Мы находимся: г. Тула, ул. Демонстрации, д.22
Режим работы: Пн-Чт 9-18 / Пт 9-17 / Сб-Вс Вых.
Обратный звонок
Обратный звонок
  • Контактное лицо:*
  • Телефон:*
Главная > В помощь бухгалтеру > Новости законодательства

Выпуск от 13 - 20 ноября 2017 года.
Ужесточение валютного регулирования в 2018 году
Как проверить контрагента
Как банки будут исключать компании из черного списка: рекомендации ЦБ РФ
Какие страны попали в офшорный список 2018 года
Утверждены коэффициенты-дефляторы для налогов на 2018 год
С какого момента к проверкам применяются положения ст. 54.1 НК РФ
Работник оформлял визу для служебной командировки и оплатил сбор с банковской карты жены: можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль
Уплата доначислений по результатам налоговой проверки: кто может получить рассрочку
Командировочные расходы и компенсация за использование личного автомобиля в расчете по взносам
Штраф за непредставление документов: когда и сколько разъясняет ФНС
Имеет ли налогоплательщик право на вычет, если поставщик не перечислил НДС в бюджет: разбираемся вместе с экспертом
Проверки Роструда - 2018: известны списки контрольных вопросов
Можно ли перевести основного работника на должность, занимаемую совместителем
Что будет, если не заплатить налоги до 1 декабря
Как перераспределить вычет по ипотечным процентам при покупке жилья супругами: разъясняет ФНС
Обновлены формы сообщений по имущественным налогам
Утверждены краткосрочные планы реализации программы капремонта МКД в городе Москве
Изменены нормативы потребления природного газа в Московской области при отсутствии приборов учета
В 2018 году отдельные социальные выплаты в Московской области будут проиндексированы
Введены единые нормы освещения улиц и дорог в Московской области
В какой срок, какую сумму страховых взносов и куда должен заплатить ИП за 2017 год?
Можно ли размер аванса в компании установить в твердой сумме (например, 10 000 руб.)? Или лучше как процент от оклада (например, 40%)?

Дайджест новостей законодательства

25.11.2017

Ужесточение валютного регулирования в 2018 году

Риски: резидентов обязали отчитываться о конкретных сроках получения на свои счета валютной выручки; существенно расширены основания, когда банк вправе отказать клиентам в проведении валютных операций.

В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам. Такое требование к резидентам введено Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ и вступает в силу с 14 мая 2018 года.

Новым законом расширяется также список оснований для отказа банка проводить валютную операцию.

С 14 мая 2018 года валютную операцию нельзя будет провести, если это нарушает положения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", которые касаются:

Операцию не проведут и в случае, когда она противоречит каким-либо другим актам валютного законодательства РФ. Кроме того, банк откажет, если будут представлены документы, не соответствующие требованиям Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

Одновременно сохраняются основания отказа в проведении валютной операции, которые действуют в настоящее время:

- когда цель операции, по мнению банка, легализовать преступные доходы или финансирование терроризма;

- клиент не представил требуемые документы либо представлены недостоверные документы.

Уведомлять об отказе банки будут письменно, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения.
На заметку: в настоящее время резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета валюты и исполнения обязательств по контрактам.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


Как проверить контрагента

Возможности: поверить контрагента и избежать споров по поводу заключенных договоров, а также претензий со стороны налоговых органов.

Заключение сделок с ненадежным контрагентом может повлечь не только гражданско-правовые последствия — неисполнение соглашений, просрочку исполнения, признание договоров недействительными, возникновение задолженности контрагента. Это еще и риск отказа налогового органа в вычете и возмещении НДС из бюджета, признании расходов для целей налога на прибыль, применении льготы, пониженной налоговой ставки и т.п. Именно проверка надежности контрагента — способ минимизировать указанные риски.
Эксперт в статье обращает внимание: документы и информация, собранные для проверки контрагента, могут служить доказательством в случае  возникновения гражданско-правовых или налоговых споров.
Основной пакет документов, для проверки которые следует запрашивать, особенно, при заключении сделок на крупную сумму, состоит из: заверенной копии Устава, копии паспорта руководителя юрлица или представителя по доверенности; копий документов об ИНН, ОГРН; заверенной копии доверенности представителя контрагента; копий необходимых для исполнения обязательств по сделке лицензий и разрешений.
Проверка основных сведений о компании возможна также с помощью открытых источников информации, перечень которых приводится в статье.
Подробнее см. в статье "Как проверить контрагента" (Журнал Оперативно и достоверно, №22 (353), 13.11.17).


Как банки будут исключать компании из черного списка: рекомендации ЦБ РФ

Возможности: определено, как и в каких случаях будут аннулироваться сведения о включении организации или ИП в группу клиентов с риском отмывания доходов или финансирования терроризма.

Банк России отмечает, что ряд кредитных организаций принимает решения об отказе в проведении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также решения о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом, руководствуясь обстоятельствами, напрямую не связанными с риском отмывания доходов или финансирования терроризма (ОД/ФТ).

