника в служебной командировке независимо от включения в проездной документ расходов на питание.

В части возмещения расходов на питание при следовании работника в служебную командировку железнодорожным транспортом сообщается следующее.

Согласно пункту 12 Положения при возмещении работнику расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы, а также расходов по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, в данные расходы включаются в том числе расходы по проезду транспортом общего пользования к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также оплата услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Учитывая изложенное, возмещение работнику расходов на питание при проезде к месту командирования и обратно - к постоянному месту работы законодательством Российской Федерации, регулирующим возмещение работникам командировочных расходов, не установлено.

Что касается документального подтверждения командировочных расходов для целей налога на прибыль организаций, то расходы организации на командировки на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следовательно, документы, свидетельствующие о фактически осуществленных затратах при пребывании работника в служебной командировке, должны быть оформлены в соответствии с критериями статьи 252 НК РФ.

В силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Пунктом 5.1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", установлено, что документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила).

Согласно пункту 111 Правил в подтверждение оплаты пользования легковым такси выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5 Правил. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

Таким образом, водитель легкового такси обязан выдать пассажиру по окончании поездки либо кассовый чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой, либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности, которая должна содержать установленные реквизиты.

Учитывая изложенное, расходы работника в командировке на проезд в такси могут быть учтены организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в случае оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 марта 2017 г. N 03-03-07/11901

 

Вопрос: Об учете при УСН дохода в виде вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав.

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

На основании статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Учитывая изложенное, доходом правообладателя признается вся сумма вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав.

При этом доходы признаются в момент (на дату) поступления денежных средств на расчетный счет в банке и (или) в кассу правообладателя авторских и смежных прав.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 марта 2017 г. N 03-11-11/11479

 

Вопрос: ООО оформило кредитные договоры в ПАО. В результате обращения ООО с просьбой о реструктуризации кредитов осуществлена пролонгация договоров. По окончании срока пользования кредитными линиями в связи с невозможностью погашения кредитных обязательств денежными средствами было принято решение о прекращении кредитных обязательств путем передачи в качестве отступного недвижимого имущества, принадлежащего ООО на праве собственности.

Является ли операция по передаче недвижимого имущества в качестве отступного на погашение ранее полученных кредитных средств объектом налогообложения по НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ, учитывая положения пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ о том, что операции займа в денежной форме не подлежат обложению НДС?

 

Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача товаров по соглашению о предоставлении отступного на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим передача недвижимого имущества в счет прекращения обязательств по полученным кредитам по соглашению о предоставлении отступного подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Что касается освобождения от налога на добавленную стоимость операций займа в денежной форме, включая проценты по ним, предусмотренного подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то данное освобождение применяется налогоплательщиками, предоставляющими займы в денежной форме, а не их должниками.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 марта 2017 г. N 03-07-11/11465

 

Вопрос: Как заполнить графу 8 счета-фактуры в случае ее составления по операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ? Указывать "без НДС" или ставку 0%?

 

Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса).

Таким образом, налогоплательщики имеют право не составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

В то же время запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций нормами статьи 169 Кодекса не предусмотрено. В связи с этим составление счетов-фактур с отметкой "Без налога (НДС)" при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 Кодекса, нормам Кодекса не противоречит.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 февраля 2017 г. N 03-07-09/8423

 

Вопрос: Об определении налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, а также при сдаче объектов ОПХ в аренду или их консервации.

 

Ответ: Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно положениям указанной статьи налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ), определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом для целей налога на прибыль организаций к ОПХ относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) как своим работникам, так и сторонним лицам.

Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, определяется отдельно, если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является использование объектов ОПХ, и при этом ОПХ осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) за плату как своим работникам, так и сторонним лицам.

Если объекты ОПХ сдаются в аренду или законсервированы, то положения статьи 275.1 НК РФ в этом случае не применяются, а доходы и расходы, полученные (понесенные) от сдачи указанных объектов в аренду, и расходы, связанные с содержанием законсервированных объектов ОПХ, учитываются в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 января 2017 г. N 03-03-06/1/4483


Материалы предоставлены ООО «РЦПИ «Эдвайзер» - региональным центром Общероссийской Сети КонсультантПлюс в г.Туле. Телефон в Туле: 25-70-25



 



« предыдущая новость 
Назад к списку
 следующая новость »