Главная > В помощь бухгалтеру > Интернет-интервью

Интернет-интервью

Теперь у Вас есть уникальная возможность задать вопрос специалисту - напрямую обратиться к должностному лицу, представителю госструктуры и получить компетентные ответы на свои вопросы.
Группа компаний «ЭДВАЙЗЕР» организует интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управления.

До 26 октября 2012 года мы принимаем вопросы на тему «Антимонопольный контроль предоставления государственных (муниципальных) услуг:

- услуги, связанные с взиманием платы за предоставление государственных (муниципальных) услуг;

- услуги, связанные с предоставлением государственного (муниципального) имущества (аренда, приватизация);

- услуги, необходимые для предоставления государственных (муниципальных) услуг».

 

Отвечать на поступившие вопросы будет начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области Алпатова Диана Андреевна.

 

Уточнить информацию Вы можете по телефону 36-66-26 доб. 140, контактное лицо Меркулова Екатерина.
 
Оставьте свой вопрос, заполнив форму:


  • ФИО:*
  • Должность:*
  • Организация:*
  • Вопрос:


 

 

Антимонопольный контроль предоставления государственных (муниципальных) услуг:

 - услуги, связанные с взиманием платы за предоставление государственных (муниципальных) услуг;

 - услуги, связанные с предоставлением государственного (муниципального) имущества (аренда, приватизация);

 - услуги, необходимые для предоставления государственных (муниципальных) услуг».

 

Вопрос:  Можно ли обратиться за помощью в антимонопольный орган, если с организации потребовали плату за оказание государственной или муниципальной услуги, а по закону она должна предоставляться бесплатно?

 

Да, указанные действия являются нарушением не только Федерального закона от 27.07.2012 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», но и одновременным нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Вопрос: Законно ли направление органами, оказывающими государственные или муниципальные услуги, в фирмы, помогающие заполнять документы, снимающие копии и т.д., и указание, что это надо сделать обязательно, иначе …?

 

Нет. При этом, действия органа власти, вынуждающие заявителя обратиться к посредникам, являются самыми распространенными нарушениями по предъявлению незаконных требований. То есть, по сути, обращение к посредникам становится условием получения государственной (муниципальной) услуги, что содержит признаки нарушения не только части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», но и статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон от 27.07.2012 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закрепил очень важное положение, согласно которому при предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включенных в перечни необходимых и обязательных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2012 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечни необходимых и обязательных услуг подлежат обязательному утверждению:

- постановлением Правительства РФ — в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг;

- нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации — в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг;

- нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления — в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Действия по предъявлению требований к хозяйствующему субъекту, обратившемуся за получением государственной (муниципальной) услуги, предварительно получить услугу, не включенную в соответствующий перечень, приводят к нарушению пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления не предусмотренных законодательством требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 

Вопрос: Как часто в УФАС обращаются предприниматели с жалобами на бездействия местных властей в сфере оказания муниципальных услуг, связанных с предоставлением земельных участков для хозяйственной деятельности?

 

Подобного рода жалобы поступают в Тульское УФАС России очень редко, как и жалобы, связанные с неправомерными действиями властей при предоставлении земельных участков.

Однако Тульское УФАС России обладает достаточно широким спектром полномочий для противодействия с подобного рода нарушениями. Так по результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя, которому органы местного самоуправления отказывали в заключении договора аренды земельного участка по надуманным основаниям, данным органам было выдумано предписание, на основании которого в течении месяца с предпринимателем был заключен договор аренды.

 

Вопрос: Обязательно ли проведение торгов для заключения договоров аренды с целью размещения отделений почты в объектах муниципального недвижимого имущества?

 

Не обязательно.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение, в том числе, договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов возможно для размещения сетей связи, объектов почтовой связи.

 

Вопрос:  Можно ли изменять условия договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов?

 

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы, целевое назначение объекта и другие существенные условия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Если говорить о договорах, заключенных по результатам торгов, то подпункты 16 пунктов 40, 114 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 № 67) не допускают изменение условий договора, заключенного на торгах, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.

В соответствии с частью 8 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении и (или) исполнении указанных в частях 1 и 3 рассматриваемой статьи договоров их цена может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

При этом документация о торгах должна содержать порядок пересмотра цены договора (цены лота) в сторону увеличения, а также указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена сторонами в сторону уменьшения.

 

Вопрос: В 2005 – 2006 годах на основании решения представительного органа о целевом предоставлении были заключены договоры аренды недвижимого муниципального имущества сроком на 11 месяцев. В последующем они неоднократно заново перезаключались на новый срок.

Можно ли в связи с целевым предоставлением данного имущества в аренду заключить новый договор в отношении этого же имущества с тем же арендатором на новый срок без проведения торгов?

 

Нет, по данному основанию нельзя.

Однако часть 4 статьи 53 Закона «О защите конкуренции» устанавливает, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Также основания для заключения договоров аренды муниципальным недвижимым имуществом без проведения торгов установлены частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

 

Вопрос: Госучреждение планирует сдать в аренду федеральное имущество, принадлежащее ему на праве оперативного управления. Если аукцион будет признан несостоявшимся в связи с тем, что на один лот – одна заявка, можно ли заключить договор аренды в этом случае?

 

Да, данное право предусмотрено пунктом 15 части 1, частью 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Так, часть 3 статьи 17.1 устанавливает, что заключение договоров аренды в отношении государственного недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением, осуществляется в порядке, установленном частью 1 рассматриваемой статьи.

Одновременно пункт 15 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» устанавливает, что для организатора торгов является обязательным заключение договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона

 

Вопрос: Можно ли заключить договор с единственным участником аукциона по продаже государственного или муниципального имущества?

 

Нет, в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся осуществляется продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").

 

Вопрос: Необходимо ли размещать информацию о проведении аукционов по статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» в печатных СМИ?

 

Нет, с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции»), в связи с чем требование о необходимости опубликования соответствующей информации в официальных печатных изданиях прекратило действие.

 

Архив Интернет-интервью