В этой связи Банк России рекомендует кредитным организациям, в частности, следующее:

  • обеспечить взаимодействие с клиентами для представления ими документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в том числе путем доведения до них информации о видах необходимых документов и сроках действия этих документов;
  • принимать меры по своевременному обновлению сведений о клиенте;
  • анализировать признаки, указывающие на наличие риска ОД/ФТ в отношении конкретной операции, в комплексе;
  • принимать решение об отказе в проведении операции по результатам анализа такой операции на предмет наличия признаков, указывающих на риск ОД/ФТ.

Если кредитная организация обнаружит, что решение об отказе в проведении операции принято по основаниям, не связанным с наличием риска ОД/ФТ, а также в случае исключения оснований для отнесения клиента к группе клиентов, имеющих высокую степень (уровень) риска ОД/ФТ,  кредитная организация должна информировать об этом Росфинмониторинг. Для этого направляется электронное сообщение об удалении ранее направленных в соответствии с пунктами 13 и 13.1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ сведений.

Причинами удаления сведений о клиенте, направленных ранее в Росфинмониторинг, может указываться, например: "техническая ошибка", "снижение степени (уровня) риска клиента", или представление клиентом запрошенных кредитной организацией документов, отсутствие которых ранее послужило основанием для принятия ею решения об отказе.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


Какие страны попали в офшорный список 2018 года

Возможности: ознакомиться с обновленным перечнем стран, которые попали в черный список налоговой службы.

ФНС России Приказом от 01.09.2017 N ММВ-7-17/709@ утвердила новый Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения. Обновленный список офшоров начнет действовать с 1 января 2018 года. По сравнению с аналогичным действующим в 2017 году документом в новом списке количество территорий и государств-офшоров уменьшено. Например, Южная Корея и Британские Виргинские острова исключены из перечня.

Это значит, что с 2018 года власти, например, Британских Виргинских островов, смогут регулярно делиться с налоговой службой РФ информацией о реальных владельцах зарегистрированных на них компаний.
На заметку: если государство или территория, где находится контролируемая иностранная компания (КИК), включены в перечень, то налоговую льготу применить нельзя. Значит, возрастает риск того, что контролирующему лицу придется заплатить в России налог с прибыли этой КИК.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


ВАЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Утверждены коэффициенты-дефляторы для налогов на 2018 год

Возможности: ознакомиться со значениями коэффициентов-дефляторов, которые повлияют на налогообложение в 2018 году.

Минэкономразвития в целях применения отдельных глав НК РФ ежегодно устанавливает размеры коэффициентов-дефляторов на следующий календарный год с учетом изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем календарном году (ст. 11 НК РФ).

Согласно Приказу Минэкономразвития от 30.10.2017 N 579 в 2018 году коэффициенты-дефляторы примут следующие значения:

  • для УСН – 1,481 (в 2017 году – 1,425). Но с 2017 по 2020 год лимиты доходов для перехода и применения УСН не будут индексироваться на коэффициент-дефлятор;
  • для ЕНВД – 1,868 (в 2017 году – 1,798). Это значение является одним из коэффициентов, на которые корректируется (умножается) базовая доходность для исчисления величины вмененного дохода, с которого уплачивается налог (п. 4 ст. 346.29 НК РФ);
  • в целях применения ПСН – 1,481 (в 2017 году – 1,425). Следовательно, в 2018 году максимальный размер потенциально возможного дохода, исходя из которого считается стоимость патента для ИП, в общем случае не может превышать 1 481 млн руб. (1 млн x 1,481). Субъекты РФ могут увеличить этот максимальный размер, но не более чем в 10 раз. Это значение повлияет на стоимость патентов для ИП (п. 9 ст. 346.43 НК РФ);
  • в целях применения НДФЛ – 1,686 (в 2017 году – 1,623). Это значение используется для определения размера фиксированных авансовых платежей по НДФЛ, которые уплачивают иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ в безвизовом режиме, для получения (продления срока действия) патента.

На заметку: величина фиксированного авансового платежа ежегодно индексируется не только на коэффициент-дефлятор, но и на региональный коэффициент. Что касается региональных коэффициентов, то они зависят от региональных особенностей рынка труда и устанавливаются законами субъектов РФ. Если коэффициент на очередной календарный год законом субъекта РФ не установлен, его значение принимается равным 1.

Размеры региональных коэффициентов см. в Справочной информации: «Региональный коэффициент, применяемый при расчете авансовых платежей по НДФЛ для иностранных граждан в 2017 году».

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


С какого момента к проверкам применяются положения ст. 54.1 НК РФ

Риски: по мнению ФНС, положения ст.54.1 не должны применяться к проверкам, начатым до 19 августа 2017 года.

С 19 августа 2017 года Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ часть первая НК РФ была дополнена ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» и п. 5 ст. 82 «Общие положения о налоговом контроле».

В Письме от 05.10.2017 N СА-4-7/20116 ФНС России обращает внимание, что применять положения новой ст. 54.1 НК РФ при доказывании налоговых злоупотреблений налоговые инспекции должны в рамках (п. 5 ст. 82 НК РФ):

  • камеральных проверок налоговых деклараций (расчетов), представленных в инспекцию после 19.08.2017;
  • выездных проверок, в том числе по сделкам между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены инспекциями после 19.08.2017.
  • ФНС взяла под контроль и поручила территориальным налоговым органам не допускать ссылок на новую статью в ходе судебных разбирательств, а также при подготовке документов, если налогоплательщик оспаривает решения налоговых органов по результатам камеральных и выездных проверок, начатых до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ.

Если в ходе судебного разбирательства налогоплательщики приводят ссылки на ст. 54.1 НК РФ, налоговым органам необходимо доводить до суда (устно и письменно) позицию, в соответствии с которой положения ст. 54.1 НК не применимы при рассмотрении результатов проверок, начатых до 19 августа 2017 года.

На заметку: при этом уже есть решения судов, которые позволяют налогоплательщикам применять положения ст. 54.1 НК РФ при оспаривании результатов по проверкам, которые начались до 19.08.2017. См., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 N 13АП-14558/2017 по делу N А56-28927/2016. Так, суд применил новую ст. 54.1 НК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения по проверке за I квартал 2015 года. Как указал апелляционный суд, в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ указанная норма подлежит применению в настоящем деле, поскольку она трактует в пользу налогоплательщика обстоятельства, связанные с выявлением и установлением необоснованной налоговой выгоды. Однако такой подход судов сейчас, скорее, исключение из правил.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


Работник оформлял визу для служебной командировки и оплатил сбор с банковской карты жены: можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль

Возможности: организация вправе при налогообложении прибыли учесть в расходах сумму возмещенных сотруднику затрат на оформление визы, оплаченной банковской картой его жены, при наличии копии свидетельства о браке работника, а также слипа и чека электронного терминала с банковской карты его супруги.

Эксперт компании ЭЛКОД разъясняет, что согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ, подп. «а» п. 23 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки В Письме ФНС России от 22.06.2011 N ЕД-4-3/9876 была рассмотрена аналогичная ситуация, когда командировочные расходы сотрудника банка были оплачены третьим лицом. После возвращения из командировки наряду с иными документами, подтверждающими произведенные во время командировки расходы, сотрудник банка в качестве подтверждения понесенных им расходов дополнительно представил расписку иного лица с подтверждением того, что сотрудником банка возмещены иному лицу соответствующие расходы, произведенные с использованием его банковской карты. При таких обстоятельствах налоговая служба позволила подобные расходы учесть в целях налогообложения прибыли при соблюдении критериев, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ.
В приведенном нами примере третьим лицом является супруга работника, поэтому считаем, что требовать подтверждения возмещения расходов какой-либо распиской необязательно, так как в соответствии с п. 1 ст. 34 СК РФ, п. 1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. И владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по их обоюдному согласию (п. 1 ст. 35 Семейного кодекса РФ).
На основании п. 2 ст. 253 ГК РФ, п. 2 ст. 35 СК РФ, если один из супругов совершает сделку по распоряжению совместной собственностью, предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
Таким образом, на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ организация вправе при налогообложении прибыли учесть в расходах сумму возмещенных сотруднику затрат на оформление визы, оплаченной банковской картой его жены, при предоставлении этим сотрудником вместе с авансовым отчетом копии свидетельства о браке, а также слипа и чека электронного терминала с банковской карты супруги подотчетного лица.
Данная позиция подтверждается также Письмом Минфина от 13.12.2011 N 03-03-07/60, в котором указано, что при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является супруг (супруга) подотчетного лица, слипы и чеки электронных терминалов с такой банковской карты могут являться подтверждением расходов подотчетного лица. В то же время следует иметь в виду, что слипа банковской карты (квитанции электронного терминала) может быть недостаточно для документального подтверждения затрат работника. Так, в п. 2 письма от 25.11.2011 N ЕД-4-3/19756@ Федеральная налоговая служба настаивает на том, что документы, подтверждающие расходы, связанные с командировками, должны содержать не только информацию о размере оплаченных сумм, но и информацию, позволяющую однозначно подтвердить наименование оплаченной операции (услуги).
В случае отсутствия в слипе банковской карты или квитанции электронного терминала информации о наименовании оплаченной услуги для подтверждения затрат работника на оформление визы могут понадобиться дополнительные документы. Например, в Письме Минфина от 04.06.2010 N 03-03-06/1/384 указано, что допустимым дополнительным косвенным подтверждением командировочных расходов могут являться копия страницы паспорта работника, в которой проставлена виза, приказ о направлении работника в страну с визовым режимом, сведения с сайта посольства о стоимости визы.
Подробнее читайте в статье «Подотчет: что изменилось?» (Л. Рассадкина), (Оперативно и достоверно №22 (353), 13.11.17).


Уплата доначислений по результатам налоговой проверки: кто может получить рассрочку

Возможности: налогоплательщики могут претендовать на рассрочку при отсутствии возможности единовременно уплатить сумму доначислений по результатам налоговой проверки.

Федеральный закон от 14.11.2017 N 323-ФЗ внес поправки в часть первую НК РФ, которые устанавливают требования к заинтересованному лицу, претендующему на получение рассрочки по уплате доначислений по результатам налоговой проверки, а также основания для такой рассрочки.

Организациям и ИП, которые из-за временных финансовых затруднений не могут уплатить доначисленные им по результатам налоговой проверки налоги (сборы, взносы, пени, штрафы), для получения рассрочки нужно обратиться в ИФНС с соответствующим заявлением и представить банковскую гарантию.

На рассрочку смогут рассчитывать лишь те заявители, которые будут соответствовать ряду требований, в частности:

  • сумма денежных поступлений на счета лица в банках за 3-месячный период до обращения за рассрочкой меньше суммы краткосрочных обязательств лица (с учетом подлежащих уплате доначислений по проверке) за вычетом величины доходов будущих периодов по сведениям бухгалтерской отчетности;
  • у лица есть возможность уплатить налоги в течение периода рассрочки;
  • доначисления составили не более 70% и не менее 30% выручки за год, предшествующий году, в котором принято решение по проверке;
  • компания создана, а ИП зарегистрирован не менее чем за 1 год до обращения за рассрочкой;
  • в отношении заявителя не возбуждено дело о банкротстве;
  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

Если сумма доначислений обжалуется, рассрочку не предоставят, а если решение о предоставлении рассрочки уже принято, его отменят.

Рассматривать заявления об уплате в рассрочку доначислений по страховым взносам, информацию о которых передали органы ПФР и ФСС РФ по состоянию на 01.01.2017, ИФНС будет дольше – 45 дней.

Комментируемые изменения вступили в силу с 14 ноября 2017 года.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


Командировочные расходы и компенсация за использование личного автомобиля в расчете по взносам

Возможности: правильно заполнить расчет по страховым взносам в части командировочных расходов и компенсации за использование личного автомобиля.

Минфин России в Письме от 23.10.2017 N 03-15-06/69146 напоминает, что компенсация за использование личного автомобиля работника в служебных целях и возмещение работнику затрат, связанных с командировкой, не облагаются страховыми взносами (подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ). При этом такие выплаты должны быть отражены в расчете по страховым взносам (п. 1 ст. 421, подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). Минфин рекомендует исчисленные в пользу работников выплаты, включая оплату командировочных расходов и компенсационные выплаты, отражать так:

  • как облагаемые взносами выплаты в пользу работника:

– по строке 030 подраздела 1.1 Приложения 1 к разд. 1 (по взносам на ОПС),

– по строке 030 подраздела 1.2 Приложения 1 к разд. 1 (по взносам на ОМС),

– по строке 020 Приложения N 2 к разделу 1 (по взносам на ВНиМ).

  • как не облагаемые взносами выплаты:

– по строке 040 подраздела 1.1 Приложения 1 к разд. 1,

– по строке 040 подраздела 1.2 Приложения 1 к разд. 1,

– по строке 030 Приложения N 2 к разделу 1.

А в подразделе 3.2.1 раздела 3, который заполняется по этому работнику (по взносам на ОПС), отразить:

– по строке 210 – всю сумму выплат с учетом компенсации за использование авто и командировочных выплат;

– по строке 220 – базу по взносам на ОПС за минусом суммы компенсации и командировочных выплат.

На заметку: обзор других важные разъяснения контролирующих органов по страховым взносам читайте в электронном приложении «Экспресс-обзор: важные письма Минфина и ФНС России за III квартал 2017 года».

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


Штраф за непредставление документов: когда и сколько разъясняет ФНС

Возможности: уменьшить штраф в 2 раза, если организацию неправомерно привлекли к ответственности по ст. 126 НК РФ за первое в календарном году непредставление (несвоевременное представление) информации о конкретной сделке.

Налоговая инспекция может истребовать документы или информацию:
• о деятельности третьих лиц, в отношении которых проводится выездная или камеральная проверка, например в отношении вашего контрагента или работника (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
• о любых заинтересовавших налоговый орган сделках (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). 
В Письме от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@ ФНС России обратила внимание на ошибки нижестоящих налоговых органов при привлечении к ответственности за непредставление или несвоевременное представление таких документов.
С целью недопущения неправомерного привлечения к ответственности и вынесения необоснованных решений ФНС сообщает о необходимости разграничения правонарушений при несоблюдении налогоплательщиком требований ИФНС на основании ст. 93.1 НК РФ. Так, при вынесении решений необходимо учитывать следующее:
 

Когда ИФНС требует документы

Основание

Срок представления документов

Штраф за непредставление документов в ИФНС

В рамках налоговой проверки, которая проводится в связи с камеральной или выездной проверкой другого налогоплательщика

п. 1 ст. 93.1 НК РФ

Пять рабочих дней со дня получения требования о представлении документов
(п. 5 ст. 93.1 НК РФ)

По статье 126 НК РФ:

- с организации или ИП штраф 10 000 руб.,

- с физлица штраф 1 000 рублей.

Вне рамок проведения налоговой проверки для получения документов, касающихся конкретной сделки

п. 2 ст. 93.1 НК РФ

По статье 129.1 НК РФ

штраф 5 000 рублей за нарушение, совершенное впервые в календарном году.

Штраф 20 000 рублей при повторном нарушении в течение календарного года.


На заметку: за неисполнение требования о представлении документов грозит не только налоговая, но и административная ответственность. Так, руководитель организации (главный бухгалтер), который будет признан виновным в том, что требование не исполнено (исполнено с опозданием), может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей (абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Имеет ли налогоплательщик право на вычет, если поставщик не перечислил НДС в бюджет: разбираемся вместе с экспертом

Риски: единой точки зрения по этому вопросу в правоприменительной практике не сложилось.

При проведении камеральной проверки по НДС налоговая инспекция не подтвердила сумму НДС по счетам-фактурам, полученным от поставщика. Причиной этому послужило то, что поставщик не отразил сумму НДС, предъявленную покупателю в Книге продаж и в декларации по НДС, а также то, что поставщик не уплатил НДС с реализации в адрес организации-покупателя.

Эксперт компании «ЭЛКОД» разъясняет, что вопрос о том, имеет ли налогоплательщик право на вычет, если его контрагент  не перечислил НДС в бюджет  не отразил в отчетности данные реализации, на сегодняшний день является спорным.

ПОЗИЦИЯ 1. ПРАВО НА ВЫЧЕТ ЕСТЬ
Налоговый кодекс не ставит право вычета НДС в зависимость от фактической уплаты налога контрагентом. Конституционный Суд РФ в Определении от 16.10.2003 № 329-О указал, что налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Однако на практике зачастую, если поставщик не уплатил НДС и не отразил в отчетности (в декларации) данные реализации либо не сдал декларацию вовсе, контролирующие органы могут снять вычеты по НДС по таким операциям на основании признания данных сделок фиктивными. Однако в таком случае налоговые органы обязаны доказать факт фиктивности сделки, недобросовестности исполнителя и факт получения необоснованной налоговой выгоды.
Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС.
В подтверждение того, что вычет принять можно, есть еще один довод: в п. 3 ст. 54.1 НК РФ, в частности, указано, что в целях пп. 12 ст. 54.1 НК РФ нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах не может рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания неправомерным уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога.
Согласно официальной позиции ФНС России, изложенной в Письме от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, следует, что при отсутствии доказательств подконтрольности контрагентов проверяемому налогоплательщику налоговым органам необходимо исследовать и доказывать недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом налогоплательщика (по первому звену).
Кроме того, данный вывод следует из п. 31 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 года). Инспекторы должны доказать сопричастность налогоплательщика к получению необоснованной налоговой выгоды третьими лицами. Об умышленных действиях налогоплательщика по созданию формального документооборота с использованием цепочки контрагентов (второго, третьего и последующих звеньев) будут свидетельствовать факты юридической, экономической и иной подконтрольности. При этом налоговики обязаны выявить согласованность действий участников сделок.
Соответственно, факт неисполнения поставщиком обязанности по уплате налогов сам по себе не является основанием для возложения негативных последствий на налогоплательщика, проявившего должную осмотрительность при выборе контрагента, при условии реального исполнения заключенной сделки.
ПОЗИЦИЯ 2. ПРАВА НА ВЫЧЕТ НЕТ
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 № 9833/08 по делу № А56-43903/2006 суд указал следующее: согласно ст. ст. 171172 НК РФ возмещение налога из бюджета возможно, если реально были осуществлены хозяйственные операции и сделки с товарами, что, в свою очередь, предполагает уплату данного налога в федеральный бюджет контрагентами налогоплательщика.
Согласно Постановлению ВАС РФ от 12.02.2008 № 12210/07 недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях, в частности — отказ в праве на налоговый вычет.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.11.2006 № 9687/06 по делу № А68-АП-113/11-375/А-05 отменил решения нижестоящих инстанций и отметил, что суды не учли доказательства того, что посредники налогоплательщика (перепродавцы) не уплатили налоги с реализации товара.
Аналогичные выводы изложены в судебных решениях арбитражных судов, например, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 по делу № А19-3723/2016, от 09.12.2015 N Ф02-6350/2015 по делу № А19-21846/2014.
Однако справедливости ради необходимо обратить внимание на то, что данная судебная практика сложилась до вступления в силу ст. 54.1 НК РФ.
Кроме того, хотелось бы обратить особое внимание на Письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@, в котором обращается внимание нижестоящих налоговых органов на необходимость доказывания умышленного характера действий налогоплательщика, «направленных исключительно на получение налоговой выгоды».
Подробнее см. в статье «Недобросовестный поставщик: проблема вычетов НДС, если налог не уплачен» (И. Дежин), (Оперативно и достоверно №22 (353), 13.11.17).


ВАЖНО ЗНАТЬ КАДРОВОМУ РАБОТНИКУ

Проверки Роструда - 2018: известны списки контрольных вопросов

Возможности: ознакомиться с вопросами проверочных листов, которые будут задавать инспекторы по труду на плановых проверках и которыми будет ограничен предмет плановой проверки ГИТ с 2018 года.

Роструд Приказом от 10.11.2017 N 655 утвердил 107 проверочных листов для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Например, в списке проверочных листов есть такие:

  • порядок оформления приема на работу (проверочный лист N 1);
  • порядок прекращения трудового договора (проверочный лист N 4);
  • требования по предоставлению ежегодного основного оплачиваемого отпуска (проверочный лист N 6);
  • требования по установлению и выплате заработной платы (проверочный лист N 7).

Каждый проверочный лист представлен в виде таблицы из трех колонок:

  1. контрольный вопрос,
  2. указание на нормативный акт, которым установлены проверяемые обязательные требования,
  3. варианты ответов на вопрос («Да», «Нет», «Не относится»).

На плановой проверке инспекторы смогут задавать только те вопросы, которые включены в проверочные листы.

На заметку: проверочные листы начнут применяться:

с 1 января 2018 года при проведении  плановых проверок работодателей, относящихся к категории умеренного риска;

с 1 июля 2018 года – при проведении плановых проверок всех работодателей.

О риск-ориентированном подходе к планированию проверок в сфере труда и отнесению работодателей к категориям риска Вы можете узнать в обзоре «С 1 марта 2017 года изменился порядок проведения плановых проверок ГИТ».


Можно ли перевести основного работника на должность, занимаемую совместителем

Возможности: договор с совместителем может быть расторгнут на том основании, что на его должность принимается сотрудник, для которого эта работа будет являться основной.

Минтруд в Письме от 07.11.2017 N 14-2/В-986 пояснил, как оформить перевод работника, для которого эта работа будет основной, на место работника-совместителя.

По мнению Минтруда, совместителя можно уволить по дополнительному основанию, предусмотренному ст. 288 ТК РФ. Таким основанием для расторжения с совместителем трудового договора, заключенного на неопределенный срок, является прием на работу лица, для которого эта работа станет основной.

При этом вместо совместителя может быть принят работник на условиях полного рабочего времени, а также и на иных условиях – с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. Важно, чтобы для нового работника эта работа была основной.

С работником, для которого указанная работа будет основной, трудовые отношения, по мнению Минтруда, можно оформить путем перевода на основании ст. 72.1 ТК РФ.

На заметку: не допускается расторжение трудового договора по ст. 288 ТК РФ с совместителем, если с ним заключен срочный договор. Его можно уволить только на общих основаниях. Этот вывод подтвержден судебной практикой (см. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 01.04.2014 по делу N 33-1702/14, Апелляционное определение Иркутского областного суда от 05.02.2014 по делу N 33-839/14).

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС

Что будет, если не заплатить налоги до 1 декабря

Риски: несвоевременная уплата налога приведет к дополнительным финансовым расходам и, возможно, к репутационным потерям.

До 1 декабря 2017 года надо уплатить три имущественных налога за 2016 год: транспортный, земельный и налог на имущество физических лиц.
Эксперт компании «ЭЛКОД» в Налоговом ликбезе напоминает, что после наступления срока уплаты имущественного налога (1 декабря) инспекция при выявлении недоимки сформирует требования об уплате налога и пени и направит в адрес должника в следующие сроки:
 

Сумма задолженности

Срок направления требования со дня выявления недоимки

Превышает 3 000 руб.

Не позднее 10 календарных дней

Составляет от 500 руб. до 3 000 руб.

Не ранее 1 месяца, но не позднее 2 месяцев

Не превышает 500 руб.

Не позднее 10 месяцев со дня выявления недоимки

 

При этом сумма налога в требовании будет увеличена на сумму пени (пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ):
 

Сумма пеней

=

не уплаченная в срок сумма налога

х

количество календарных дней просрочки

х

1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России


Указанные в требовании суммы необходимо уплатить в течение 8 рабочих дней со дня получения требования, если в нем не указан более продолжительный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Если проигнорировать и требование налоговый орган может поставить в известность работодателя о наличии у сотрудников задолженности по налогам и сумме задолженности.
Если указанные выше меры не привели к погашению задолженности, налоговая инспекция для взыскания недоимки и пеней обратится в суд в следующие сроки (ст. 48 НК РФ):

Сумма задолженности

Срок обращения в суд

Не превышает 3 000 руб. по одному требованию

В течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога

Не превышает 3 000 руб. по нескольким требованиям

В течение 6 месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога

Превысила 3 000 руб. по нескольким требованиям

В течение 6 месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3 000 руб.


Получив решение суда, налоговая инспекция направляет его в Федеральную службу судебных приставов. После этого взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика — физического лица производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
С целью взыскания задолженности по налогу и пеням за счет имущества налогоплательщика судебные приставы-исполнители в рамках исполнительного производства могут:

  1. Временно ограничить выезд за пределы территории России, если подтвержденная судом сумма задолженности превышает 30 000 рублей (ст. 67 Федерального закона № 229-ФЗ).
  2. Арестовать имущество должника, если сумма задолженности превышает 3 000 рублей (п. 7 части 1 ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ, п. 2 письма ФНС России от 21.10.2015 № ГД-4-8/ 18402@).
  3. Совместно с сотрудниками налоговых органов и инспекторами ГИБДД проводить рейды в общественных местах (аэропортах, крупных торговых точках и т.д.) в рамках мероприятий по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц (п. 15 письма ФНС России от 21.10.2015 № ГД-4-8/18402@).

Смотрите на конкретном примере, как за год может увеличиться размер не уплаченного в срок налога в сумме 1 000 рублей с учетом описанных выше обстоятельств.
На заметку: читайте в Налоговом ликбезе: До наступления срока уплаты налогов за 2016 год осталось меньше месяца (Васильева И.А.) (Оперативно и достоверно №22 (353), 13.11.17) как правильно оплатить налог за родственника, почему не всегда можно заплатить налоги через портал Госуслуги, а также какие еще есть способы уплаты налога.


Как перераспределить вычет по ипотечным процентам при покупке жилья супругами: разъясняет ФНС

Возможности: супруги, получая имущественный налоговый вычет, могут каждый год по своему усмотрению изменять распределение вновь понесенных расходов на уплату процентов по ипотечному кредиту.

Налогоплательщики могут вернуть 13% уплаченного налога в связи с погашением процентов по ипотеке (кредита на покупку жилья). Такой налоговый вычет предоставляется в сумме фактических расходов по уплате процентов  по целевым займам (кредитам):

  • полученным до 2014 года – без ограничения размера;
  • полученным начиная с 2014 года не более предельной суммы 3 млн руб.

ФНС России в Письме от 14.11.2017 N ГД-4-11/23004@ разъясняет, что в случае приобретения жилья супругами такое имущество является их совместной собственностью. При этом не имеет значения, на кого из супругов оформлено такое имущество и кто производил оплату. Поэтому если супруги приобретают в совместную собственность жилую недвижимость с помощью ипотеки, то имущественный налоговый вычет по процентам на ипотеку вправе получить каждый из них. Размер вычета определяется либо исходя из подтвержденных расходов каждого супруга, либо на основании заявления супругов о распределении их расходов на погашение процентов по кредиту.

Учитывая тот факт, что ипотечные кредиты, как правило, выдаются на длительный период времени, то и проценты по нему выплачиваются супругами не один год. Следовательно, определить заранее пропорцию понесенных расходов между супругами на весь срок уплаты процентов (весь срок ипотечного кредита) невозможно.

ФНС делает вывод, что супруги при представлении налоговой декларации 3-НДФЛ могут ежегодно изменять распределение вновь понесенных расходов на уплату процентов по ипотеке по своему усмотрению.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


Обновлены формы сообщений по имущественным налогам

Возможности: налогоплательщик, подавая сообщения о наличии объекта недвижимости или транспортного средства или выборе льготного объекта налогообложения, может выбрать способ информирования о результатах их рассмотрения.

С 11 ноября 2017 года изменились формы уведомлений, которые заполняют владельцы недвижимости или транспорта, когда сообщают о наличии у них объектов налогообложения, по которым не получили налоговое уведомление и не заявляли льготы, или выбирают, в отношении какого объекта недвижимости должна применяться льгота.

Налогоплательщик может представить эти уведомления в любой налоговый орган и выбрать способ информирования о результатах их рассмотрения. При этом ФНС России в Приказе от 02.10.2017 N ММВ-7-21/773@ уточнила, что при заполнении бланков от руки необходимо использовать чернила только черного цвета (ранее допускалось заполнение и синей ручкой).

Заполнить бланк сообщения о своей собственности (недвижимости и транспорте), «забытой» налоговой инспекцией, стало проще: не нужно заполнять сведения о месте жительства (месте пребывания) налогоплательщика и месте нахождения объектов недвижимости.

На заметку: напомним, срок представления сообщения о наличии объектов налогообложения – до 31 декабря года, следующего за истекшим годом. За непредставление или несвоевременное представление данного сообщения установлен штраф (п. 2.1 ст. 23, ст. 129.1 НК РФ).

Если льготник является собственником нескольких объектов налогообложения одного вида (например, двух квартир), то выбрать объект, в отношении которого будет применяться льгота, необходимо до 1 ноября налогового периода, начиная с которого применяется льгота. При отсутствии такого уведомления освобождение предоставляется в отношении объекта с максимальной суммой налога к уплате.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


МОСКВА

Утверждены краткосрочные планы реализации программы капремонта МКД в городе Москве

Возможности: граждане могут ознакомиться с порядком формирования краткосрочных планов программы капремонта жилых домов в городе Москве.

Постановлением Правительства Москвы от 08.11.2017 N 828-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капремонта общего имущества в МКД на территории города Москвы.
Краткосрочные планы разрабатываются в целях конкретизации сроков оказания услуг или выполнения работ по капремонту общего имущества в МКД, а также уточнения планируемых видов работ и услуг по ремонту, предусмотренных региональной программой. Краткосрочный план утверждается сроком на три года.
В целях формирования предложений о необходимости внесения изменений в региональную программу и краткосрочный план уполномоченный орган создает Комиссию по рассмотрению вопросов включения в такой план работ по капитальному ремонту инженерных систем и конструктивных элементов.
Краткосрочный план и изменения в него публикуются на официальном сайте уполномоченного органа не позднее 10 рабочих дней со дня их утверждения.
На заметку: уточнить, включен ли Ваш дом в программу, можно на сайте Региональной программы капремонта.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Изменены нормативы потребления природного газа в Московской области при отсутствии приборов учета

Возможности: с 1 января 2017 года действует правило, согласно которому объем потребления природного газа рассчитывается с учетом количества собственников помещения

Постановлением Правительства МО от 07.11.2017 N 914/40 внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 09.11.2006 N 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа».

В нормативы потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа внесено изменение в примечание: «При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем потребления природного газа рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения».
Ранее в случае отсутствия в жилых помещениях постоянно проживающих граждан нормативы потребления природного газа определялись исходя из среднестатистического количества членов семьи Московской области (2,7 чел.).
Следует учесть, что данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


В 2018 году отдельные социальные выплаты в Московской области будут проиндексированы

Возможности: с 1 января 2018 года отдельные социальные выплаты, пособия будут проиндексированы.

Постановлением Правительства МО от 10.10.2017 N 839/37 установлен размер индексации отдельных социальных выплат, пособий и единовременной материальной помощи в 2018 году – 1,01:
• для ежемесячных денежных выплат (ветеранам труда и военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и пострадавшим от политрепрессий, почетным донорам и лицам, имеющим трудовой стаж 50 лет и более);
• для пособия на ребенка, установленного частью 3 ст. 7 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ;
• для единовременной материальной помощи (на погребение).

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


Введены единые нормы освещения улиц и дорог в Московской области

Возможности: в Московской области вводятся единые нормы освещения улиц, дорог и пешеходных пространств.

В соответствии с Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" в целях определения единого подхода к установке, содержанию, размещению и эксплуатации средств наружного освещения и оформления, в том числе содержанию объектов наружного освещения, а также соблюдению требований к уровню освещенности на территории Московской области, Распоряжением Минэнерго МО от 14.09.2017 N 22-Р утверждены Нормы освещения, действующие с 9 октября 2017 года для вновь строящихся, реконструируемых и прошедших капитальный ремонт:

  • пешеходных пространств на территории муниципальных образований,
  • улиц и дорог сельских поселений,
  • улиц и дорог городских поселений с регулярным транспортным движением с асфальтобетонным покрытием.

С 1 января 2021 года вводятся Нормы освещения для уже существующих:

  • пешеходных пространств на территории муниципальных образований,
  • улиц и дорог сельских поселений,
  • улиц и дорог городских поселений с регулярным транспортным движением с асфальтобетонным покрытием.

До момента вступления в силу указанных выше норм, действуют временные Нормы освещения.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

В какой срок, какую сумму страховых взносов и куда должен заплатить ИП за 2017 год?

Возможности: ФНС направит всем ИП извещения, в которых укажет реквизиты налогового органа, размер страховых взносов и сроки их уплаты.

Уплата ИП страховых взносов за себя осуществляется независимо от возраста, вида деятельности и факта получения от предпринимательской деятельности доходов в конкретном расчетном периоде.

Взносы ИП в фиксированном размере, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, считаются, исходя из МРОТ (7 500 руб.) и в 2017 году составляют:

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Обязательное медицинское страхование (ОМС)

Если доход не превышает 300 000 руб.

МРОТ x Тариф (26,0%) x 12 = 23 400 руб.

МРОТ x Тариф (5,1%) x 12 =
4 590 руб.

Если доход превышает 300 000 руб.

23 400 руб. + (1% от суммы дохода свыше 300 000 руб.),

но не более:

8 x МРОТ x Тариф (26,0%) x 12 = 187 200 руб.


В общей сложности каждый ИП должен будет обязательно уплатить 27 990 руб.

В случае если ИП начинают или прекращают предпринимательскую деятельность в течение года, размер страховых взносов за год определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала (окончания) деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

КБК на 2017 год:

Сроки уплаты за 2017 год:

  • по ОПС, если доход не превышает 300 000 руб., - не позднее 31.12.2017;
  • по ОПС, если доход превышает 300 000 руб., - не позднее 01.04.2018;
  • по ОМС - не позднее 31.12.2017.

Чтобы ИП без работников не забыл заплатить взносы за себя, инспекторы теперь будут направлять им извещение (по почте или ТКС), в котором укажут реквизиты налоговой инспекции, размер взносов и сроки уплаты (Письмо ФНС России от 24.10.2017 N ГД-4-11/21487@).

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс


Можно ли размер аванса в компании установить в твердой сумме (например, 10 000 руб.)? Или лучше как процент от оклада (например, 40%)?

Риски: если у работодателя в локальном нормативном акте предусмотрена выплата зарплаты за первую половину месяца в фиксированной сумме или в процентах от оклада, это может быть расценено как нарушение трудового законодательства.

Согласно ч. 6 ст. 136 ТК РФ зарплату работникам надо выплачивать:

  • за первую половину месяца (аванс) - не позднее 30-го (31-го) числа текущего месяца;
  • за вторую половину месяца - не позднее 15-го числа следующего месяца.

При этом Трудовым кодексом не определен конкретный размер заработной платы за полмесяца. Данный вопрос организация решает самостоятельно и закрепляет в трудовом или коллективном договоре либо локальном нормативном акте организации (например, в положении об оплате труда).

При этом необходимо учитывать следующее. На основании ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:

1. Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Это может быть, например, оклад (должностной оклад) или тарифная ставка.

2. Компенсационные выплаты:

- доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- иные выплаты компенсационного характера.

3. Стимулирующие выплаты:

- доплаты и надбавки стимулирующего характера;

- премии;

- иные поощрительные выплаты.

Минтруд предлагает при определении размера выплаты зарплаты за первую половину месяца учитывать (Письма от 10.08.2017 N 14-1/В-725, от 03.02.2016 N 14-1/10/В-660):

  • оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время;
  • надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей). Это, например, компенсационная выплата за работу в ночное время в соответствии со ст. 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы.

Уменьшение размера заработной платы за первую половину месяца при начислении, по мнению Минтруда, может быть рассмотрено как дискриминация в сфере труда, ухудшение трудовых прав работников.

Подробнее читайте в СПС КонсультантПлюс

 

« предыдущая новость 
Назад к списку
 следующая новость »